Депутатский запрос — «Кызылординские Вести»

Депутатский запрос

25.11.2021

583 0

Уважаемый Маулен Сагатханович,

уважаемые коллеги, приглашенные!

Главой государства неоднократно обозначалась значимость первичной медико-санитарной помощи, важность сельского здравоохранения и ее инфраструктуры.

Сегодня мы наблюдаем перегрузку первичного звена, обострившуюся в период пандемии и приведшую к отсрочке необходимой медицинской помощи, снижению ее объемов и качества. Об этом свидетельствует рост общей смертности на 28 процентов за последние 2 года, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 32 процента и 4-кратный рост материнской смертности.

Позвольте коротко остановиться на некоторых аспектах работы сельского здравоохранения и ПМСП, требующих пристального внимания и поддержки Правительства.

Медицинская помощь сельским жителям сегодня основана на тех же принципах, что и в городской местности, и не учитывает низкую плотность населения и отдаленность населенных пунктов друг от друга. Нормативы нагрузки одинаковы как для города, так и села, – 1700 человек на 1 участок. Механизмы и объемы финансирования не позволяют сельскому здравоохранению внедрить новые подходы в организации медицинской помощи. В итоге, маломощные районные больницы не в состоянии развивать специализированную помощь и вынуждены направлять значительный поток пациентов в областные центры.

Не полностью реализован потенциал передвижных аптечных пунктов для лекарственного обеспечения отдаленных сел. Комплексный подушевой норматив не покрывает оказание фармацевтических услуг. Существующий порядок отпуска льготных лекарств сдерживает развитие более гибкой частной аптечной сети, и также не позволяет внедрить механизмы сооплаты населения.

Требует решения вопрос обновления существующей сети сельских объектов ПМСП. Средний износ инфраструктуры организаций составляет более 55 процентов, сохраняется высокий износ медицинской техники (48 процентов).

Необходимо пересмотреть организацию работы передвижных медицинских комплексов. Тарифы на эти услуги сегодня не учитывают транспортные и командировочные расходы, а цена равна медицинской услуге, оказанной в условиях поликлиники. Вместе с тем, около 25 процентов незастрахованных сельчан не могут получить данную помощь, так как большая ее часть доступна только для застрахованных лиц.

 С 2020 года внедрен механизм финансирования ПМСП по консультативно-диагностической помощи через привлечение соисполнителей. Однако несовершенство информационных систем и отсутствие инструментов контроля качества и объемов услуг у объектов ПМСП привело к неуправляемому наращиванию некоторых видов медицинской помощи. Ситуация усугубляется отсутствием системы планирования. К примеру, право граждан на обращение в любую стоматологическую клинику, без направления участкового врача, не только расширило доступность, но и привело к перепотреблению данного вида помощи (рост услуг на 53 процента, рост финансирования на 82 процента). При этом сверхплановые объемы специализированной помощи покрываются за счет подушевого норматива организаций, в ущерб основной деятельности.

Следующее. С начала пандемии поликлиникам не удается полноценно развернуть работу мобильных бригад для больных COVID-19. Система финансирования возмещает расходы только за первичный вызов и только подтвержденного случая. Затраты за повторные вызовы мобильных бригад несет сама амбулаторная организация.

С марта т.г. перечень обязательных профилактических прививок дополнен вакциной против коронавирусной инфекции. В связи с этим, годовой план иммунизации увеличился в 2,5 раза. Для охвата контингента вовлечена вся участковая сеть (создано 916 прививочных пунктов, 233 передвижные бригады), в разы увеличились затраты на транспортные расходы и приобретение медицинских материалов.

Это повлекло значительные, непредвиденные издержки. Рассчитанные на плановую работу средства были перенаправлены на организацию противоэпидемических мероприятий, но остаются невозмещенными, кроме средств индивидуальной защиты. Таким образом, текущая ситуация, наряду с ранее сложившейся тенденцией недофинансирования, ослабили экономическую устойчивость ПМСП.

Сегодня стоит новая задача по организации вакцинации детского и ревакцинации взрослого населения.

Между тем, в проекте бюджета система здравоохранения находится в числе отраслей, в которых отмечено сокращение финансирования к уровню 2021 года на 11 процентов, что также было отмечено в заключении Счетного комитета.

В целом, поддерживая проект республиканского бюджета на 2022-2024 годы, выражаю надежду, что Правительство предпримет все необходимые меры для решения накопившихся проблем отечественной системы здравоохранения.

С уважением,

Акмарал АЛЬНАЗАРОВА,

депутат Сената Парламента РК

Читайте также: