Орнаменты Великой степи - «Кызылординские Вести»

Орнаменты Великой степи

23.03.2024

375 0

ornamenty velikoj stepi

Фото Нурболата Нуржаубая

Разглядывая затейливые узоры, которыми принято украшать одежду, предметы быта, мы редко задумываемся об их истинном смысле. У каждого народа он свой, присущий только ему, и наделен особой символикой. Искусство орнамента берет начало с глубокой древности и, как считают ученые, старше всех существующих в мире произведений искусства. Пример тому – знаменитые наскальные рисунки Тамгалы в Чу-Илийских горах под Алматы, ученые относят их предположительно к XIV-XII векам до нашей эры, к более позднему периоду относятся петроглифы урочища Сауыскандык в Шиелийском районе. Выбитые на скалах различными методами и приемами рисунки и узоры свидетельствуют о существовании у наших предков уже в далекой древности орнаментального искусства. Найденные в результате археологических раскопок предметы быта свидетельствуют о том, что в виде тамги выступали простейшие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, иногда изображения птиц и животных и даже предметы быта.

Из глубины веков

У тюркских народов первые орнаменты появились в глубокой древности как знак, обозначающий родовую принадлежность, – «таңба». Элемент родового знака – тамга – у каждого рода был свой и передавался по наследству. С некоторой натяжкой можно провести аналогию между тамга и гербами, которые в средневековье были главным атрибутом королевских семей, позже – рыцарских орденов.

Его также использовали для клеймения скота – «таңба» или «ен салу», тем самым обозначая их принадлежность. Традиция клеймить домашних животных была обусловлена образом жизни кочевого народа, основное имущество которого составлял скот, который пасся на бескрайних пастбищах. Сотни и тысячи голов скота смешивались друг с другом и только при помощи тамги можно было определить его хозяина.

Населявшие бескрайние степи древние саки, гунны, уйсуни, канглы, карлуки проповедовали тенгрианство и поклонялись верховному божеству, связанному с культом солнца – «тенгри» («тәңір»). Космогонические мотивы казахского орнамента, универсальные для многих народов мира, ученые считают наиболее древними.

ornamenty velikoj stepi2

Один из наиболее часто применяемых видов орнамента – зооморфный. Распространённый его элемент «қошқар мүйіз» – бараньи рога – символизируют достаток и благополучие, далее идут его производные и модификации: «қосмүйіз» – парные рога, «сыңармүйіз» – один рог. Для кочевников баран – тотемное животное, символ благодати и жизненной энергии. Придавая животным особое значение и смысл, они считали его наиболее чистым существом, обладавшим небесной, солнечной природой. Этим объясняется то, что часто именно этот вид животного выбирали в качестве жертвенного скота.

Часто применялись также такие узоры, как «қарғатұяқ» – воронья лапка, «ашатұяқ» – раздвоенное копыто, «құсмұрын» – птичий клюв, «құсқанат» – птичье крыло, «түйетабан» – верблюжий след. Их чаще всего использовали для украшения одежды. Значение их уходит корнями в глубь веков, в историю сакских племен, базируясь на многочисленных сюжетах яркого искусства «звериного» стиля. Так, например, орнамент «түйетабан» означал, что одежда сшита для дальней дороги; вещи с узорами «құсмұрын», «құсқанат» – пожелание счастья, свободы и независимости. Девушки и теперь носят «құсмұрын жүзік» – кольца в форме птичьего клюва и «шынжырлы білезік» – браслеты на цепочке, где кольцо – это «птичий клюв», браслет – «птичье крыло». Использовались еще узоры «бөрiкұлақ» – волчьи уши, которые чаще использовали в ювелирных изделиях и тиснении по коже. Узоры в виде розетки «тұлпар бас» – голова скакуна и «түлкi бас»– лисья голова использовали при изготовлении «тұскиізов» – настенных войлочных ковров.

Таинственный язык казахских узоров имел сакральное значение. Они символизировали защиту от темных сил, приносили удачу в скотоводстве и хозяйственной деятельности. Присутствуя в самых разных сферах жизни, узоры сопровождали степняков с первых дней жизни – служили украшением «бесика» – колыбели младенца, потом – его первой рубашки, а с наступлением периода взросления мастерицы украшали орнаментом свадебные наряды жениха и невесты. Ими украшали детали убранства лошади, которые, как считалось у степного народа, принесут всаднику удачу, а коню – быстроту и неутомимость.

ornamenty velikoj stepi4

Особый смысл имели и материалы. Для выражения богатства и святости применяли золото или янтарь, кораллы олицетворяли радость, жемчуг или серебро – честность и правдивость, бирюза – верность, прозрачный топаз – чистоту. Степняки особое внимание уделяли цвету: синий – небо, черный – земля, желтый – мудрость, зеленый – весна. Синий цвет ассоциировался со святостью. Синий и зеленый цвета на всех тюркских языках называют одним словом – «көк». Каждый цвет казахи наделяли сакральным значением: белый – святость и чистота, красный – заря и цветение, зеленый – цвет лета и полноты чувств.         

Орнамент у казахов, отражая художественное видение окружающего мира, имел конкретное значение: при росписи войлока применяли узор «балдақ», который напоминал перевернутую ручку костыля. Возможно, он связан с традицией соколиной охоты. При выезде на охоту использовали «балдақ» – подставку в виде рогатки, предназначенную для транспортировки ловчей птицы – беркута, балобана, сокола. Кстати, от слова «балдақ» произошло русское слово «набалдашник». Узор «балта» напоминал букву «Г» и отождествлялся с топором, «мөр» – равносторонний казахский орнамент, символизирующий стороны света, «қаңқа» напоминал хребет животного и использовался для украшения вязаных вещей и предметов домашнего обихода.

Наши далекие предки считали, что одежда может защитить их от воздействия таинственного и опасного мира и потому орнаментом украшались самые «уязвимые» участки одежды – горловина, низ рукавов и подол, места соединения деталей. Чаще всего в одежде использовались растительные мотивы. В древнем мире травам и цветам уделялось особое внимание – они служили пищей и лекарством, помогали выращивать скот. Цветки и их переплетения раскрывали понятия единства, развития и взаимосвязи. С растительно-цветочными мотивами связывались идеи плодородия, олицетворение вечного обновления и возрождения жизни, изобилия. Цветы (жауқазын), листья и соцветия послужили основой для создания орнаментов необычайной красоты. Это легкие казахские узоры, которые применялись на вышивках, росписи бытовой утвари и сбруи.

Узоры присутствовали всюду – в убранстве юрт, в постельных принадлежностях, в предметах быта и кухонной утвари, одежде, оружии.

Тюльпан – символ счастья и удачи

В качестве логотипа праздника Наурыз в этом году утвердили тюльпан. Тюльпан – «қызғалдақ» – для казахов ассоциируется с весной, любовью, плодородием, вечным циклом обновления и возрождения жизни. Вопреки расхожему мнению о том, что Родиной тюльпана является Голландия, ряд исследователей уверены, что дикий тюльпан появился более 10 миллионов лет назад на юге нашей Казахстана в предгорьях Тянь-Шаня. На территории нашей страны насчитывается 35 видов этого растения, из которых 18 занесены в Красную книгу.

ornamenty velikoj stepi3

В казахском орнаменте особое значение придавалось треугольнику как символу трех стихий: воды, земли и воздуха. Цифру «три» кочевники наделяли особым мистическим смыслом. Не случайно, цифра присутствует во многих казахских пословицах, поговорках, эпосе и легендах. В тюркской мифологии содержится информация, в соответствии с которой мировое древо состоит из трех частей: из корня, ствола и кроны.

Благоприятность этой цифры также обусловлена значением единства души, тела и разума. В целом, идея триединства составляет основу многих древних философских и религиозных учений. С тройкой связывают трехмерность пространства – длина, ширина, высота, трехфазность вещества – твердое тело, жидкость, пар, триединство времени – прошлое, настоящее, будущее, а также само существование человека – тело, душа, дух.

 В историко-религиозном аспекте тюльпан также занимает особое место. Например, восточные каллиграфы изображали тюльпан рядом со словом «Аллах».

Этот цветок сыграл немалую роль в истории многих мусульманских народов. В Османской империи в начале 18 века особое место уделялось Празднику тюльпана. Одно-именный узор, изображающий бутон тюльпана, присутствует в архитектуре, одежде, украшениях, орнаментах народов от Китая до Балканского полуострова. Тюльпановые мотивы также встречаются в золотых украшениях саков.

Поэтому тюльпан символизирует универсальный, полиэтничный характер праздника Наурыз. Наши предки с давних времен высоко ценили тюльпан и считали его райским цветком. Поэтому этот удивительный цветок является главным символом прекрасного праздника Великой степи.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: