Вот оплачиваешь и оплачиваешь коммунальные услуги каждый месяц, чувствуешь себя законопослушным и добропорядочным гражданином, и вдруг – бац! Получаешь уведомление, что ты задолжал за какую-то определенную услугу какому-то определенному коммунальному предприятию, и оно теперь решило взыскать с тебя не только задолженность, но еще и сумму, которая полагается судебному исполнителю. Стоит отметить, что раньше ошибочные счета приходили значительно чаще, и если квитанции о своевременной оплате не сохранялись, доказать свою невиновность несчастному абоненту было очень проблематично. Сейчас же благодаря повсеместной цифровизации таких ошибок стало значительно меньше. Но к большому негодованию граждан, они все-таки еще есть.
О том, почему это происходит, мы решили узнать в ГКП «Қызылорда су жүйесі». Однако там нас отправили искать правду в городской акимат. Трудно судить, что является причиной так усложнившейся системы получения информации, доступ к которой журналистам гарантирован законодательством. Надо полагать, начальство ГКП все силы мобилизовало на улучшение работы городского водоканала, и потому нет времени отвечать на вопросы журналистов. Хотя, все-таки, ответили, и то хорошо.
А в этом материале мы хотим предложить вниманию читателя ответы городской исполнительной власти и попытаться понять, отчего такие ошибки все еще допускаются. Итак, задолженность населения за услуги водоснабжения и водоотведения на 1 марта 2022 года составляет 736 988,3 тысячи тенге. И год от года она продолжает расти. Ну, это, думается, ни для кого не является секретом, поскольку об этом также говорится из года в год, а ситуация не меняется. Задолженность малого и среднего бизнеса на 1 марта 2022 года составляет 20 406,55 тысячи тенге. А вот государственные учреждения горводоканалу ничего не должны.
В пресс-службе городского акимата сообщили радостную новость – тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения как были утверждены приказом Департамента агентства по регулированию естественных монополий по Кызылординской области в 2020 году, так и останутся неизменными, аж, до 2024 года. Хотя, в свете последних событий, в это просто боишься верить.
Для взыскания долгов привлекаются частные нотариусы, которые выдают так называемые исполнительные надписи. Кроме того, применяются такие методы, как индивидуальное отключение абонентов от системы водоснабжения, автодозвон абонентов имеющих задолженность, СМС-оповещение, уведомление абонентов о задолженности через онлайн-банкинг («Каспий банк», «Халық банк»), оплата услуг водоснабжения и водоотведения через приложения банков второго уровня.
Но, видимо, все эти меры не являются эффективными, раз долг населения продолжает расти. И резонно возникает следующий вопрос: почему столько ошибок в начислениях? Ведь в кызылординских группах, созданных в социальных сетях, нередки случаи, когда возмущенные горожане жалуются на водоканал и рассказывают о несуществующих долгах, которые им выставляет водоканал, и они вынуждены ходить с квитанциями, доказывать, что они ничего преприятию не должны.
На вопрос – с чем это связано и как с этим борются? – пресс-служба городского акимата ответила следующее:
«В связи с отсутствием доступа к приборам учета воды, начисление объема оказанных услуг производится по среднему фактическому начислению. Особо стоит сказать о том, что абоненты своевременно не производят оплату услуг. Так, из проведенного анализа выявлены следующие показатели:
– в 2020 г. при количестве 75 726 абонентов физических лиц оплату за услуги произвели только 13 992 абонента, что составляет 19 процентов;
– в ноябре 2021 г. при количестве 77 772 абонента оплату за услуги произвели только 21 779 абонентов, что составляет 28 процентов;
– из 77 772 абонентов порядка 30 процентов (23331 абонент) имеют просроченные приборы учета воды, которые установлены в 1997-1998 годы;
– более 30 331 абонента имеют приборы учета с истекшим межпроверочным интервалом (39 процентов);
— в настоящее время имеется 9703 абонента, у которых отсутствуют приборы учета воды, оплату производят по количеству проживающих (в основном на одного человека)».
Получается, есть ли у абонентов приборы учета, до которых не могут добраться представители организации, чтобы снять с них показания, нет ли этих приборов, ГКП «Қызылорда су жүйесі» все равно в убытке. Первые не платят за использованные кубы, вторые используют значительно большее количество воды, чем оплатили. Получается, вопрос взыскания долгов для этого предприятия неразрешим. Как и точный подсчет задолженности.
В завершение хотелось бы напомнить, что в скором времени любители зеленых насаждений во дворах городских многоэтажек начнут использовать водопроводную воду для полива своих «зеленых питомцев». В горакимате пояснили, что «Для полива деревьев и зеленых насаждений во дворе жителям многоэтажных домов выдаются отдельные технические условия, с обязательной установкой прибора учета воды. Полив должен производиться только с 23-00 часов до 6-00 часов утра». Однако о мерах воздействия, предусмотренных за нарушение этих правил, в пресс-службе не сообщили.
Инна БЕКЕЕВА