Праздник единства, мира и дружбы - «Кызылординские Вести»

Праздник единства, мира и дружбы

21.03.2024

282 0

p1330822

История Наурыза, одного из самых древних праздников, насчитывает более пяти тысячелетий. Традиция его празднования у народов Востока возникла задолго до принятия мусульманства. По восточному летоисчислению он соответствует иранскому Новому году и в переводе с фарси «Наурыз» означает «Новый день». Упоминания о Наурызе есть в трудах античных и средневековых авторов, о нем писали поэты и мыслители Востока Махмут Кашгари, Абу Райхан Бируни, Фирдоуси, Алишер Навои, Омар Хайям. Для народов Центральной Азии это особенный праздник, традиции которого направлены на развитие лучших человеческих качеств – открытости, отзывчивости, сердечности.

«Этот праздник объединяет весь наш народ. Его мы празднуем как единая нация. Наурыз олицетворяет собой общие для всей страны ценности. Поэтому Наурыз является воистину народным праздником. Этот великий день олицетворяет такие качества, как братство, заботу о ближнем, уважение, патриотизм. Мы – народ, верный заветам предков», – отметил Президент страны, отмечая его особую значимость.

По новой концепции праздника, предложенной Главой государства, с этого года казахстанцы отмечают его в течение десяти дней. Торжественное шествие Наурыза по стране началось с древнего праздника Амал, или «Көрісу», или «Қауы-шу», дословно «свидеться», «увидеться».

21 марта объявлено днем «Ынтымақ» – День всенародного единения. Согласно концепции, этот день несет в себе воспоминание о прошлом, понимание важности вклада наших предков в формирование и сохранение настоящего. Это дань памяти важным историческим событиям, сыгравшим особую роль в становлении государственности казахов. Он также символизирует важность объединения различных групп и общественных слоев в стране.

У ИСТОКОВ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ

Традиция празднования Наурыза в казахской сте­пи началась с периода хана Тауке и связана с именем Толе би. Этот пе­риод, характеризующийся расцветом торговли, единства народа, установления мира и спокойствия, принято считать «золотым веком» Казахского ханства.

«Один только празд­ник в степи, когда казах чувствует себя казахом, – наурызнама. В эти дни хаджи читают посвящен­ную книгу Наурыза «Сал­дама», – отмечал ученый и поэт Машхур Жусип.

День весеннего равно­денствия казахи счита­ли началом нового года и называли «Ұлыстың ұлы күні» (Великий день наро­да). В этот день прекраща­лись войны, а аксакалы ис­пользовали праздник для примирения враждующих родов. Наурыз был глав­ным праздником в степи. Радуясь весне, казахи гово­рили «қыстан шықтық» – вышли из плена зимы. «Все ли живы? Сохранили ли скот?», – первые вопросы, которые они задавали друг другу, встретившись после зимы, потому как скот – главное богатство кочевни­ка и от того, удалось ли со­хранить поголовье, как пе­режили зимовку живот­ные, зависело будущее бла­госостояние степняков. С наступлением тепла аул покидал зимовье и отправ­лялся на весеннее пастби­ще жайляу – так начина­лось летоисчисление кочевников.

Праздник Наурыз имеет непро­стую судьбу. В советскую эпоху в 1926 году он был запрещен, как пережиток прошлого. Тем не менее его продол­жали отмечать в узком семейном кру­гу, особенно в сельской местности. В Казахстане праздник возродили в 1988 году. Официальное признание он получил 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны «Наурыз мейрамы» и стал одним из любимых праздников казахстанцев.

Он олицетворение единства, мира и дружбы всех народов, про­живающих в республике. Казахский народ свято чтит унаследованные от предков добрые обычаи и традиции, а главные качества – душевную ще­дрость, гостеприимство, дружелю­бие, уважительное отношение к старшим – наш народ демонстри­ровал в самые непростые момен­ты своей истории, приняв участие в судьбе разных этносов, оказавших­ся здесь вопреки своей воле.

СИМВОЛ ВЕСЕННЕГО ОБНОВЛЕНИЯ

У разных народов светлый весенний праздник обновления природы звучит по-разному – Наурыз, Новруз, Нооруз, Навруз-байрам, но суть его одна. Его традиции направлены на развитие луч­ших человеческих качеств – открыто­сти, отзывчивости, сердечности.

По мнению ученых и востокове­дов, Наурыз не имеет ничего общего с религией. Традиция празднования Наурыза у народов Востока возникла задолго до возникновения ислама и принятия мусульманства. Существу­ет несколько календарей, в том числе, и иранский. Согласно этому календа­рю, жители древних азиатских стран вели годовой отсчет не с зимы, а с мо­мента прихода весны. Эта традиция отражена и в самом названии празд­ника – ведь слово «новруз» в переводе с фарси означает «новый день».

В истории человечества насчиты­вается несколько больших праздни­ков, которые отмечаются либо повсе­местно, либо в регионах, объединен­ных одними и теми же культурны­ми традициями. К таким относится праздник Наурыз, который знамену­ет собой наступление одного из глав­ных астрономических циклов – на­ступление весеннего равноденствия.

Происхождение праздника связа­но с поклонением Солнцу. Древней­шая религия Востока – зороастризм – была основана на поклонении огню. Люди в те времена почитали Солнце и его земное проявление – огонь. Ве­сеннее равноденствие являлось для них моментом, когда Солнце (или полуденный дух) побеждало зимний холод и полностью вступало в свои права. По сей день жизнеутверждаю­щий, веселый и яркий праздник Наурыз у некоторых народов сопрово­ждается разведением костров.

Первыми отмечать Наурыз стали с IV веков до н.э. в Персии. Могуще­ственное государственное образование раннего средневековья было основано династией Ахеменидов на территории Азии и, занимая часть Европы, прости­ралось от реки Инд на востоке до Эгей­ского моря на западе, от первого поро­га Нила на юге до Закавказья на севе­ре. Ахемениды были последователями зороастризма и потому Наурыз для них считался главным праздником.

После исламизации Ближнего Вос­тока праздновать Навруз не прекрати­ли, но отмечают его только представи­тели народов, живших здесь до прихо­да арабов, до распространения ислама и возникновения Арабского халифата. Арабы Наурыз не празднуют, а в Тур­ции официальное празднование этого торжества было запрещено с 1925 года по 1991 год, в Сирии этот праздник до сих пор под запретом.

В 2009 году праздник Наурыз был внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

НАУРЫЗ ШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ

Традиции празднования Науры­за у разных народов схожи. Во вся­ком случае, в Азербайджане, Индии, Афганистане, Турции и в стра­нах Средней Азии отмечается мно­го общего в праздновании, причем многие традиции связаны именно с праздничным столом.

В Азербайджане Навруз-байрам – государственный праздник и объяв­ляется выходным вне зависимости от того, на какой день недели выпадает.

В первый день праздника при­нято не только обмениваться поже­ланиями добра, но и угощать род­ных, соседей, друзей и даже обыч­ных прохожих какими-либо вкус­ностями – как правило, это сладо­сти. Каждый день праздника стоит начинать с чего-то сладкого.

В Узбекистане Навруз отмечают в течение 13 дней. Здесь верят, что дела, сделанные человеком в этот период, будут сопутствовать ему весь год. Поэтому принято прощать друг другу долги, жить со всеми в мире.

Главным среди обычаев праздно­вания Навруза в Узбекистане оста­ется новогоднее угощение «сума­ляк» – кушанье, приготовленное на дровяном огне из муки и пророщен­ных зерен пшеницы, иногда с до­бавлением пряностей. Проросшее зерно символизирует жизнь, тепло, изобилие и здоровье. В этот день хо­зяйки жарят особые пирожки с зе­ленью, готовят «нишалду» – слад­кий десерт из яичных белков, взби­тых с сахаром и душистыми коре­ньями трав, пекут слоеную самсу, в котлах дымится ароматный плов.

Кыргызы называют праздник «Нооруз». Если в этот день рож­дается ребенок, то ему непремен­но дают имя по названию меся­ца, а если выпадает снег, то это счи­тается добрым знаком. В каждом доме расстилают «дасторкон» – белую скатерть, на которой расстав­лены различные яства. В некоторых домах, как это было раньше, для уго­щения соседей готовят традиционную похлебку, именуемую в народе «суме­лек» из пшеничного солода с добавле­нием муки, масла и сахара. Накану­не праздника люди приводят в поря­док жилье, расплачиваются с долгами, мирятся со всеми, с кем были в ссоре.

У туркмен с древним весенним праздником связаны некоторые приметы, которые и сегодня популярны в народе. Напри­мер, считается, если в Нав­руз будет пасмурно, то такая погода продержится до июня. Если в Навруз идет снег или дождь – год будет урожай­ным. Урожай фруктов будет богатым, если в Навруз вет­ки фруктовых деревьев сочат­ся и обильным будет урожай зерновых, если в этот период погода будет холодная.

ЛЮБИМОЕ ТОРЖЕСТВО КАЗАХОВ

Наурыз был главным празд­ником в степи. В старину в этот день наши предки, про­снувшись с восходом солнца, ставили на огонь казан, погру­зив в него оставшееся с зимы мясо, справлялись о здоровье друг друга, прощали обиды. В этот день молодежь просит благословения у аксакалов. По традиции за весь световой день следует обойти всех родствен­ников и друзей, обязательно постучаться в 40 дверей. Что­бы встретить гостей как поло­жено, в каждом доме варилось мясо, жарились баурсаки, на­крывался щедрый стол.

Ночь накануне 22 марта на­зывалась «Қадыр түні» (Ночь благословения). По традиции в эту ночь люди бодрствова­ли – ждали Кыдыр ата, свято­го белобородого старца с посохом, который приносит благополучие, счастье, удачу. По поверью, он бла­гословит дом, в котором царят чи­стота и помыслы хозяев благород­ны. И потому накануне праздни­ка женщины приводили в порядок жилища, украшали юрты наряд­ным убранством, мужчины чисти­ли территории стоянок, вычищали источники и водоемы, сажали дере­вья. Как говорится в народе: «Пусть останется в памяти от человека де­рево, нежели стадо», «Срубил одно дерево – посади десять!».

В ночь на 21 марта вся посуда, имевшаяся дома, наполнялась мо­локом, айраном, зерном или клю­чевой водой. Не случайно одно из пожеланий на Наурыз – «Ақ мол болсын!». Добрым обычаем, приня­тым в народе, является наурыз-ба­та – аксакалы, напутствуя молодых, дают им свое благословение.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: