Встречаем весну по традициям предков - «Кызылординские Вести»

Встречаем весну по традициям предков

23.03.2024

361 0

vstrechaem vesnu po tradicijam predkov3

По традиции на Наурыз проводятся состязания по национальным видам спорта и играм. В этой публикации расскажем об особенностях некоторых из них.

Ақ сүйек

Это одна из древних игр казахского народа. В качестве реквизита использовалась крупная кость, которая обязательно должна быть выгоревшей на солнце до белизны, чтобы ее можно было разглядеть издали. Поэтому игра и получила название «ақ сүйек» (белая кость). Участники игры делились на две команды, ведущий отходит как можно дальше и закидывает кость в неизвестном направлении. Игроки расходятся, чтобы найти ее. Тот, кто ее найдет должен передать своему игроку и далее как в эстафете, игроки начинают передавать ее друг другу, чтобы как можно быстрее донести до финиша. Соперники пытаются отобрать у них кость. Команда, которая донесла кость до назначенного места и становится победителем. Проигравшая команда, в качестве «наказания» должна развлечь победителей с помощью песен и танцев. Эта игра учит быть быстрым и находчивым.

В то же время, эта игра в старину являлась хорошим способом для знакомства или признания в любви. Как известно, девушки до замужества у казахов не могли свободно встречаться с джигитами, как, например, сейчас. Чаще всего девушек сватали еще с колыбели. Поэтому любое неформальное общение с другими представителями мужского пола было сведено к минимуму. В этой игре, когда игроки разбредались в поисках кости, влюбленные, заранее сговорившись, шли вместе или в одну сторону. Так они получали возможность поговорить.

Теңге ілу

 Обычно такую игру устраивают по случаю свадьбы или обряда обрезания. В ходе испытания проверяется выносливость и ловкость джигита на скаку. Некоторые не справляются с заданием и падают с коня.

В ауле, когда долго не было свадьбы, эту игру проводили как ритуальное действо. В платочки заворачивали украшения для новой невесты. Платочки зарывались глубоко в ямки, куда могла поместиться только рука. Джигиты должны были точно попасть рукой в ямки, извлечь украшения и унести с собой, не останавливаясь. Тот, кто доставал платочек, мог взять его в качестве подарка для невесты или подарить любимой девушке.

Тоғызқұмалақ

История возникновения этой игры насчитывает четыре тысячи лет и, возможно, даже больше, по мнению некоторых экспертов. Это настольная игра на доске на логику и смекалку, призванная развивать логическое математическое мышление и выдержку. Главный ее принцип – использование всех четырех математических действий. Ее еще называют «алгеброй чабанов».

В этой настольной игре используют четырехугольную деревянную доску, в которой есть продолговатые лунки – их называют «отау» и «казан». В игре важно проявить скорость подсчета и тактику. Основная задача – перекладывая камушки в игровых лунках, собрать их как можно больше в свой «казан». Игра может продолжаться по четыре-пять часов.

Аударыспақ

Основная цель конноспортивной игры – тренировка будущих воинов. Если коротко, то суть игры заключается в том, чтобы стащить противника с седла. Два джигита соревнуются в силе и умении держаться на коне. Стартуют примерно в метрах 400-500 друг от друга.

Успех зависит как от физической подготовки наездника, так и от выносливости коня. При этом строго запрещается удерживаться за седло, гриву или шею животного. Если участник сбивает седока с лошади и сажает его на свою, это считается чистой победой.

Қазақша күрес

 Эта борьба является одним из древних видов спорта у казахов и неразрывно связана с историей жизни нашего народа. Победившие борцы возводились в ранг героев, и пользовались в народе огромным уважением как атлеты, показавшие необычайно яркие примеры настоящего мужества и невероятной физической силы.

vstrechaem vesnu po tradicijam predkov2

Этот вид борьбы требует смелых и вольных действий, максимального использования всего потенциала организма и всех методов приема как «шалу – подсечка», «жата тастау – броски лежа», «арқалай тастау – броски со спины», «қол байлап күресу – борьба со сцепленными руками», «салмақпен басу – подавление противника весом тела», «тіресу – противостояние», «ашадан алу – бросок», «аяқтың басымен іліп тастау – подсечка ногой», «жамбасқа алып иіре лақтыру – броски с бедра», «белінен қысу – опоясывание руками», «тірсектен шалу – подсечка через коленный изгиб».

Асық ату

Национальные игры часто развивались в соответствии с социально-экономическими условиями. В традиционной казахской культуре, основанной на скотоводстве, национальные игры были тесно связаны с этой отраслью. Игра в альчики считается одной из старейших в истории нашего народа. Она способствовала развитию навыков и координации движений у детей, а также учила
сосредоточенности.

Асык – это не только кость коленного сустава овцы или барана, но и сакральный символ наследника. Казахи иносказательно называют мальчиков «асықшашар», то есть тот, кто раскидает асыки. А девочек «кестетігер», то есть та, что будет шить. Издревле считается, что асыки приносят удачу. Существовал обычай дарить асыки тем, кто мечтает о рождении сына. Также кости подвешивали у изголовья новорожденного, как оберег от сглаза. Аксакалы собирали асыки для своих внуков задолго до их появления на свет. Люди верили, что чем больше асыков, тем больше будет последователей рода.

vstrechaem vesnu po tradicijam predkov

Играют в эту игру в теплое время года. Простые асычки иногда раскрашиваются в разные цвета, они ценятся в зависимости от своего размера и веса и имеют разные названия. Цель игры состоит в том, чтобы, бросая свой асык, выбить альчики других играющих, расставленные в кругу.

Тот, кому удается это сделать, забирает себе выбитый асык. Игра продолжается до тех пор, пока на кону остаются асыки. Кроме того, каждый участник игры должен иметь свой собственный асык (сака), в котором для большей устойчивости и пробивной силы заливали свинец.

Жамбы ату

По условиям этой интересной игры, существующей у многих тюркских народов, участник должен на скаку сбить приз, который устанавливали на определенной высоте. Мешок с призом подвешивали на веревке из конского волоса или на ремне. Побеждал тот, кто сумел сбить его с наименьшим количеством попыток. Меткость и сила – основные критерии для победы.

В советские годы игра была предана забвению, как и многое, связанное с традициями. С обретением независимости она вновь начала набирать популярность, увеличивая число любителей померяться силой и зоркостью. В 2014 году состоялись первые турниры по жамбы ату, позже создана целая федерация, проводились и международные турниры.

Көкпар

Это одна из самых популярных игр. Для участия в ней необходимо быть не только хорошим наездником, уметь держаться в седле, но и иметь большую силу, крепкую хватку. В центре поля, на расстоянии 20-30 метров от участников, бросается туша барана. Игра заключается в том, что наездник должен захватить тушу и не дать своему врагу забрать ее. Тот, кто окончательно захватил тушу и бросил ее во вражеский “казан” (ворота) – победитель.

Изначально игра была довольно жестокой, так как игроки могли применять друг к другу физическую силу, но в нынешнее время это запрещено. Игра в кокпар имеет две разновидности: первая – где соревнуются джигиты (парни) из двух разных аулов (дада-тартыс), и вторая – где состязаются джигиты из одного аула (жалпы-тартыс). Жюри следит за ходом игры и выносит решения о нарушениях правил, за которые игрок может быть временно отстранен на две минуты. Каждый этап игры длится 20 минут и завершается 10-минутным перерывом.

Баглан АМАНЖОЛОВ

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: