За годы независимости отечественное образование претерпело большие изменения. В первую очередь, большим достижением стало повышение статуса педагогов.
Исторически важные документы «О статусе педагога» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя» подписал в прошлом году Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Это решение, означающее начало качественно нового этапа преобразований в самой, пожалуй, реформируемой сфере нашей страны, полностью согласуется с главным трендом современности – установкой на развитие человеческого капитала как залога конкурентоспособности стран и наций в очень непростом современном мире.
По мнению специалистов, такого закона у нас никогда еще не было – это настоящий прорыв в осмыслении и системном законодательном обеспечении развития казахстанского образования. Принятие указанного закона стало фактическим завершением непростого и длительного этапа осознания и полного понимания того, что учитель, педагог – главная фигура всей системы образования как нашей страны, так и мира в целом.
Учитель играл и играет уникальную роль в человеческой цивилизации. Он, по сути, выполняет функции связующего звена, цементирующего цивилизацию в четвертом измерении – времени. Именно учитель аккумулирует в себе и передает знания и умения, накопленные людьми, следующим поколениям. И не только знания, но и миропонимание и мировоззрение, способы мышления, человеческие ценности, культуру и многое другое.
Образование с первых дней независимости находилось в зоне особого внимания Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Назарбаева. Оно было одним из ключевых пунктов его стратегии развития страны. Самые серьезные задачи по его модернизации фигурировали практически в каждом Послании народу Казахстана. Аксиомой политического курса стала убежденность в том, что только высокообразованная нация может быть конкурентоспособной.
Почти за 30 лет Независимости была создана принципиально новая система образования, которая соответствует многим современным требованиям. И сегодня государство делает все возможное для того, чтобы переходить на передовые позиции качества образования, соответствующие мировым стандартам.
Как говорит руководитель областного управления образования Акзира Касымова, для повышения престижа профессии педагогов сокращена нагрузка с 18 до 16 часов, с 10 до 2 документов уменьшена отчетность учителя. В 2020 году рост зарплаты педагога составил свыше 25 процентов с учетом увеличения доплат и надбавок, а с января 2021 года – увеличена еще на 25 процентов. Преподаватели физкультуры получают доплату за ведение кружков и спортивных секций. Трудовой отпуск увеличен с 42 до 56 дней. Также предусмотрено увеличение зарплаты руководителей школ и их заместителей, которое делается по итогам национального квалифицированного теста. Они получают доплату от 30 до 100 процентов от должностного оклада. Установлен запрет на привлечение педагогов к несвойственным функциям.
Большим стимулом для работы учителей стал значительный рост их зарплаты. Сегодня, согласно данным Министерства образования и науки РК, средняя зарплата молодого педагога без стажа составляет около 213 тысяч тенге.
– Сейчас желающих работать в школе немало, – говорит молодая учительница Айнур Ахметова. – С большим желанием хотят работать в школе не только выпускники педагогических вузов. Я знаю, например, немало специалистов с педагогическим образованием, которые работали в другой сфере, а сейчас увольняются и идут в школу. Но и требования к педагогам возросли.
Профессия педагога издревле считается сложной и ответственной. Учитель должен быть не только хорошо подготовлен по своему предмету и находить подход к ученикам, он также обязан уделять время самообразованию, совершенствованию профессиональных навыков.
За годы независимости сформирована национальная модель образования, направленная на повышение качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворение потребностей личности, общества и государства. Приняты Законы Республики Казахстан «Об образовании», «О высшем образовании», «О науке», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О государственной образовательной накопительной системе», «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» и другие. А в период пандемии коронавирусной инфекции учителям пришлось в считанные дни перейти на дистанционное обучение, изучить новые методы и формы обучения.
Позитивные изменения за три десятилетия произошли и в развитии образования Приаралья. По словам А. Касымовой, если в 1991 году по области функционировали 223 детских сада, в которых воспитывались 14543 ребенка, то за годы независимости их число выросло на 447, а детей – на 43618. На сегодня в области насчитываются 670 дошкольных организаций, где воспитывается более 58 тысяч детей.
По инициативе Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева была принята государственная программа «Балапан», которая в нашей области была досрочно выполнена в 2015 году. Дети 3-6 лет охвачены детским садом на 100 процентов. Ежегодно увеличивается доля частных детских садов, на сегодняшний день их количество достигло 424 (72,3 процента). Всего с момента обретения независимости по настоящее время открыты 424 частных детских сада.
Стремительно развивается уровень среднего образования. С первых дней суверенного Казахстана в области введено в эксплуатацию 164 школы. Решена проблема 36 аварийных и 7 трехсменных школ.
Укрепляется материально-техническая база учреждений образования. Сегодня 65 процентов школ области оснащены кабинетами физики, химии, биологии новой модификации. 124 образовательных заведения оснащены кабинетами робототехники. Компьютерный парк организаций образования обновлен и подключен к сети интернет на 100 процентов.
Решаются вопросы образования и в городе Байконыре. Так, в 2015 году в рамках межправительственного соглашения на обучение по образовательному стандарту РК перешли шесть школ и один детский сад звездного городка. В том же году был заключен меморандум о сотрудничестве между АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и акиматом Кызылординской области. В рамках этого документа в области открыты 46 инновационных школ, в которых внедрен опыт НИШ.
Растет доля школ, в которых созданы попечительские советы. Если, к примеру, в 2016 году она составляла 67 процентов, то в настоящее время такие советы есть во всех школах региона. Отметим, что попечительский совет содействует организации образования в осуществлении ее уставных функций, создании необходимых условий для обучающихся и педагогического коллектива организации образования для успешной реализации образовательных учебных программ, обеспечения финансовой поддержки, укрепления материально-технической базы организации образования, а также ее дальнейшему развитию.
По данным Министерства образования и науки РК, в Казахстане ежегодно растет число детей с особыми образовательными потребностями. При этом условиями для организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями располагает около 70 процентов школ страны. В нашей области доля образовательных заведений с инклюзивным обучением в 2013 году составляла всего 13 процентов. В настоящее время их число доведено до 91 процента.
Защита прав и законных интересов детей – одно из основных направлений национальной политики. За годы независимости в республике проведена определенная работа по достижению международных стандартов по улучшению качества жизни детей. Идет сокращение детских домов. В 2015 году Кызылорда стала единственным в республике регионом, где были искоренены детские дома – именно тогда была сдана в эксплуатацию детская деревня семейного типа «Атамекен» на 80 мест.
Шесть лет назад совместно с детским фондом ООН «ЮНИСЕФ» в регионе внедрен пилотный проект «Превенция суицидов среди несовершеннолетних». Нужно отметить, что опыт Кызылординской области получил распространение на международном уровне как лучший.
С 2016 года школы поэтапно перешли на обновленное содержание образования. 98 процентов педагогов прошли курсы по новой программе. За счет средств местного бюджета в течение последних 8 лет реализуется грантовый проект «Лучшая организация среднего образования». Объем гранта – 17 миллионов тенге. С 2017 года в колледжах стартовал проект по преподаванию 7 специальных дисциплин и предмета «Информатика» на английском языке.
Уже восьмой год осуществляется обучение выпускников школ области в ведущих вузах Российской Федерации и Татарстана.
– Наши педагоги показывают отличные результаты в республике, – продолжает Акзира Бактыбаевна. – К примеру, с 2013 по 2020 годы по итогам республиканского конкурса «Лучший педагог» это звание присвоено 19 учителям области. А в нынешнем конкурсе, прошедшем в преддверии Дня учителя и в рамках 30-летия Независимости РК, в числе 64 педагогов победителей со всех регионов Казахстана и наша землячка –
учитель истории Казахстана Кармакшинской средней школы №26 имени Ш.Уалиханова Гульбану Турымтаева. Победители получили награду по три миллиона тенге из рук министра образования и науки РК Асхата Аймагамбетова. А в Кызылорде на свой профессиональный праздник 10 лучших педагогов получили премию в размере 875 тысяч тенге. Нагрудным знаком И.Алтынсарина награждены учитель начальных классов школы-лицея №277 города Байконыра Акзия Байтореева, директор средней школы №176 Кадиркуль Шаймаганбетова, директор школы «ORDA SCHOOL» Рауаш Алиева, учитель математики Кызылординского педагогического высшего колледжа имени М.Маметовой Газиза Суханбердина и учитель казахского языка и литературы областного лицея-интерната для одаренных детей № 10 «Білім-инновация» Нагима Есбосын.
В образовании успешно внедряются новые методы обучения. Новшеством 2019-2020 учебного года стало то, что победители национальной интеллектуальной олимпиады «Мың бала» будут проходить углубленное обучение казахскому, русскому и английскому языкам, математике у ведущих педагогов Назарбаев Интеллектуальной школы, республиканской физико-математической школы и казахско-турецких лицеев столицы.
А.Касымова отметила, что с обретением независимости решаются вопросы и с летним досугом детей. К примеру, детские оздоровительные лагеря, действующие в регионе только в летний период, перешли на круглогодичный режим работы. В настоящее время функционируют семь государственных и один частный детский оздоровительный лагерь отдыха.
В 2020 году в условиях пандемии руководство регионального образования в рамках проекта «Онлайн лето» в социальной сети Instagram создало страницу «Online_vacation_qzo» и реализовало проект по эффективному проведению летнего отдыха детей. Комитетом по защите прав детей Министерства образования и науки РК он признан успешным по эффективной и оптимальной организации летнего отдыха детей и используется в качестве опыта в других регионах Казахстана.
В 2021 году в рамках республиканской «Национальной школьной лиги» сборная области заняла первое место по определенным видам соревнований.
Продолжается работа по модернизации профессионального образования. Так, в рамках программ «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех», «Мәңгілік ел жастары – индустрияға» «Серпін-2050», «Еңбек», «Жас маман» сегодня молодежь осваивает рабочие профессии бесплатно. Эта возможность им предоставлена с 2017 года.
С 2020 года в организациях технического и профессионального образования области открыты центры компетенций, оснащенные необходимым материально-техническим оборудованием для содействия профессиональному росту и творческому развитию молодого педагога. С 2015 по 2021 годы 7 колледжей области вошли в число лучших организаций технического и профессионального образования Республики Казахстан.
В сфере технического и профессионального образования внедряются дуальное обучение, модульные образовательные программы, принимаются меры по совмещению первой рабочей квалификации, академической самостоятельности. С момента обретения независимости организации технического и профессионального образования приобрели статус колледжа, в настоящее время функционируют 10 высших колледжей, готовящих степень «Бакалавр».
Кроме того, в регионе реализуется проект «Зеленая школа». В настоящее время в 13 школах имеются теплицы. Из них 5 расположены в Кызылорде, три – в Аральском, по одной – в Казалинском, Шиелийском, Сырдарьинском, Кармакшинском и Жанакорганском районах.
– Школьники и педагоги намерены наладить производство продукции в теплицах и выращивать там овощи, – продолжает А. Касымова. – Для активизации работы школьники внедряют в практику различные научные идеи.
В рамках реализации «Пяти социальных инициатив» Елбасы студенты обеспечиваются местами в общежитиях.
За последние 10 лет в президентских, международных и республиканских предметных олимпиадах и конкурсах научных проектов призовые места занял 491 учащийся.
С 2018 года в рамках программы «Рухани жаңғыру» среди учащихся школ организованы смотры и конкурсы на республиканском уровне по патриотическому, художественно-эстетическому, туристско-краеведческому, экологическому и другим направлениям, в которых приняли участие 226 учащихся, 45 – заняли призовые места.
Для выявления и поддержки одаренных детей, обучающихся в сельских школах, с 2019 года в рамках проекта «Ел үміті» реализуется национальная интеллектуальная олимпиада «Мың бала» и программа «Медаль Елбасы». В национальной интеллектуальной олимпиаде «Мың бала» за 2 года приняли участие 27502 учащихся, победителями стали 174 ребят, 50 были зачислены в специализированные учреждения образования.
Для поддержки талантливой молодежи в регионе с 2018 года действует «Академия интеллектуалов земли Сыра» («Білімдер сыр дарыны академиясы»). Одаренные дети в период каникул между каждой учебной четвертью в Академии совершенствуют свои знания и принимают участие в подготовительной работе на двух языках от лучших учителей по предметам.
В области функционируют 316 дебатных клубов, в которых числятся 3824 учащихся школ и 243 студента.
Айнагуль МАНАБАЕВА