Шертер: сквозь толщу веков - «Кызылординские Вести»

Шертер: сквозь толщу веков

02.03.2024

160 0

obshhaja

Музыка– важная составляющая духовной жизни любого народа. Это нашло отражение в дошедших до наших дней легендах и преданиях. Не случайно, широко распространенные ныне казахские музыкальные инструменты имеют очень древнюю историю. В ходе археологических раскопок на местах древних городищ Сайрам и Отрар ученые находят ценные артефакты, проливающие свет на жизнь, быт и культуру наших далеких предков.

В результате многолетних исследований известный искусствовед, исследователь музыки, профессор Болат Сарыбаев нашел около 30 преданных забвению музыкальных инструментов казахов, в том числе таких, как асатаяк, жетиген, сыбызгы, шертер, сазсырнай, шанкобыз. В результате огромной и кропотливой работы ученого многие из них возродились и зазвучали по-новому.

Шертер – трехструнный музыкальный инструмент, внешне напоминающий домбру. Свое название он получил благодаря тому, что звуки из него извлекаются легким касанием (от казахского «шерту»). Техника такой игры часто распространена в восточных, центральных и южных регионах Казахстана. Определенные сходства есть и в названиях музыкальных инструментов родственных тюркоязычных народов. Как отмечал известный исследователь музыки Виктор Виноградов, кыргызы довольно распространенный в их обиходе комуз называют «чертмек» от слова «шерту» – «щипать», «щелкать». «Чертмегімді чертіп берейін»,– говорят кыргызы.

Музыкальный инструмент жителей Алтая «тошпур» схож с казахской домброй. Это объясняется тем, что, проживая в тесной общности в силу сложившихся исторических обстоятельств, местные жители перенимали культуру проживавших там казахских племен.

Инструменты, техника исполнения на которых такая же, как на шертере, есть и у других народов. Сродни шертеру хомусу народов Хакасии, допшулур чанзыу тувинцев, кырымпа якутов, рубаб узбеков, тара азербайджанцев. Схожий элемент – дека всех этих инструментов изначально обтягивалась кожей. В Санкт-Петербурге в Государственном музее этнографии хранится инструмент, который по документам значится под названием кобыз. Хотя по всем внешним характеристикам это есть казахский шертер.

Первые упоминания о шертере как одном из наиболее распространенном среди кочевых казахов музыкальном инструменте встречаются в трудах живших в XVIII-XIX этнографов. Внешне он очень прост, по величине меньше домбры и больше напоминает кобыз. Имеет изогнутый короткий гриф без ладов. В целом, все казахские народные струнные инструменты – и смычковый кобыз, и универсальный шертер, и щипковые домбра и жетиген – изначально выдалбливались из цельного куска дерева. На самых ранних образцах корпус инструмента был вообще открыт, без деки. Позже появились деки из сыромятной кожи, которая сохранилась на шертере и кобызе. В современных инструментах корпус стали закрывать деревянной декой. Считается, что на шертере часто играли пастухи, созывая овец. Также под звуки этого инструмента сказители исполняли большие эпические произведения, дастаны, сказания. В частности, в ходе раскопок близ Семея нашли трехструнную домбру, которая по своему внешнему облику схожа с шертером.

В середине XIX века в своей работе «Сырдарья» русский этнограф С.Болотов описывает музыкальный инструмент, весьма распространенный в среде местных казахов и похожий на гитару. Возможно, речь шла как раз о шертере. В 1870-х годах исследователь музыкальных традиций народов Средней Азии Август Эйхгорн нашел несколько разновидностей кобыза, оснащенных сделанными из металла колокольчиками. Судя по его описаниям, один из найденных им кобызов имел две струны, дека которой была обтянута грубой сыромятной кожей, а на грифе не было ладов. Длина инструмента составляла 74 см, ширина – 12 см и глубина – 6 см. Ученый называл его кобызом, но, судя по описаниям, скорее всего это был шертер.

Невозможно переоценить вклад этнографа, фольклориста и ученого Болата Сарыбаева в развитие музыкального фольклора казахского народа. Его многогранная деятельность стала новым этапом в возрождении традиционной казахской музыки, древних музыкальных инструментов. Он проделал колоссальную работу по их исследованию и реконструкции, возвращая их в обиход, в практическую деятельность. Изучая происхождение и развитие древних инструментов, он занимался их реконструкцией, адаптируя их к реалиям современной музыки. В результате многолетнего и упорного труда Б.Сарыбаева ожили и получили новое звучание старинные казахские инструменты.

Свой вклад в изучение и популяризацию старинных инструментов, в том числе шертера внесли Отепберген Хамзин, деятели культуры РК Ерсайын Басыкара, Замзагуль Измуратова, Жаркын Шакарим и их ученики. Среди мастеров, занимающихся изготовлением музыкальных инструментов, известностью пользуется Нурлан Абдрахманов. Шертер, вышедший из-под умелых рук мастера, отличается своим звучанием и качеством.

Шертер обладает неповторимым звучанием, на этом инструменте можно исполнять не только народные, но и классические произведения. Сегодня музыкальный инструмент, дошедший до нас из глубины веков, можно услышать и на больших концертах. Он присутствует не только в составе фольклорных коллективов, но и гармонично дополняет ансамбли и большие оркестры, а в музыкальных учебных заведениях есть специальные классы по обучению игре на этом своеобразном и уникальном инструменте.

Багдат КУДАЙБЕРГЕНОВ,
преподаватель по классу «Шертер» высшего
музыкального колледжа имени Казангапа

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: