Казалинский след мецената Ганибая - «Кызылординские Вести»

Казалинский след мецената Ганибая

10.12.2022

813 0

kazalinskij sled mecenata ganibaja

Кто однажды побывал в Казалинске, наверняка обратил внимание на здание, которое разительно отличается от окружающих его объектов. Местные жители называют его Домом Ганибая, приехавшего сюда в свое время из Казани и занимавшегося торговлей.

История Казалинска, старейшего города в нижнем течении Сырдарьи, началась в 1853 году, когда Оренбургский генерал-губернатор В. Перовский отдал приказ построить военное укрепление в урочище Казалы. Первоначально укрепление носило название Сыр-Дарьинский форт №1. Это было одно из первых русских поселений Туркестанского края после мангышлакского форта Александровского, переименованного в форт Шевченко.

Спустя десятилетие, в 1867 году форт №1 получил статус города и новое название Казалинск, стал уездным центром новообразованной Сырдарьинской области. В его подчинении были территории нынешних Казалинского, Аральского и Кармакшинского районов. Население города было «пестрым», помимо казахов состояло из «приаральских уральцев» (потомков ссыльных уральских казаков), русских, татар и евреев. Дело в том, что местность была богата на озера, где в изобилии водились рыбы разных видов. Местные жители содержали скот в большом количестве. К тому же Казалинск имел удобную логистику – торговые пути пролегали через этот населенный пункт. Понимавшие это российские, бухарские, хивинские купцы, интересующиеся богатством, стекались сюда. В их числе Ганибай Хусаинов. Его полное имя Абдулгани, от которого произошло сокращенно-уменьшительное Гани.

Были у него братья – Ахмед и Махмуд. Они были довольно известны в России, так что найти информацию о них в открытых источниках не составляет труда. Так вот, в начале прошлого века в конце 1918-го в Оренбурге появилась Сеитова слобода — крупный торговый и ремесленный центр, поселение казанских торговых татар. Именно оттуда и вышли купцы Хусаиновы.

Основатель фамилии купец Хусаин Губайдуллин вел успешную торговлю в степи, занимался благотворительностью. Однако к концу жизни разорился. Его сыновьям с детских лет пришлось работать, взвалив на себя заботу о семье. Они пасли скот, занимались мелкой торговлей, продавали саманные кирпичи, шкурки сусликов, так что тяжелым трудом смогли собрать первоначальный капитал. В дальнейшем братья Хусаиновы стали самыми успешными в Оренбуржье. Оборот их торговли достигал четырех миллионов рублей.

Ежегодно весной торговые агенты Хусаиновых закупали десятки тысяч голов скота в степях Казахстана и перегоняли их на выпасы, расположенные в Оренбургской губернии. По осени скот перегонялся с этих участков на бойню в Оренбург, далее шел на перерабатывающие предприятия, затем в виде отдельных продуктов: мяса, сала, шкур, овчин, шерсти, кишок поступал на крупнейшие ярмарки Нижнего Новгорода, Москвы, Казани и даже на рынки Западной Европы.

Хусаиновы были щедры, с охотой жертвовали деньги на благотворительность. Братья возвели десятки мечетей в различных губерниях России. В Оренбургской губернии они открыли и на свои средства содержали около 100 мужских и более 20 женских «новометодных» учебных заведений для мусульман.

В Оренбурге братья оставили о себе память, прежде всего, в архитектурных образах. Целый квартал Оренбурга, ограниченный Малоторговым переулком и улицами Кирова, Кобозева и Бурзянцева, напоминает горожанам о купцах Хусаиновых. В квартале расположены бывшее медресе Хусаиния, шестая соборная мечеть, дома для преподавателей медресе и хозяйственные постройки.

Спустя годы братья разделились – Махмуд остался в Оренбурге, Ахмед уехал в Казань, а Гани перебрался в Казалинск. Таким образом они выстроили крепкую торговую сеть.

В XIX веке в одном из кварталов центральной части Казалинска Ганибай построил себе дом. По тем временам он считался солидным строением. Одна из его архитектурных особенностей – выступающий балкон. Здание в два этажа г-образного плана построено из прямоугольного обожженного кирпича. Размеры: в плане – 58х80 м, высота – 10 м. В декоре фасадов использована фигурная кирпичная кладка, резьба по дереву. Крыша покрыта кровельным железом, комнаты оштукатурены и побелены. На главном фасаде находится балкон выходом на север, являющийся центром композиции. Балкон имеет навес с двускатной кровлей на столбах и ограждение, деревянные элементы покрыты изящной резьбой. Под балконом устроен проезд во двор, перекрытый полуциркульным кирпичным сводом.

Дом параллельно выполнял функцию караван-сарая. Планировка здания отличается совмещением нескольких функций, отвечающих потребностям его владельца: помещение для торговли, жилые комнаты, гостевые. От центральной части с балконом простирается крыло, где расположены торговые помещения с большой площадью, в другом крыле находятся меньшие по площади жилые помещения, где применена коридорная система. Коридоры устроены со стороны двора, а окна выходят на главный фасад.

Архитектурное решение фасадов, ажурные парапеты, сложно профилированные карнизы, фронтоны, пилястры, а также сочетание кирпичных и деревянных элементов отличаются изяществом и художественным вкусом. Строение представляет собой образец многофункционального здания, в котором грамотно совмещены как функциональное предназначение строения, так и художественное оформление.

В 1937 году в здании был размещен сельскохозяйственный техникум, эвакуированный из Актюбинской области. Техникум действовал до 1971 года. По некоторым сведениям, в 1971 году он был переведен в Сырдарьинский район.

По заказу Ганибая также была построена мечеть. Она представляет собой типичное для конца XIX — начала XX веков общественное здание в этом регионе. Мечеть — прямоугольная по форме, с одним минаретом на крыше. Внутри есть фойе, молельный зал, айван.

Здание построено на кирпичных фундаментах с кирпичным цоколем. Кладка скреплена известковым раствором. Перекрытие крыши – деревянное. В отделке фасадов применена фигурная кирпичная кладка без оштукатуривания. Фасады декорированы лицевой кирпичной кладкой с элементами в виде фигурных поясов, карнизов, пилястр, сандриков, сухариков. Изящество фасадам придают два ряда оконных проемов арочной заостренной конфигурации, напоминающие кокошник. Грани минарета обшиты деревянными резными деталями. Главный вход выделен крыльцом несложной формы. Окна и двери – деревянные блоки арочной формы.

Поверхности стен и потолков в интерьере оштукатурены, полы деревянные. Интерьеры и михрабная ниша богато декорированы гипсовыми поясками, пилястрами, розетками. Кровля ранее была металлическая. После ремонтных работ ее заменили на шифер. Покрытие купола минарета – металлическое с чередующимися ромбиками.

Было время, когда здание отдали под библиотеку, в связи с чем была сделана перепланировка внутренних помещений. Мечеть и дом Ганибая включены в государственный список памятников истории и культуры республиканского значения

Хусаиновы являются ярким примером людей, которые своим трудом создали себе имя и в торговой среде Российской империи, и в сообществе российских меценатов. Богатейшие купцы, владевшие крупной недвижимостью в разных городах империи, отличались удивительной бережливостью и скромностью. Так и не освоив элементарных навыков чтения и письма, они осознанно и целеустремленно финансировали «новометодные» учебные заведения, оплачивали работу прогрессивных учителей, не жалели средств на строительство школ, издание необходимой учебной литературы.

Подготовил Канат ЖОЛДАСОВ

Читайте также: