«Комфортная школа» — один из крупных за последние годы проектов, который намерено реализовать государство в сфере образования. Он рассчитан на 2023-2025 годы и предполагает кардинально решить вопрос с нехваткой ученических мест в стране, в том числе проблем школ с дефицитом мест, а также трехсменных и аварийных.
В сентябре 2022 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев, выступая на заседании Высшего совета по реформам поручил создать хорошие условия казахстанским детям для получения достойного образования. «Создание нормальных условий для получения образования является важнейшей задачей государства. К сожалению, до сегодняшнего дня было сказано много, но проблемы с трехсменными, аварийными, ветхими школами так и не решились. Поэтому реализация национального проекта «Комфортная школа» должна быть на особом контроле как Правительства, так и местных исполнительных органов», — сказал Президент.
В числе ответственных за реализацию проекта он назвал акимов областей, поручив до конца года решить все вопросы по выделению земельных участков, подведению соответствующей инфраструктуры. «Акимы до конца года должны решить все вопросы по земле, инфраструктуре. Никакие отговорки здесь не уместны. Поэтому поддерживаю предложение Правительства по закреплению персональной ответственности акимов за реализацию данной работы. По тем школам, строительство которых должно начаться в 2023 году, в течение месяца должны быть решены все вопросы по выделению земельных участков и подключению к инфраструктуре. По остальным — до конца года», — отметил Глава государства.
В рамках проекта «Комфортная школа»в течение трех лет в стране планируется создать около 840 тысяч ученических мест. Всего на строительство школ из республиканского бюджета будет выделено 2,6 трлн тенге. А также, что немаловажно, для строительства новых объектов образования потребуется много рабочей силы, что в свою очередь поможет решить вопросы обеспечения занятости населения. Так, например, по предварительным подсчетам, рамках национального проекта будет создано порядка 60 тысяч временных на период строительства и 40 тысяч постоянных рабочих мест после ввода школ в эксплуатацию.
В Казахстане, особенно в больших городах, ощущается нехватка ученических мест. Это связано с ростом демографии, что само по себе является положительным фактором. По сравнению с резким падением рождаемости, наблюдавшимся в первые годы независимости, что было связано с экономическим кризисом, снижением уровня жизни, с началом 2000-х годов ситуация стала улучшаться. По данным официальной статистики, за последние два десятилетия рождаемость в стране выросла в два раза – 221 тысяча детей родилось в 2001 году, 446 тысяч – в 2021 году. В связи с этим число детей школьного возраста с каждым годом стало только расти. Сегодня в Казахстане численность школьников составляет 3,5 миллиона, за последнее десятилетие их стало больше на один миллион. На нехватку ученических мест помимо роста демографии повлияли и такие факторы, как миграция, в том числе внутренняя (увеличение численности городского населения), износ зданий школ, а также плотная и точечная застройка жилых кварталов.
Кстати, в Кызылорде в шести школах на 1 сентября 2022 года возникла острая нехватка ученических мест, в связи с чем предполагалось отменить пятидневку и организовать учебный процессшесть дней в неделю. Вместе с тем, учитывая, что строительство школ требует немалых финансовых вложений руководство области приняло решение построить к некоторым учебным заведениямдополнительные пристройки. Так, например, на сегодня начато строительство пристроек к кызылординским школам №2 имени Абая (бывшая «Мурагер») и №101 имени Али Муслимова.
После завершения проекта «Комфортная школа» в области появится 21 школа на 15 100 мест, причем из них 13 – это сельские: четыре в Аральском районе, по две в Казалинском, Кармакшинском и Жанакорганском районах, по одной в Жалагашском, Сырдарьинском и Шиелийском районах. Строительство десяти из них будет начато уже в этом году, прошла госэкспертизу необходимая документация. При выделении земельных участков под строительство в первую очередь внимание уделялось выгодному расположению. Ведь в первую очередь школа должна быть удобной и комфортной для детей.
Новые учебные заведения полностью оснастят современным оборудованием, предметными кабинетами, системами видеонаблюдения и звукового оповещения. Причем, здания будут построены по единому стандарту как в сельской местности, так и в городах.
Ввод новых школ планируется осуществить посредством механизма государственно-частного партнерства, выкупа у частных инвесторов готовых зданий школ, а также предусмотрено целевое строительство школ через единого оператора.
— Меня, как кызылординца, не может не радовать, что наши дети будут учиться в новых светлых классах. Это прекрасно, что со стороны и государства, и местных органов власти уделяется много внимания образованию, ведь нынешние школьники – это наше будущее, от уровня их знаний и компетентности, от степени их воспитанности зависит, каким будет Казахстан будущего, — отметил ветеран сферы образования, заслуженный педагог Марк Подольский.
Как человек, посвятивший себя школьному образованию и воспитавший не одно поколение кызылординцев, именами которых мы сегодня можем только гордиться, мэтр педагогики высказал ряд очень ценных мыслей.
Вот одна из них: «Школа должна быть комфортной не только снаружи. Хорошее оснащение, современная материально-техническая база – это, разумеется, очень хорошо. Без этого в нынешний век научно-технического прогресса ну никак. Но важно, чтобы она была комфортной внутри. Что это значит? А то, что там должны преподавать хорошие учителя, добавьте к этому хорошо налаженный образовательный и воспитательный процесс. В школе нет мелочей, там важно все. А самое главное – это кадры, хорошие, умные, беззаветно преданные своему делу и любящие детей».
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА