Сегодня большая часть человеческой жизни сосредоточена в мобильном телефоне. Посмотреть расписание поездов, заказать билеты, оплатить коммунальные услуги и получить практически любой документ теперь можно при помощи мобильного телефона в режиме реального времени.
Трудно представить, но несколько десятков лет подряд человечество готовилось к началу цифровой эпохи, рисуя самые разные сценарии развития мира. И вот это будущее наступило. Буквально за несколько лет практически все сферы нашей жизни были оцифрованы и переведены в онлайн-версию.
Особенно «цифра» коснулась рынка государственных услуг. В 2020 году в Казахстане для удобства налогоплательщиков было внедрено мобильное приложение e-Salyq Azamat. В нем регистрация проводится в режиме онлайн без посещения органов государственных доходов.
Как рассказала руководитель управления по разъяснительной работе областного департамента государственных доходов Гульжамал Шортанбаева, это приложение имеет много преимуществ. Во-первых, экономия рабочего времени и денег на приобретение бланков отчетных документов, круглосуточная доступность, в том числе в праздничные и выходные дни, получение услуги из любого удобного места по сети интернет, отсутствие очередей, конфиденциальность, минимизация контактов, фиксированный срок получения услуги.
Помимо этого, e-Salyq Azamat содержит несколько полезных для населения электронных сервисов. Среди них – онлайн-бронирование на посещение центров оказания услуг органов государственных доходов, подача декларации об активах и обязательствах (форма 250.00, 270.00) в рамках всеобщего декларирования, уплата налогов. Все это без посещения банковских отделений и без взимания комиссии, как и проверки налоговой задолженности, начисления работодателями зарплаты, удержанных сумм подоходного налога и социальных платежей. Есть возможность произвести зачет излишне уплаченных сумм налогов, проверить и рассчитать налоги на имущество, землю и транспорт, просмотреть объекты налогообложения, такие как недвижимость и транспорт, направить заявку на корректировку сведений.
– Это приложение позволяет физическим лицам упростить оплату налогов без заполнения реквизитов, – поясняет Г.Шортанбаева. – В результате проведенной интеграции с крупными банками комиссия не взимается при оплате картами Народного банка и Kaspi банка.
Также можно производить автозачеты за две минуты, управлять переплатой и при необходимости подать заявку на корректировку данных по своим объектам недвижимости, транспортным средствам, земельным участкам. Можно просмотреть предстоящие платежи по земельному налогу, налогу на имущество и налогу на транспортные средства, задолженность по указанным налогам или сведения по оплате труда работника.
Это приложение можно скачать бесплатно в App Store и Play Market. На сегодня в нашей области приложением e-Salyq Azamat пользуются 6215 человек.
Надо отметить, что цифровые технологии все больше внедряются в государственных органах. Комитет государственных доходов с 1 января ввел в действие мобильное приложение e-Salyq Business, которое разработано специально для упрощения исполнения налоговых обязательств и обязательств по социальным платежам.
– Пользователями E-Salyq Business становятся физические лица, изъявившие желание осуществлять предпринимательскую деятельность по специальному налоговому режиму, индивидуальные предприниматели, также применяющие его и работающие на основе упрощённой декларации, – отметила специалист департамента госдоходов.
Чтобы стать пользователем этого приложения, его необходимо скачать в Play Market, в App Gallery и авторизоваться. В E-Salyq Business можно зарегистрировать ИП, выбрать режим налогообложения, приостановить, продлить либо возобновить представление налоговой отчётности, автоматически формировать реестр доходов, оплачивать рассчитанные в приложении налоговые обязательства, в том числе по работникам, представить упрощенную декларацию. Также приложение можно использовать в качестве кассового аппарата.
Надо отметить, что это приложение пользуется популярностью у кызылординцев. На сегодня в нем зарегистрировано 6662 пользователя.
Для оперативной помощи населению по разъяснению налоговых и таможенных вопросов, улучшения информированности населения и получения обратной связи создан чат-бот в Telegram -@SalyqBot. Это цифровой налоговый консультант, который разработан на казахском и русском языках, обладает целым рядом полезных функций. С его помощью можно мгновенно выдавать пользователю сведения о наличии либо отсутствии налоговой задолженности, бот помогает налогоплательщикам самостоятельно исчислять налог на транспортные средства и пеню. А еще можно узнать необходимую справочную информацию, пользоваться налоговым календарем. Бот умеет рассылать полезные новости и уведомления в зависимости от интереса пользователя физического или юридического лица, знакомит с видеоуроками и видеоинструкциями об актуальных темах и вопросах, касающихся деятельности Комитета государственных доходов. Специально для юридических лиц чат-бот позволяет узнать сведения об уплаченных суммах.
Словом, госпрограмма «Цифровой Казахстан» заметно изменила качество жизни казахстанцев. Больше не нужно отстаивать очереди за получением многих услуг, дозваниваться до call-центров или вручную заполнять бланки и бумаги. Теперь почти половину всех задач можно решить при помощи смартфона или компьютера. При этом цифровизация добралась и в самые отдаленные аулы страны.
Наталья ЧЕРНЕЙ