Годы, опаленные войной - «Кызылординские Вести»

Годы, опаленные войной

07.05.2024

277 0

36 scaled

Это был один из тысяч случаев, когда солдат выжил, несмотря на тяжелые ранения, жил среди нас, хотя с годами раны все больше давали о себе знать. Он никогда не хвалился своими наградами, хотя их у него было немало, жил скромно, довольствовался малым. До конца своих дней этот человек оставался верным статусу гражданина Казахстана, чем всегда гордился.

Мальчик родился в 1918 году в Жетысу (Семиречье). Он был десятым ребенком в семье. Все дети до него умирали в младенчестве, не дожив и до двух лет. А Бог выбрал его и потому он дожил до старости.

Когда ему было около двух лет, случилась беда. Отец уже несколько лет пас колхозных овец. Был обычный солнечный день, ничто не предвещало изменения погоды, когда он выгнал пастись овец. А буря началась, как всегда, неожиданно, тогда мужчина собрал всех баранов и с трудом загнал их в стойло. Пересчитывал овец несколько раз, но, одной не хватало. Простой и наивный по своей природе человек рассказал об этом соседу, а тот другому и так по цепочке о пропаже узнали все. В один из дней на телеге из района приехали мужчины в кожаных куртках с пистолетами на боку. Они сразу же направились в дом чабана, схватили его и увезли. Больше его никто не видел. Через две недели, когда погода успокоилась, другой чабан вывел на выпас свою отару и в предгорьях нашел затерявшуюся овцу. А человек пропал навсегда, такое было время – за ущерб госимущества, в этом случае за утерю овцы наказывали строго.

В один день молодая женщина осталась одна с маленьким ребенком на руках. Много плакала, в конце концов умерла, не выдержав свалившегося на нее горя и голода. Мальчика отправили в детский дом, оттуда сделали запрос в сельсовет, чтобы узнать, кто его отец и как его звать, но и там ничего не смогли сказать. За то, что не раз сбегал из детского дома, ему дали прозвище Кыдырма, что по-казахски означало: не уходи, не гуляй. Это прозвище настолько прочно закрепилось за ним, что впоследствии стало его именем.

Как-то приехал из села в районный центр человек, который зашел в детдом, чтобы справиться о мальчике. Он и сказал, что его отца звали Бектурган, но фамилии не знал. Но у мальчика должна быть фамилия и тогда педсовет решил: раз его мать умерла с голоду, решили, пусть мальчик будет богатым, сытым и дали ему фамилию Копбаев. Таким образом, оформили документы на имя Копбаева Кыдырма Бектургановича.

Когда Кыдырме было 16 лет, он узнал о том, где родился и решил поехать в родной аул. В те времена между населенными пунктами не было дорог, тем более машин и потому пришлось идти пешком – добрался за сутки. Но в ауле никого не оказалось, стояли дома с забитыми окнами и дверями – видно было, что людей переселили уже давно.

Время шло, из детского дома юношу направили учиться в школу механизаторов, где курсантам предоставляли жилье и питание, что стало большим подспорьем для юношей, молодой организм которых постоянно требовал поесть. Когда выучился на тракториста, отправили работать в один из колхозов. А еще через год направили на другие курсы, уже обучаться на водителя автомашины. Водителем проработал три года и все это время в поездках искал земляков из родного аула.

22 июня 1941 года грянула война. Уже на следующий день началась мобилизация – приказали прибыть в военкоматы всех мужчин от 18 до 45 лет. Группу призывников, в числе которых был и Кыдырма, на грузовой машине привезли в Талдыкорган, далее до станции Уштобе, где посадили на поезд и повезли в Подмосковье.

Пока ехали по территории Казахстана, юношу окружали такие же попутчики, как он сам – разговаривали, смеялись, пели. А когда попал на передовую, то тут стало тяжелее. В одном взводе были русские, украинцы, грузины, татары, представители других национальностей, которые говорили между собой на русском. А Кыдырма не знал русского языка, так как всю жизнь жил среди казахов и не видел русских и потому вынужден был молчать, когда к нему обращались, пытались шутить. Он не курил, отказывался, когда предлагали выпить и поэтому ни с кем так и не подружился.

Кыдырма попал в батальон, которым командовал легендарный Бауыржан Момышулы. Подразделение входило в состав 316-й стрелковой, впоследствии 8-й гвардейской Панфиловской дивизии, сформированной в Казахстане. Бойцы и командиры дивизии встали на пути врага, героически отражая атаки превосходящих сил, они погибали, но не подпустили фашистов к Москве.

Однажды построили батальон, отобрали несколько бойцов, которых позже увезли. Как оказалось, выбор пал на ребят, которые в мирное время работали трактористами, поскольку их было намного легче переучивать на танкистов. В их числе был и молодой солдат из Казахстана К.Копбаев. После двухмесячных курсов их отправили на передовую – враг находился на подступах к Москве. Людей все еще не хватало, поэтому было принято решение в каждый танк посадить по два человека вместо трех. Управлять тяжелой машиной вдвоем было трудно, да и опасно, однако Кыдырма старался сделать все, чтобы выполнить поставленную задачу.

В одном из боев загорелся танк. Кыдырма увидел, что ранен его напарник, а вражеский огонь все усиливался. Он с огромным трудом, рискуя жизнью, вытащил раненого товарища и положил его на землю. И тут что-то сильно толкнуло его в спину, и он остался лежать рядом со своим напарником. Когда бой закончился, подоспевшие солдаты подобрали их и отправили в госпиталь. Как оказалось, рана была непростой – пуля, попавшая в спину, пробила легкие. Пулю врачи извлекли, но предупредили, что нужно остерегаться сырости, холода, не поднимать тяжести, а с возрастом чаще будет задыхаться. Ему присвоили ІІ группу инвалидности, и собрались было комиссовать. Однако Кыдырма настоял на том, чтобы его вернули на фронт. Так он попал на Белорусский фронт.

 …Прошла пара часов с того времени, как они отъехали от Москвы. И вдруг грузовик застрял в одной из дорожных выбоин, да так, что не смог двигаться ни взад, ни вперед. Молодой офицер кричал, приказывал водителю, но тот ничего не мог поделать. Тогда офицер приказал всем слезть и помочь толкнуть машину. Однако яма оказалась слишком глубокой, заполнена водой после дождя и потому грязь не давала возможности двинуться с места. Как ни старались новобранцы, ничего у них не получалось. Молодые солдаты вконец вымотались, были мокрые с головы до ног, жижа набилась даже в сапоги. А офицер все торопил, так как у него был приказ прибыть в назначенное место до наступления темноты. К тому же боялся появления в небе вражеских самолетов.

Кыдырма ничего не понял из этих разговоров, но знал, что нужно как-то выбраться из этой ситуации. Подошел к кабине водителя и увидел худого, бледного от страха мальчишку лет шестнадцати. Наверняка, как и его сверстники, он приписал себе пару лет, чтобы оказаться на фронте. Кыдырма подошел к офицеру, но так как не знал русского языка, стал жестами показывать на мальчишку, на себя и на руль. Офицер одобрительно кивнул, а парнишка вылез из кабины.

И вот новый водитель махнул рукой, чтобы солдаты отошли в сторону. После этого завел мотор, попробовал двинуться вперед, но не получилось. Тогда он включил заднюю передачу и нажал на газ. Машина вырвалась из ямы и выскочила на обочину. А командир знаком показал, чтобы Кыдырма остался за рулем. Объехали яму, солдаты залезли в кузов. Офицер сел в кабину и поздравил водителя, что-то говорил, хлопал по плечу, однако водитель не отвечал.

Чтобы солдату легче было освоить русский язык, к нему прикрепили татарина и башкира, которые стали обу-чать его языку на бытовом уровне. А в перерывах между боями его стали обучать обращению с оружием. Постепенно парень начал понимать военные термины.

С наступлением 1943 года и наши, и немцы начали подготовку к тяжелым боям. Посылали в тыл разведчиков, однако часто группы не возвращались. Среди них было немало знакомых молодого солдата из Казахстана. Их роту только успели разместить в глухом лесу, как началась сильная бомбежка. И тут одна бомба упала совсем рядом с тем местом, где укрылся их взвод. Кыдырма побежал к своей машине, чтобы отогнать ее вглубь леса. Но не добежал – бомба попала прямо в машину и она взорвалась. Взрывной волной солдата подбросило и он упал. Оказалась легкая контузия, но он ничего не слышал. Приехал полковой врач и некоторое время «поколдовал» над ним, в результате парень стал слышать, но еще очень слабо.

Кыдырма Копбаев дошел до Берлина, был ранен в ногу при штурме одного из городских зданий. Война закончилась, но его оставили служить, так как нужно было наводить порядок в поверженной столице Германии. В родные края вернулся лишь в 1947 году. Был награждан орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу» и «За взятие Берлина».

Камария ИБРАГИМОВА,
ветеран труда

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: