Что важно знать заемщикам - «Кызылординские Вести»

Что важно знать заемщикам

15.04.2023

863 0

brifing7

С 3 марта нынешнего года граждане, имеющие просрочку по займам и микрокредитам, смогут подать заявление на процедуру банкротства. Обязательное условие – прохождение должником процедуры урегулирования проблемной задолженности.

Как отметил на брифинге в региональной Службе коммуникаций главный специалист управления региональных представителей Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Мурат Сарманов, с октября 2021 года в Казахстане действует порядок урегулирования проблемной задолженности граждан, испытывающих затруднения в погашении кредита. В рамках этого документа банки и микрофинансовые организации (МФО) обязаны исполнять и рассматривать заявления должников на реструктуризацию их займов и микрокредитов.

– В прошлом году в Казахстане кредитными организациями было рассмотрено 708,7 тысячи заявлений заемщиков, из которых одобрена реструктуризация 74,5% обратившимся – 527,8 тысячи заемщиков, – сказал спикер.

По требованию Агентства кредитные организации актуализировали внутренние нормативные документы, учитывающие обязательный порядок урегулирования просроченной задолженности по займам и микрокредитам. На официальных интернет-ресурсах, в социальных сетях и в мобильных приложениях банки и МФО размещают информацию по вопросам реструктуризации кредитов. В частности, кредитор должен уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. Это может быть напоминание о том, что заемщику необходимо внести платежи по кредиту, погасить просроченную задолженность, указав размер и последствия для заемщика в случае непогашения или обратиться к кредитору по вопросу реструктуризации займа.

В свою очередь, заемщик, у которого возникла просрочка, должен в течение 30 дней с момента ее наступления подать заявление в кредитную организацию для реструктуризации займов и микрокредитов. В заявлении необходимо указать причину возникшей просрочки и предложить свои варианты возможной реструктуризации, а также предоставить подтверждающие документы, свидетельствующие о снижении доходов и невозможности оплачивать по своим обязательствам. Заявление заемщика подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению банком и МФО. Кредитор рассматривает заявление в течение 15 календарных дней, после чего обязан предоставить ответ. В случае положительного ответа банк или МФО предоставляют заемщику предложения по изменению договора займа. В случае отрицательного ответа они должны обосновать причины отказа.

– Именно заемщик предоставляет кредитору информацию о своем финансовом и социальном положении, подтвердив документально тот факт, почему он не может в полном объеме платить по кредиту, – подчеркнул М. Сарманов. – Если подтверждающих документов не будет, то кредитная организация вправе оставить заявление заемщика без рассмотрения.

В свою очередь, ведущий специалист управления региональных представителей Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Аскар Махмутов рассказал о том, что в рамках реструктуризации банк или МФО могут предложить заемщику: изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения по договору займа; изменение валюты суммы остатка основного долга по займу (с иностранной на национальную валюту); отсрочку платежа по основному долгу или вознаграждению; изменение метода погашения задолженности или очередности погашения задолженности; изменение срока займа; прощение просроченного основного долга отменой неустойки (штрафа, пени), комиссий и иных платежей, связанных с обслуживанием банковского займа; реализацию недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, с передачей обязательства по договору займа покупателю и так далее.

– Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения банком или МФО, – подчеркнул А.Махмутов.

В завершение брифинга спикеры отметили, что в случае, когда заемщику не удалось договориться с кредитором по условиям реструктуризации займа, то он вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. А если возникли разногласия по поводу ипотечного займа, то должник может обратиться к банковскому омбудсману в соответствии с законом о банках.

Таша БЕРЕЖНАЯ

Читайте также: