О Концепции проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования» - «Кызылординские Вести»

О Концепции проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования»

30.11.2020

565 0

crop 261705 1579757353

В данное время в мажилисе Республики Казахстан  рассматривается проект Концепции проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования».

1. Обоснование необходимости разработки проекта закона.

В  Послании Президента Республики Казахстан – Елбасы народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» отмечено, что сегодня отсутствует целостная политика по защите населения от некачественных и опасных для здоровья и жизни товаров и услуг.

Также планом действий по реализации Предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс», Правительству было поручено принять комплекс мер по защите внутреннего рынка от некачественной, фальсифицированной, контрабандной и контрафактной продукции, в том числе через улучшение таможенного администрирования и других видов контроля на границе.

 Кроме того, протоколом заседания Премьер-Министра Республики Казахстан от 6 февраля 2018 года № 5 государственным органам поручено продолжить работы по совершенствованию правовых механизмов развития технического регулирования на законодательном уровне.

По итогам расширенного заседания Правительства Республики Казахстан, состоявшегося 24 января 2020 года, поручено принять новый закон о техническом регулировании, направленный на повышение безопасности  и качества продукции, защиты прав потребителей, развитие национальной системы сертификации, возврат авторитета и доверия к национальным стандартам.

2. Усиление государственного контроля в области технического регулирования

Текущая ситуация сложившаяся в сфере технического регулирования  не обеспечивает даже минимальные уровни безопасности обращаемой продукции, качества оказываемых услуг потребителям, тем самым  не стимулирует импортеров соблюдать требования законодательства  и неблагоприятно сказывается на добросовестной конкуренции.

Нарушение или игнорирование обязательных требований законодательства стало экономически выгодным решением недобросовестных участников рынка.

Таким образом, учитывая вектор государственной политики   по дерегулированию предпринимательской деятельности, должен быть установлен адекватный государственный контроль для создания баланса ответственности субъектов рынка на рынке и оперативного предотвращения   хождения на рынке небезопасной продукции.

Воспользовавшись нынешней ситуацией, происходящей на рынке Казахстана, недобросовестные субъекты стран-партнеров по ЕАЭС открыто предлагают свои услуги по выдаче сертификатов в короткие сроки, т.е. без соблюдения установленных требований. Продукция, несоответствующая требованиям технических регламентов, свободно обращается на рынке и ввозится через нашу границу.

На пути реализации задач, определенных Главой государства   по повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, насыщению внутренний рынок отечественными товарами («экономики простых вещей») и выхода на экспорт, отечественный бизнес сталкивается с данными проблемами, которые в корне пресечь государственным органам действующими механизмами не удается. В результате у добросовестного бизнеса рождается недоверие, предприятия терпят убытки, а несоответствующая продукция зачастую уже полностью реализована на рынке.

Для этого законопроектом предлагаются:

1) включить область технического регулирования, метрологии и оценки соответствия в сферу деятельности субъектов предпринимательства, в которых осуществляется надзор. Надзор в данных областях необходим для применения мер оперативного реагирования с целью предотвращения распространения на территории Республики Казахстан «опасной» продукции;

2) внедрить мониторинг безопасности продукции путем осуществления камерального контроля и отбора проб и (или) образцов продукции.

Действующий порядок проверок субъектов (объектов) контроля и надзора, в отношении которых проводятся внеплановые проверки, профилактический контроль и надзор с посещением и без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора, предусмотренный Предпринимательским кодексом Республики Казахстан предусматривает случаи проведения профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, на которых не распространяется требования по разработке критериев оценки степени риска, проверочных листов, полугодовых списков и т.д.

В связи с чем, предлагается дополнить пункт 3 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, случаем,  когда посещение связано с отбором продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции, проводимого в соответствии с Законом Республики Казахстан «О техническом регулировании».

3. Усиление контроля за субъектами, рекламирующими услуги по сертификации, без аккредитации в системе технического регулирования

Следующим слабым звеном, способствующим увеличению количества «серых» сертификатов, является рекламные объявления услуг по сертификации продукции без проведения соответствующих испытаний.

На 10 июля текущего года Национальной палатой предпринимателей на просторах Интернета выявлены рекламные объявления деятельности десяти компаний, предлагающих услуги по сертификации любого товара в кратчайшие сроки вплоть до 1 дня, а также по принципу «под ключ». В ходе обзора стало известно, что для получения сертификата через эти компании достаточно произвести оплату от 45 до 75 тыс. тг. и направить на электронную почту наименование продукции и сопроводительную документацию (при наличии). При этом, этим компаниям для выдачи сертификата не требуются образцы сертифицируемой продукции и проведение обследования производства. Среди указанных компаний встречаются как посредники, так и организации, непосредственно оказывающие услуги по сертификации без аккредитации в системе технического регулирования.

21 января 2019 года вступило в силу изменение в Закон РК «О рекламе», запрещающее рекламу услуг по обязательному подтверждению соответствия и (или) посреднических услуг в сфере подтверждения соответствия продукции не аккредитованными организациями.

Несмотря на вопиющую ситуацию на рынке сертификации, уполномоченный орган в области технического регулирования не вправе организовать проверку в отношении указанных компаний в связи с отсутствием полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере рекламы.

В этой связи, считаем необходимым в рамках Кодекса РК  «Об административных правонарушениях» наделить уполномоченный орган полномочиями на рассмотрение дел по статье 455 (в части рекламы услуг, запрещенных к рекламе).

Также, в Кодекс РК «Об административных правонарушениях» предлагаются соответствующие поправки в рамках разграничения полномочий отраслевых государственных органов по государственному контролю и надзору за выполнением требований, установленных техническими регламентами, национальными стандартами, по вопросам, входящим в их компетенцию.

4. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия проекта закона.

Принятие законопроекта приведет к следующим правовым и социально-экономическим последствиям:

—        повышению безопасности потребителя от продукции                  (объекта технического регулирования), несоответствующей обязательным требованиям;

—        созданию условий для добросовестной конкуренции;

—        повышению эффективности осуществления государственного контроля.   

Руководитель отдела Департамента  Комитета технического регулирования и метрологии по Кызылординской области Ауелбек Камзаев

Читайте также: