Возрождая семейные ценности - «Кызылординские Вести»

Возрождая семейные ценности

16.03.2024

212 0

img 1004jeto

Национальные традиции – это составляющие жизни казахского народа. Одной из основных из них, ставшей особенностью характера кочевников, стали семейные традиции. Созданию крепкой семьи всегда уделялось особое внимание. Именно с этим обычаем у казахов связаны самые интересные и самобытные обряды. Многие из них давно изжили себя, большинство крепко хранят в себе оттенки прошлого.

По традиции считалось, что такие ритуалы, как смотрины, сватовство, свадьба, способствуют прочному союзу молодой пары. Брак считался священным и должен был быть нерушимым, поэтому родители готовились к свадьбе с особым усердием и активностью. В первую очередь важно было не ошибиться в выборе невестки (жениха).

В древности существовал обычай сватовства детей еще с колыбели «бесік құда». Умудренные жизненным опытом родители сами подыскивали достойную пару своему чаду. Главным образом учитывались родовая принадлежность, взаимоотношения между семьями. Немаловажным фактором было и материальное благосостояние. С самого раннего возраста детям внушали, что они предназначены друг другу судьбой, Всевышним.

Часто связанные крепкой дружбой семьи, для дальнейшего упрочения взаимоотношений, договаривались стать сватами еще до рождения детей. Такое сватовство называлось «бел құда». В обоих случаях сговора между родителями будущих молодоженов, редко кто из них прислушивался к мнению своих детей. Перечить и неповиноваться старшим – значит нарушить сложившиеся веками устои и традиции. Моя собеседница, 75-летняя Жаныл апа призналась, что она в свое время вышла замуж, следуя обряду «бел құда».

– Нас в семье было трое девочек, – вспоминает она. – Мой отец еще до моего рождения обещал своему другу стать сватами. Несмотря на то, что я полюбила другого молодого человека, возразить отцу не могла. Его решение было неоспоримым и однозначным в семье. В ауле все относились к нему с большим уважением и почтением.

 Жаныл апа с пониманием и женской мудростью относилась к жизни, к своим обязанностям – жены, матери. Вместе с мужем воспитали семерых детей, на радость растут более 20 внуков.

Обычным явлением в казахских традициях было и то, что будущие молодожены не были знакомы друг с другом до самой свадьбы. Большинство наших бабушек, матерей так и выходили замуж, постепенно привыкая к совместной супружеской жизни. Невольно вспомнила рассказы моей покойной бабушки Бибисары, судьба которой была предрешена таким же образом. А после смерти супруга она стала женой его брата. Этот брачный обычай, называемый у казахов аменгерлик (левират), был свойственен многим народам. Был как средством продолжения рода умершего, способствовал сохранению потомства данного рода в родной семье. Что удивительно, обычай аменгерства практиковался в Казахстане вплоть до 1960-1970-х годов. Поэтому сегодня часто в семьях старшего поколения можно заметить наличие двух фамилий. Этот своеобразный обычай коснулся большинства наших казахских семей. Не понаслышке знаю, что случаи аменгерства встречаются и в наши дни. Так во время одной из поездок в Казалинский район я познакомилась с молодой женщиной. Она рассказала о своей судьбе. Как оказалось, у нее трагически погиб муж, средний сын в семье. На руках остался годовалый мальчишка. Идти ей было некуда, семья ее родителей кое-как сводила концы с концами. И на общем совете старейшин рода покойного мужа было решено оставить женщину в его семье, она стала супругой старшего брата. Вдова была рада такому исходу. К счастью, в новой семье все сложилось благополучно.

У казахов часто практиковались ранние браки. Девочка в 12-15 лет считалась совершеннолетней и могла выйти замуж. Девочек могли выдать замуж и в 9-10-летнем возрасте. Но к таким бракам вынуждены были прибегать семьи с тяжелым экономическим положением. Или выдавали таким образом замуж девочек-сирот. Она воспитывалась родителями будущего супруга, а когда достигала совершеннолетия, становилась его женой. Более состоятельные казахи могли выдать замуж своих дочерей в 20-летнем возрасте, а то и позже.

В древности существовала, как мне кажется, одна из показательных для современных молодых семей традиций, когда молодая невестка – келин не имела права в течение года после замужества навещать своих родителей, родных. Никто взаперти или насильно в новом доме ее не держал. Такой обычай был направлен, прежде всего, на разрыв психологической связи с отчим домом невестки, чтобы она быстрее привыкла к новым родственникам. Обычно женщина могла посетить свой родной кров после первого года совместной жизни с мужем, к этому времени появлялся первенец, с которым молодая мать и могла навестить своих родных. Этот обычай предотвращал возможные семейные ссоры и разногласия. Молодая женщина самостоятельно решала внутрисемейные проблемы, постепенно привыкая к новому для нее укладу жизни. Эта традиция имела огромную нравственную ценность, оберегала семью, ее целостность. К сожалению, сейчас большинство матерей, которые только выдали свою дочь замуж, с чрезмерным пристрастием и любопытством относятся к ее семейной жизни. Порой своими, как им кажется, добрыми наставлениями и нравоучениями они сбивают детей с толку. Из-за такой вот чрезмерной опеки возникают семейные драмы у молодых пар, или же рушатся отношения со сватами. Стать своей и ощутить родство с новой семьей получается не у всех. На это бывает нужны годы. Но казахские традиции предписывали всем членам семьи по возможности помочь облегчить этот процесс.

У казахов был предусмотрен обычай многоженства. Количество жен не ограничивалось, все зависело от состоятельности и социального статуса мужчины. Институт многоженства сыграл прогрессивную роль, так как стимулировал баланс численности населения, который неуклонно снижался вследствие низкого уровня медицины, широкого распространения болезней и эпидемий.

В современном обществе все вышеуказанные обычаи считаются вредным пережитком прошлого, признаком невежества и отсталости, сохранившимся у казахов с феодальных времен. Изменился и неуклонно вырос статус женщин, как полноправных и активных участниц всех политических и социально-экономических процессов в стране. Современные представительницы слабого пола довольно самодостаточные. Новое поколение женщин растет и формируется в условиях изменившейся системы ценностей, иного отношения к работе, браку, материнству, которое значительно отличается от традиционного взгляда на брак и семью. Сегодня трудно найти семью, где бы дочери выходили замуж по строгому принуждению родителей. Или же, чтобы девушку засватали без ее ведома.

Нынешняя молодежь делает выбор самостоятельно. Многие девушки предпочитают делать карьеру, нежели создавать семью. Они стали более раскрепощены и свободны. И в выборе второй половины независимы. Многие традиции сегодня теряют свою ценность. Для девушек сейчас не важно строгое следование традициям. Это сегодня не догма. Даже если и заключаются браки по предварительной договоренности родителей, так называемые браки по расчету, которые обычно наблюдаются среди людей состоятельных, и здесь прислушиваются к мнению детей.

Но как бы мы ни старались спрятаться или отречься от пережитков прошлого, традиции и обычаи тесно переплелись с современными нравами, жизнью. Брак с уплатой калыма, к примеру, до сих пор остается неотъемлемой частью всех свадебных обрядов. Такие традиции, как аменгерство и многоженство, в основе которых в первую очередь заложен здравый смысл, редко, но имеют место быть и в наши дни. Они выражали ментальность степного народа, находящегося под угрозой истребления в результате нахождения в состоянии постоянной борьбы за свое существование, что требовало более полной реализации принципа единства, сплоченности и взаимопомощи родственников. Социальная задача этой традиции заключалась в сохранении целостности семьи, являясь одним из многих способов, которым казахи оберегали свой род и собственность.

Говорить о традициях казахского народа, их роли в современном обществе можно бесконечно. Мнения людей на вышеуказанные обычаи и обряды разные и противоречивые. Самое главное – найти золотую середину, то доброе зерно, которое заложено в каждом из них. Важно возродить те семейные ценности, которые у казахского народа зиждутся на национальных традициях. Ведь именно культивирование образов семьи и брака были и остаются залогом единства казахстанского общества.

Бота МЕЙРАМОВА

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: