Не бывает человека «второго сорта», как не бывает и осетрины «второй свежести». И если во втором утверждении всех давно уже убедил известный писатель Михаил Булгаков в своем бессмертном творении «Мастер и Маргарита», то ко «второму сорту» люди продолжают относить себе подобных, каждый раз произвольно определяя этот вид «свежести», исходя из общепринятых правил и представлений.
Как рассказывает руководитель общественного объединения «Pro bono» Павел Горбачев, в рамках выполнения социального заказа с делением людей на первый и второй сорт ему и его сотрудникам приходилось сталкиваться не раз. Проект, над которым работает объединение, называется «Организация работы центра ресоциализации и реабилитации освободившихся лиц из мест заключения, а также тех, кто находится на учете службы пробации». Он реализуется совместно с департаментом полиции, департаментом уголовно-исполнительной системы и городским центром социальной адаптации по заказу управления координации занятости и социальных программ. В рамках проекта открылся клуб «В потоке жизни», где бывшие заключенные могут получить консультации психологов и юристов, а также поделиться личным опытом решения проблем, с которыми им приходилось сталкиваться после освобождения.
– Если человек вернулся из заключения, по давно сложившейся традиции к нему принято относиться предвзято, – считает Павел. – Да, не будем кривить душой, нередко эти подозрения бывают обоснованными, но ведь даже тем, кто искренне настроен встать на путь исправления, доверия со стороны общества нет. Их с неохотой берут на работу, им стараются не сдавать жилье, при любом происшествии эти люди первыми оказываются под подозрением. Но при искреннем раскаянии и желании наладить свою жизнь этим людям надо обязательно помочь и дать второй шанс стать добропорядочными гражданами нашей страны.
Один из бенифициаров проекта – Канат Уразалиев (имя изменено), в этом году вернулся из мест, которые принято называть «не столь отдаленными». Ему 26 лет, и шесть из них он провел в исправительном учреждении. В школе молодой человек учился неважно – и способностей особых не было, и желания должного не находилось. Глядя на такие успехи сына, мать, которая воспитывала его одна, понимала, что образование он сможет получить только на платной основе. Но денег на него в семье не было. А рабочую специальность на тот момент Канат выбирать не спешил, все строил какие-то заоблачные планы по развитию собственного бизнеса и мгновенному обогащению вместе с такими же лоботрясами, как и он сам. Беда не заставила себя долго ждать. Разработанная схема «по сравнительно честному отъему денег у населения» не принесла ожидаемой выгоды, а только создала проблемы с правоохранительными органами. И вместе с товарищами он оказался на скамье подсудимых, а затем и в колонии.
– Профессии у меня нет, – говорит Канат. – В колонии я пытался работать – изготавливать мебель, но повредил руку, а навыков необходимых так и не приобрел. За долгое время, проведенное в тюрьме, привыкаешь к режиму такой жизни. Свобода как неизвестный мир, с которым надо еще сживаться, пугала. Но возвращаться в колонию не хочу. Очень рад, что встретил на пути Павла Горбачева и его команду. С их помощью надеюсь найти свое место в этой жизни.
Как говорит Павел, оказанию психологической помощи своим подопечным они уделяют особое внимание. Ведь от психологического настроя зависит многое в построении новой жизни.
– Очень трудно не впасть в депрессию, когда раз за разом сталкиваешься с отказами в приеме на работу, когда даже близкие родственники осуждают твое недавнее прошлое и не доверяют тебе, – говорит руководитель «Pro bono». – Тут не обойтись без хорошей психологической консультации. Причем, надо работать не только с бенефициаром, но и с его семьей. Для поднятия настроения и социализации привлекаем наших подопечных к участию в культурно-спортивных мероприятиях. Мы также оказываем социальную, юридическую и практическую помощь по получению различного рода документов, восстановлению имущественных и социальных прав. Выпустили информационно-познавательные брошюры, где рассказали о правах бывших заключенных.
В течение года члены этой организации регулярно проводили встречи и обучающие тренинги для освободившихся из мест лишения свободы граждан и для тех, кто еще отбывает наказание. В мероприятиях участвовали представители официальных структур. Темы таких встреч касались трудоустройства и прохождения собеседования, бенефициаров учили как получить кредит и открыть свое дело, рассказывали о правах и обязанностях. На сегодняшний день в проекте приняли участие около 250 человек.
– Судьбы у всех людей разные, – говорит Павел. – Практически все сожалеют о содеянных ранее поступках. Многие наши подопечные уже работают, в основном, в строительных организациях. Кто-то занимается столярным делом, делает разные хозяйственные поделки из дерева, кто-то выполняет сварочные работы. Есть и те, кто занялся предпринимательской деятельностью. Насколько удачно они адаптируются к обычной жизни, в первую очередь зависит от них самих. Есть такое понятие, кто хочет тот найдет. Некоторые боятся или стесняются обращаться в различные инстанции. В таких случаях наша организация помогает преодолеть барьеры, наладить контакты с работодателями или же представителями госструктур.
Но определяющим фактором успешной адаптации все-таки является трудоустройство. Как считает П.Горбачев, будет работа, будут перспективы, будет цель. А там и семья появится. Но с работой проблемы сейчас не только у бывших заключенных, люди с высшим образованием не могут трудоустроиться. И если перед работодателем стоит выбор, то легко догадаться кому отдадут предпочтение. Общество не всегда готово принять человека с судимостью, особенно если он совершил тяжкое преступление или кражу. Многие из бенефициаров проекта не имеют собственной жилплощади, живут там, где приютят, у родственников и знакомых, а иногда и на улице.
– Одного из наших подопечных приютила совершенно посторонняя для него женщина, – рассказал Павел. – Пока он отбывал наказание, родители его умерли. Родная сестра выписала его с родительской жилплощади. В общем, вернулся он к разбитому корыту. И ему повезло познакомиться с этой доброй женщиной, которая дала ему кров. Он ей несказанно благодарен, но вот отношение людей к этой женщине, скажем прямо, почему-то испортилось. Люди стали считать ее глупой, и чуть ли не соучастницей в каких-то, якобы, готовящихся преступлениях. Но они живут, стараясь не обращать ни на кого внимания. Пытаются наладить свое дело, но экономическая ситуация этого года многим усложнила жизнь. Надеемся, что все у них получится и на кривую дорожку этот парень больше не вернется. Мы со своей стороны оказали им всемерную поддержку.
Как отмечает руководитель общественного объединения, сейчас у государства есть программы, направленные на улучшение качества жизни бывших заключенных. Введена процентная квота для работодателей для приема на работу лиц данной категории, открываются центры адаптации.
– К большому сожалению раскаяние ко многим людям приходит очень и очень поздно, – говорит П.Горбачев. – К нам обратился гражданин с просьбой оказать ему содействие в оформлении пенсии, пояснил, что болеет, не имеет собственной жилплощади, живет у брата со снохой, они пенсионеры. Но медицинская комиссия не подтвердила наличия серьезного заболевания для получения инвалидности. До оформления официальной пенсии ему еще ждать два года. При этом он никогда нигде не работал, имеет несколько судимостей и очень продолжительные сроки лишения свободы. Перспективы у него не очень радостные, но ведь никто в этом не виноват. И ближайшие два года надо как-то жить, а на работу людей предпенсионного возраста не берут даже без судимости. Так что браться за ум надо как можно раньше. И использовать все возможности, чтобы улучшить свое положение.
Инна БЕКЕЕВА