История Наурыза, одного из самых древних праздников, насчитывает более пяти тысячелетий. Традиция его празднования у народов Востока возникла задолго до принятия мусульманства. По восточному летоисчислению он соответствует иранскому Новому году и в переводе с фарси «Наурыз» означает «Новый день». Упоминания о Наурызе есть в трудах античных и средневековых авторов, о нем писали поэты и мыслители Востока Махмут Кашгари, Абу Райхан Бируни, Фирдоуси, Алишер Навои, Омар Хайям. Для народов Центральной Азии это особенный праздник, традиции которого направлены на развитие лучших человеческих качеств – открытости, отзывчивости, сердечности.
«Этот праздник объединяет весь наш народ. Его мы празднуем как единая нация. Наурыз олицетворяет собой общие для всей страны ценности. Поэтому Наурыз является воистину народным праздником. Этот великий день олицетворяет такие качества, как братство, заботу о ближнем, уважение, патриотизм. Мы – народ, верный заветам предков», – отметил Президент страны, отмечая его особую значимость.
По новой концепции праздника, предложенной Главой государства, с этого года казахстанцы отмечают его в течение десяти дней. Торжественное шествие Наурыза по стране началось с древнего праздника Амал, или «Көрісу», или «Қауы-шу», дословно «свидеться», «увидеться».
21 марта объявлено днем «Ынтымақ» – День всенародного единения. Согласно концепции, этот день несет в себе воспоминание о прошлом, понимание важности вклада наших предков в формирование и сохранение настоящего. Это дань памяти важным историческим событиям, сыгравшим особую роль в становлении государственности казахов. Он также символизирует важность объединения различных групп и общественных слоев в стране.
У ИСТОКОВ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
Традиция празднования Наурыза в казахской степи началась с периода хана Тауке и связана с именем Толе би. Этот период, характеризующийся расцветом торговли, единства народа, установления мира и спокойствия, принято считать «золотым веком» Казахского ханства.
«Один только праздник в степи, когда казах чувствует себя казахом, – наурызнама. В эти дни хаджи читают посвященную книгу Наурыза «Салдама», – отмечал ученый и поэт Машхур Жусип.
День весеннего равноденствия казахи считали началом нового года и называли «Ұлыстың ұлы күні» (Великий день народа). В этот день прекращались войны, а аксакалы использовали праздник для примирения враждующих родов. Наурыз был главным праздником в степи. Радуясь весне, казахи говорили «қыстан шықтық» – вышли из плена зимы. «Все ли живы? Сохранили ли скот?», – первые вопросы, которые они задавали друг другу, встретившись после зимы, потому как скот – главное богатство кочевника и от того, удалось ли сохранить поголовье, как пережили зимовку животные, зависело будущее благосостояние степняков. С наступлением тепла аул покидал зимовье и отправлялся на весеннее пастбище жайляу – так начиналось летоисчисление кочевников.
Праздник Наурыз имеет непростую судьбу. В советскую эпоху в 1926 году он был запрещен, как пережиток прошлого. Тем не менее его продолжали отмечать в узком семейном кругу, особенно в сельской местности. В Казахстане праздник возродили в 1988 году. Официальное признание он получил 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны «Наурыз мейрамы» и стал одним из любимых праздников казахстанцев.
Он олицетворение единства, мира и дружбы всех народов, проживающих в республике. Казахский народ свято чтит унаследованные от предков добрые обычаи и традиции, а главные качества – душевную щедрость, гостеприимство, дружелюбие, уважительное отношение к старшим – наш народ демонстрировал в самые непростые моменты своей истории, приняв участие в судьбе разных этносов, оказавшихся здесь вопреки своей воле.
СИМВОЛ ВЕСЕННЕГО ОБНОВЛЕНИЯ
У разных народов светлый весенний праздник обновления природы звучит по-разному – Наурыз, Новруз, Нооруз, Навруз-байрам, но суть его одна. Его традиции направлены на развитие лучших человеческих качеств – открытости, отзывчивости, сердечности.
По мнению ученых и востоковедов, Наурыз не имеет ничего общего с религией. Традиция празднования Наурыза у народов Востока возникла задолго до возникновения ислама и принятия мусульманства. Существует несколько календарей, в том числе, и иранский. Согласно этому календарю, жители древних азиатских стран вели годовой отсчет не с зимы, а с момента прихода весны. Эта традиция отражена и в самом названии праздника – ведь слово «новруз» в переводе с фарси означает «новый день».
В истории человечества насчитывается несколько больших праздников, которые отмечаются либо повсеместно, либо в регионах, объединенных одними и теми же культурными традициями. К таким относится праздник Наурыз, который знаменует собой наступление одного из главных астрономических циклов – наступление весеннего равноденствия.
Происхождение праздника связано с поклонением Солнцу. Древнейшая религия Востока – зороастризм – была основана на поклонении огню. Люди в те времена почитали Солнце и его земное проявление – огонь. Весеннее равноденствие являлось для них моментом, когда Солнце (или полуденный дух) побеждало зимний холод и полностью вступало в свои права. По сей день жизнеутверждающий, веселый и яркий праздник Наурыз у некоторых народов сопровождается разведением костров.
Первыми отмечать Наурыз стали с IV веков до н.э. в Персии. Могущественное государственное образование раннего средневековья было основано династией Ахеменидов на территории Азии и, занимая часть Европы, простиралось от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от первого порога Нила на юге до Закавказья на севере. Ахемениды были последователями зороастризма и потому Наурыз для них считался главным праздником.
После исламизации Ближнего Востока праздновать Навруз не прекратили, но отмечают его только представители народов, живших здесь до прихода арабов, до распространения ислама и возникновения Арабского халифата. Арабы Наурыз не празднуют, а в Турции официальное празднование этого торжества было запрещено с 1925 года по 1991 год, в Сирии этот праздник до сих пор под запретом.
В 2009 году праздник Наурыз был внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
НАУРЫЗ ШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ
Традиции празднования Наурыза у разных народов схожи. Во всяком случае, в Азербайджане, Индии, Афганистане, Турции и в странах Средней Азии отмечается много общего в праздновании, причем многие традиции связаны именно с праздничным столом.
В Азербайджане Навруз-байрам – государственный праздник и объявляется выходным вне зависимости от того, на какой день недели выпадает.
В первый день праздника принято не только обмениваться пожеланиями добра, но и угощать родных, соседей, друзей и даже обычных прохожих какими-либо вкусностями – как правило, это сладости. Каждый день праздника стоит начинать с чего-то сладкого.
В Узбекистане Навруз отмечают в течение 13 дней. Здесь верят, что дела, сделанные человеком в этот период, будут сопутствовать ему весь год. Поэтому принято прощать друг другу долги, жить со всеми в мире.
Главным среди обычаев празднования Навруза в Узбекистане остается новогоднее угощение «сумаляк» – кушанье, приготовленное на дровяном огне из муки и пророщенных зерен пшеницы, иногда с добавлением пряностей. Проросшее зерно символизирует жизнь, тепло, изобилие и здоровье. В этот день хозяйки жарят особые пирожки с зеленью, готовят «нишалду» – сладкий десерт из яичных белков, взбитых с сахаром и душистыми кореньями трав, пекут слоеную самсу, в котлах дымится ароматный плов.
Кыргызы называют праздник «Нооруз». Если в этот день рождается ребенок, то ему непременно дают имя по названию месяца, а если выпадает снег, то это считается добрым знаком. В каждом доме расстилают «дасторкон» – белую скатерть, на которой расставлены различные яства. В некоторых домах, как это было раньше, для угощения соседей готовят традиционную похлебку, именуемую в народе «сумелек» из пшеничного солода с добавлением муки, масла и сахара. Накануне праздника люди приводят в порядок жилье, расплачиваются с долгами, мирятся со всеми, с кем были в ссоре.
У туркмен с древним весенним праздником связаны некоторые приметы, которые и сегодня популярны в народе. Например, считается, если в Навруз будет пасмурно, то такая погода продержится до июня. Если в Навруз идет снег или дождь – год будет урожайным. Урожай фруктов будет богатым, если в Навруз ветки фруктовых деревьев сочатся и обильным будет урожай зерновых, если в этот период погода будет холодная.
ЛЮБИМОЕ ТОРЖЕСТВО КАЗАХОВ
Наурыз был главным праздником в степи. В старину в этот день наши предки, проснувшись с восходом солнца, ставили на огонь казан, погрузив в него оставшееся с зимы мясо, справлялись о здоровье друг друга, прощали обиды. В этот день молодежь просит благословения у аксакалов. По традиции за весь световой день следует обойти всех родственников и друзей, обязательно постучаться в 40 дверей. Чтобы встретить гостей как положено, в каждом доме варилось мясо, жарились баурсаки, накрывался щедрый стол.
Ночь накануне 22 марта называлась «Қадыр түні» (Ночь благословения). По традиции в эту ночь люди бодрствовали – ждали Кыдыр ата, святого белобородого старца с посохом, который приносит благополучие, счастье, удачу. По поверью, он благословит дом, в котором царят чистота и помыслы хозяев благородны. И потому накануне праздника женщины приводили в порядок жилища, украшали юрты нарядным убранством, мужчины чистили территории стоянок, вычищали источники и водоемы, сажали деревья. Как говорится в народе: «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо», «Срубил одно дерево – посади десять!».
В ночь на 21 марта вся посуда, имевшаяся дома, наполнялась молоком, айраном, зерном или ключевой водой. Не случайно одно из пожеланий на Наурыз – «Ақ мол болсын!». Добрым обычаем, принятым в народе, является наурыз-бата – аксакалы, напутствуя молодых, дают им свое благословение.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА
Комментарий нет. Напишите первым!