Под одним шаныраком - «Кызылординские Вести»

Под одним шаныраком

23.03.2024

332 0

pod odnim shanyraom

Много веков назад мудрые степняки придумали практичный и комфортный передвижной дом – юрту. Это экологически чистое жилище, ведь оно создано из природных материалов: используются дерево, шерсть, войлочное покрытие, кожа и хлопок. В юрте нет углов, чистая энергетика. Сейчас в XXI веке очень многие увлекаются фэн-шуем. А наши предки несколько тысяч лет жили по фэн-шую, не зная этого.

Есть две версии появления юрты: в ХII-IX или VIII-V веках до нашей эры, что подтверждают различные наскальные рисунки и рукописи предков.

Юрты, известные сегодня, сформировались около тысячи лет назад, о чем свидетельствуют различные рисунки и рукописи путешественников из Китая, Ирана и других стран Азии. Данный тип жилища был широко распространен не только в Казахстане, но и в Кыргызстане (где сегодня используется на высокогорных пастбищах), Туркменистане, Монголии, на Алтае и в республике Тува. При этом в каждом регионе были свои особенности устройства и названия для обозначения юрты. В Казахстане юрты более приземистые из-за сильных степных ветров.

Вход в юрту всегда располагается с южной стороны, чтобы кочевник мог определить время по лучам Солнца, проникающим внутрь, и распланировать свой день.

Юрта была незаменимой спутницей кочевника, и сегодня она – не только музейный образец материальной культуры, но и удобное жилище. Юрта исторически считалась также и связующим звеном между всей вселенной и человеком. Двери и шанырак пропускают в юрту солнечный и лунный свет, воздух, открывают вид на небо, при этом стены юрты защищают её жителей от ветра и метелей, ограждая от внешнего мира. Конструкция юрты, как и техника её создания, остаётся почти неизменной на протяжении тысячелетий.

В давние времена уставший странник всегда мог найти единственное надежное пристанище в дороге — уютную юрту, где ему дадут отдохнуть, создадут безопасные условия, вкусно накормят и развлекут песнями.

Убранство жилища отражало представление народа о мироздании. Все предметы интерьера наделялись символическим и магическим значениями. Обустройство переносного дома говорило о достатке семьи, ее месте в племени.

Войдя в богатую юрту, человек попадал обычно в неповторимый мир орнамента. Пол застилали сырмаками и текеметами (постилочными коврами из войлока), көрпе-ше – ватными одеялами, рассчитанными на постилку для сидения, на которые разбрасывали жержастық – подушки жесткие, а когда приходили наиболее почетные гости – еще и құсжастық, көп-шік – подушки мягкие, набитые перьями. На стене вешали разноцветные ковры.

Там, где располагался тундик (круглое отверстие в центре купола, служащее для дневного освещения), прокладывали полосу ткани, которую украшали национальными казахскими орнаментами. Она носит название баскур. Кто входил в юрту, сразу обращал внимание на эту узорчатую вытканную тесьму.

По краям помещения располагались сундуки, на которых выкладывались горы подушек и одеял. Справа от входа размещали сундук или разборный шкаф, который служил буфетом. Он предназначался для хранения столовых и чайных принадлежностей: самовара, большого блюда для еды (табак), различных тазов, сосуда с тонким носиком для воды (кумган). Над сундуком вешали торсуки, в которых кумыс и айран. Слева от входа в помещение кочевники размещали на стенах одежду, сумки, конную сбрую, оружие для охоты. Кроме того, с левой стороны от входа находилось место для ловчих птиц.

Сердце юрты в степи – очаг, располагающийся в центре помещения. Кочевники размещали казан на треноге, разводили под ним огонь, а затем приступали к приготовлению пищи. Дым от огня выходил прямо в отверстие тундик.

За очагом, напротив входа, было почетное место в юрте (төр). Оно предназначалось для важных гостей или старейшин семьи. Вдоль стен устанавливали төсекағаш – деревянные лежаки-кровати. Справа от очага – место кровати хозяев, а слева – незамужних дочерей и сестер. С тундика свисали ленты с кисточками, которые называются шашак бау. Они символизировали звезды и созвездия, были призваны отогнать злых духов и привлечь в жилище добрых.

Светлая юрта, выделяющаяся в зеленом разнотравье степи, стала одним из главных символов Республики Казахстан. Желая познать наследие казахов и узнать больше о культурных ценностях, туристы останавливаются на ночлег в жилищах кочевников и испытывают особое, ни с чем не сравнимое, единение с природой. Юрта казахская – это еще и современное жилище чабанов и геологов. Конструкция юрты делает передвижной дом универсальным и незаменимым. Такая конструкция, ее модификации и внутреннее убранство — признаки высокого уровня материальной культуры казахов, их особого представления о мире и человеке.

Жилище можно без особого труда собрать и разобрать, его нетрудно перевозить на верблюдах или конях. Опыт убедительно подтвердил, что наилучшим кочевым домом для чабанов на отгоне (как в настоящее время, так и на ближайшее будущее) является юрта казахского образца. В ней в жаркое лето прохладно, в холод – тепло и сухо в дождливые дни. Она устойчива против ветра.

По своему назначению юрты делились на три основных типа: юрта – жилище; парадные юрты (аң үй, аң орда, боз үй, отау үй); походные юрты. Кроме этих основных типов, были юрты для приготовления пищи, юрты-склады и т.д. В походах, в пути при перекочевках ставились временные юрты, небольшие по размеру, простые по конструкции.

Юрта — это уютное и комфортное жилище, в котором всегда рады гостям. В путевом очерке «По киргизской степи», напечатанном в журнале «Вокруг света» в 1897 году (№50), русский путешественник-исследователь К. Носилов писал: «Нас пригласили в юрту. Просторная кошомная юрта оказалась настолько чистой, настолько опрятной, что нам в первый раз приходилось видеть что-либо подобное в этой степи казахов… Кажется, ничего нет приятней в степи летом, как в жару зайти в полутемную, чистую, просторную юрту…».

С интересом описывали юрту и другие русские путешественники-исследо-ватели. Интерьер юрты, как это подтверждают исследования этнографа М.С. Муканова, базировался на лучших народных традициях. По его мнению, различные предметы из войлока, тканые изделия, узорчатые циновки, настенные ковры, вышивки, домашняя утварь, отделанная резьбой по дереву, инкрустацией костью, росписью и т.д. сохранили циклы производства древних мастеров и основы национального
узоротворчества.

Всемирно известные ученые и искусствоведы, оценивая смекалку степных жителей, на международных этнографических выставках давали высокую оценку творчеству казахского народа.

Подготовила Нина НИКИТИНА

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: