В региональной Службе коммуникаций состоялся брифинг с участием руководителя областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Дамира Тлеуова, исполняющего обязанности руководителя КГУ «Кызылординский городской отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции» Мурата Айкупешова и заместителя директора ТОО «Автобусный парк Кызылорда» Каната Рахметова. Вопросы журналистов касались оптимизации и обновления внутригородских автобусных маршрутов, введения электронной системы оплаты проезда на автобусах, принадлежащих частным перевозчикам и другого.
В настоящее время на территории области организовано 205 автобусных маршрутов, связывающих 212 населенных пунктов с областным и районными центрами, из которых 13 – межобластные, 71 – межрайонные, 33 – внутригородские и 101 – внутрипоселковые. Всего на этих маршрутах оказывают услуги более 30 юридических и физических лиц по перевозке пассажиров автобусами различной вместимости в количестве 1354 единиц.
Как сообщил заместитель руководителя областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Дамир Тлеуов, в Кызылорде и районных центрах действуют 3 автовокзала и 8 автостанций. Все они работают согласно специально вынесенному постановлению санитарных служб. На постоянной основе проводится дезинфекционная обработка зданий и автобусов до и после рейсов. Установлены приборы с приложением «Ashyq».
По словам исполняющего обязанности руководителя КГУ «Кызылординский городской отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции» Мурата Айкупешова, на сегодняшний день в двухсменном режиме пассажиров обслуживают 585 автобусов, из которых 125 – большой, 205 – средней и 255 – малой вместимости. Действуют 25 городских и 8 пригородных маршрутов. 135 автобусов принадлежат ТОО «Автобусный парк Кызылорда», которые курсируют по 5 внутригородским маршрутам. ТОО «Кад Нур» с 37 автобусами обслуживает два направления. ТОО «Аргымак Орда» обслуживает 4 направления с 54 автобусами. 250 частных перевозчиков на договорной основе обслуживают остальные 22 маршрута. Стоит отметить, что с 1 сентября количество автобусов увеличится еще на 350 единиц.
– Сейчас каждый день на линию выезжают по 45-50 автобусов ТОО «Автобусный парк Кызылорда». Скоро их число увеличим до
75-80 единиц. Для обеспечения безопасности пассажиров будет задействовано дополнительное количество автобусов. Кроме того, принято решение не отменять курсирование автобусов в выходные дни, – говорит заместитель директора товарищества Канат Рахметов. – Льготы пенсионерам сохранены только на автобусах, курсирующих в 5 направлениях, принадлежащих ТОО «Автобусный парк Кызылорда». А частные перевозчики их отменили, так как для них не предусмотрены дотации.
Но есть и обнадеживающие новости. В целях оказания стабильных и качественных услуг общественного транспорта на территории города и в отдаленных населенных пунк-тах, прорабатывается вопрос о субсидировании из областного бюджета дополнительных 6 маршрутов частных перевозчиков на сумму более 525 миллионов тенге. Эти маршруты признаны социально значимыми, однако они не покрывают транспортные и амортизационные расходы.
Кроме того, будут обновлены схемы маршрутов, предусмотрены дополнительные направления. В прошлом году был объявлен тендер по их оптимизации, который выиграли представители Алматы. На остановках будут установлены электронные табло с утвержденными схемами. В настоящее время такие приборы действуют только на 12 остановках. Работа в этом направлении продолжается, готова сметная документация, подана бюджетная заявка, дело за выделением средств. Проведен конкурс по внедрению частными перевозчиками электронной системы оплаты проезда в 28 маршрутах. После определения поставщика приборы будут установлены согласно условиям договора.
Известно, что из-за пандемии уменьшилось количество автобусов на городских маршрутах. Сократили кассиров-кондукторов в связи с переходом к безналичному расчету и на электронную оплату. План – достичь 90-процентного охвата в ближайшие месяцы. Тем более, когда платишь наличными, стоимость билета дороже на 5 тенге, чем через QR-код или SMS. Кстати, в социальных сетях было много критики по поводу работы недобросовестных кассиров-кондукторов.
Автор этого материала буквально вчера проехался по маршруту №1 «Кызылжарма–Ж/д Вокзал». В салоне работал кассир-кондуктор. Но уже с раннего утра в залинейной части города автобус был заполнен до отказа. Водитель, конечно, старался посадить всех желающих, но не было возможности. И потому он старался останавливаться там, где голосовали школьники. Многие остались «за бортом», размахивая руками и, наверное, ругаясь. В этой связи хотелось бы сказать: горожанам постепенно нужно привыкать к тому, что автобус положено ждать на остановках, а не на каждом углу, выходя из дома. Кстати, заметил также, что защитные маски были только у третьей части пассажиров. Так что, о качестве услуг, соблюдении правил безопасности и своевременного курсирования общественного транспорта говорить пока рано.
Канат МАХАНОВ