Он слышал музыку сердцем — «Кызылординские Вести»

Он слышал музыку сердцем

28.07.2022

882 0

Кызылординская земля богата и щедра на таланты. Ярким и многогранным был дар народного артиста Казахстана, лауреата Государственной премии Республики Казахстан, кавалера ордена «Құрмет» Толепбергена Абдрашева. Вряд ли кто мог предположить, что мальчишка из затерявшегося в отрогах гор Каратау небольшого аула станет дирижером мирового уровня и гордостью своего края.

Он родился 26 июля 1948 года в совхозе Кенес Жанакорганского района. Еще мальчишкой замечательно играл на домбре, но это занятие для жителей сельской глубинки было не в новинку. В казахской степи древним казахским инструментом владеет и стар, и млад и потому по настоянию старших окончившему школу юнцу не оставалось ничего другого, как сесть за штурвал трактора. Говорят, что истинный талант всегда сумеет пробить себе дорогу, так случилось и с Толепбергеном. Случай распорядился так, что на глаза ему попался обрывок газеты с сохранившимся объявлением о приглашении абитуриентов в Казахскую государственную консерваторию имени Курмангазы и на крыльях мечты он примчался в Алма-Ату. При поступлении в консерваторию его определили в класс кобыза, и очень скоро юноша из сельской глубинки виртуозно исполнял на древнем инструменте произведения самого разного плана.

Ему всегда несказанно везло с педагогами. В годы учебы в консерватории, когда юношу начинала привлекать профессия дирижера, его первым педагогом по дирижерскому классу стал народный артист Казахской ССР, мастер высочайшего класса Тургут Османов. Толепберген блестяще окончил консерваторию сразу по двум специальностям – кобызу и оркестровому дирижированию. А потом талантливый выпускник главной музыкальной альма-матер республики получил направление в Московскую консерваторию и попал в класс Геннадия Рождественского – дирижера с мировым именем и музыканта от Бога.

Толепберген прошел большую школу дирижерского мастерства. В годы учебы в Московской консерватории принимал участие в престижном международном конкурсе дирижеров «Фонд Герберта фон Караяна» в Берлине. Среди 80-ти музыкантов, приехавших из всех уголков мира, молодой дирижер занял IV-е место и получил приглашение на стажировку в музыкальную столицу мира – в Вену. Стажировка в Венской академии музыки и сценических искусств дала ему многое в плане профессионального роста. Общение с артистами высокого профессионального мастерства обогатило его впечатлениями и оказало благотворное влияние на его дальнейшее творчество.

Ему предлагали остаться и продолжить работать в Московской консерватории. Но в его сердце всегда жила любовь к Родине, и он вернулся в Казахстан. Здесь ему было предложено возглавить Государственный академический симфонический оркестр РК, которому он посвятил весь свой творческий пыл и талант. Он прожил всего 59 лет, из которых 25 отдал родному коллективу.

Симфонический оркестр во главе с Толепбергеном Абдрашевым гастролировал с концертами по республике и за рубежом. Наш земляк неоднократно выступал как приглашенный дирижер с прославленными коллективами Болгарии, Германии, Австрии, Англии, США и Кореи.

Он умел не только слышать музыку, но и чувствовать ее сердцем. Мог найти в музыкальных звуках свой собственный сюжет и передать его слушателю. Дирижер высокого класса, он всегда был дотошным в деталях и уделял особое внимание красоте и чистоте звука, интонационной точности тембра. На признанных сценах мира не раз звучали концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и симфония «Манфред» Петра Чайковского. Эти произведения считаются технически особенно сложными, но маэстро всегда выделял этих двух композиторов: Чайковского – за его тонкий лиризм и Рахманинова – за глубокую философию.

Коллектив оркестра – а это больше ста человек – очень любил маэстро. Он всегда проявлял заботу о каждом артисте, умел защитить, помочь, всегда живо откликался на проблемы, уважительно относился к каждому музыканту, но мог быть очень строгим и требовательным.

Как вспоминают оркестранты, работать с маэстро было невероятно интересно. Он всегда готовил интересные программы и строил большие планы, приглашал в Казахстан музыкантов с мировыми именами, используя связи, которые он наладил, когда жил в Москве.

Толепберген Абдрашев был человеком жизнерадостным и открытым. У него было очень много друзей, он любил компании, увлекался рыбалкой.

Человек, вышедший из глубинки, он пробился на вершину музыкального олимпа благодаря своему незаурядному таланту и трудолюбию, внес большой вклад в развитие симфонического искусства Казахстана.

Оставленное им наследие – это не только продолжение лучших традиций отечественной дирижерской школы и его концертные записи, но и те нравственные и духовные уроки, которые он преподал своим ученикам.

Наряду с концертной деятельностью, он успешно совмещал и преподавательскую деятельность – вел дирижерский класс в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Замечательный педагог, человек редкого таланта и души, он воспитывал в своих учениках любовь к трудолюбию. Считал, что только неустанный труд и терпение помогут стать настоящим артистом. И эти качества привил своим ученикам. Он воспитал целую плеяду талантливых дирижеров, представляющих сегодня казахстанское оперно-симфоническое искусство на мировом уровне – это Алан Бурибаев, Абзал Мухитдинов, Ерболат Ахмедьяров, Арман Оразгалиев, Павел Тарасевич, Ернар Нуртазин, Канат Омаров и другие.

Его наследие – это не только продолжение лучших традиций отечественной дирижерской школы, представителей которой знают во всем мире. Мэтр казахской музыки, композитор Нургиса Тлендиев назвал Т.Абдрашева «жемчужиной музыкального искусства мирового масштаба».

На кончике тонкой дирижерской палочки – незримая нить, связывающая всех музыкантов. Стать инструменталистами и успешными исполнителями могут сотни, а вот дирижером – единицы, им надо родиться. Именно таким человеком был Толепберген Абдрашев.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: