«Все богатство мое – домбра....» - «Кызылординские Вести»

«Все богатство мое – домбра….»

04.11.2023

416 0

14

В Кызылорде в Доме культуры имени А.Токмагамбетова состоялся творческий вечер «Күй ғұмыр», посвященный 60-летию заслуженного деятеля Казахстана, профессора искусствоведения, преподавателя Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Ерболата Мустафаева – виртуоза-домбриста, обладателя медали «Халық күйшісі».

В нем рано пробудилась любовь к искусству. Мальчишка из аула, выросший в атмосфере особого трепетного отношения к музыке, рано взял в руки домбру. Его первым учителем и наставником в искусстве стал композитор, домбрист Тасболат Скаков, снискавший в Приаралье славу одного из лучших кюйши. Он всегда с благодарностью вспоминает своего педагога, благословившего его на путь творчества. Вряд ли кто поспорит, что в исполнительском искусстве кюйши преемственности поколений принадлежит особое место. Мы знаем великих музыкантов Великой Степи, воспитавших не менее выдающихся последователей. Это Дина Нурпеисова – ученица мастера кюя, виртуоза-домбриста Курмангазы, свое искусство она (Дина) передала не менее выдающимся кюйши и композиторам Альмурату Отегулову, Гылману Альжанову, Нургисе Тлендиеву, имя которого известно ценителям домбровой музыки не только в Казахстане. И именно у А.Отегулова впоследствии постигал искусство игры на домбре Т.Скаков – наставник нашего сегодняшнего юбиляра. Педагогами и наставниками его были также не менее известные музыканты и домбристы земли Сыра Есен Кошербаев, Мулькаман Калауов.

Музыкант и кюйши Е.Мустафаев наряду с творческой и преподавательской деятельностью серьезно занимается исследованием казахского музыкального фольклора, в частности, направлений домбрового искусства. Результатом его большого труда стала выпущенная в 2006 году книга «Мақам – мәңгілік мәйегі», в которой опубликованы положенные им на ноты напевы кармакшинских жырау, откуда родом многие видные представители музыкально-поэтического творчества, такие как Базар жырау, Турмагамбет, Дур Онгар, Жиенбай, Кошеней и другие.

Е.Мустафаевым были сделаны обработки многих кюйев, песен для оркестрового исполнения. На основе шести терме, переложенных им на ноты, ученый-искусствовед Алма Кунанбаева в 1982 году защитила в Москве докторскую диссертацию.

Он также автор замечательных кюев, которые вошли в репертуар народных оркестров, в том числе имени Турмагамбета.

В ходе концерта прозвучал его кюй «Ер Түлкібай». Необычна история кюя, которая восходит к временам, когда в Приаралье воцарилась экспансия кокандских ханов и беков. Один из них по имени Ниязбек потребовал у порабощенного, но не сломленного духом народа, чтобы ему ежедневно доставляли одного барана для его казана и девушку-красавицу для ночных утех. Отомстил ненавистному беку казахский батыр по имени Тулкибай. Переодевшись девушкой, он проник в его покои и зарубил его своим кинжалом.

Также в исполнении его коллег и учеников прозвучали в обработке Е.Мустафаева «Төлеубайдың термесі», «Маңмаңгер», «Сыр толғау» и другие.

Свою первую победу на конкурсе музыкант одержал будучи студентом алматинской консерватории. В 1983 году участвовал в I республиканском конкурсе кюйши имени Курмангазы. Первые два места заняли двое преподавателей консерватории, третье досталось ему – второкурснику того же учебного заведения. Кстати, членами жюри на том конкурсе были мэтры отечественной музыки дирижер Шамгон Кажыгалиев, Нургиса Тлендиев. Далее были победы на конкурсах «Ақжелен», «Күй керуені», «Бабадан аманат» и других. Он также автор ряда книг и статей об искусстве кюя, выдающихся представителях этого немеркнущего жанра народного творчества.

Жанна Балмаганбетова

Читайте также: