Мало посеешь, много пожнешь? - «Кызылординские Вести»

Мало посеешь, много пожнешь?

27.04.2024

349 0

obshhaja

Кызылординские рисоводы приступили к севу. В этом сезоне площадь посевов, отведенная под рис, на 10,8 тыс. гектаров меньше, чем в 2023 году. Повлияет ли эта ситуация на развитие региона и не возникнет ли дефицит белого зерна?

– В этом сезоне хозяйства посеют рис на площади 78,2 тысячи гектаров, это на 10,8 тысячи гектаров меньше, чем в 2023 году, – говорит руководитель областного управления сельского хозяйства и земельных отношений Талгат Дуйсебаев. – Сокращение произойдет из-за маловодья на Сырдарье. Но в Приаралье нельзя отводить под эти цели менее 70 тыс. га, так как рис – рассолитель земель. Если не выращивать рис в таких пределах, то растениеводы не смогут культивировать и люцерну, и другие сельхозкультуры, так как земли региона засолены. При маловодье в первую очередь перестают возделывать участки, находящиеся высоко, куда поливная вода плохо доходит. Обычно такие поля есть у мелких хозяйств. И когда воды мало, специалисты рекомендуют аграриям переходить на выращивание сельхозкультур, которые потребляют меньше воды, чем рис.

Рис приносит региону валюту

Один из крупных производителей риса в Казахстане – ПТ «Абзал и К», представители которого возделывают эту культуру на 5 тыс. га. Предприяятие помогает всему региону, создает рабочие места, и все это благодаря тому, что выращивает рис на больших площадях.

По словам вице-президента областной Ассоциации производителей и переработчиков зерна Сагидуллы Сыздыкова, региону валюту приносит продажа риса. Все крупные хозяйства, которые его возделывают, соблюдают современные влагосберегающие технологии во всех операциях – от подготовки семян до обработки земли, выращивания и уборки урожая.

– Да, мы не сажаем рис рассадой, как приводят в пример нам чиновники из министерств, но они должны знать, что такой метод возможен только на мелких площадях, – говорит С.Сыздыков. – Но не таких, какие имеют наши хозяйства, – по 1000 и более гектаров. Мы установили современные рисоперерабатывающие заводы, получаем готовую продукцию – шлифованный рис, который продаем на внутреннем рынке и отправляем на экспорт. Поэтому нужно пытаться решить водные проблемы Казахстана на международном уровне. 98% от общего объема сельхозэкспорта Приаралья составляет рис: это больше всех остальных сельхозкультур. То есть валюту региону приносит рис, а не картофель или дыни. Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы экономить поливную воду. Более того, все крупные хозяйства ведут научную работу с учеными НИИ рисоводства, пользуются их научными разработками и выращивают высококачественную продукцию.

Он также отмечает, что применение технологий экономии влаги недоступно мелким хозяйствам, а некоторые из них не только не платят за воду, но воруют ее и не соблюдают ротацию. Крупные же, как считает Сыздыков, создают все условия для того, чтобы работать, применяя новые сберегающие технологии. Также рисоводческие компании порой единственные крупные работодатели в аулах и принимают на работу до 500 человек. Если будут сокращаться площади под рис, рабочих мест будет меньше.

Нужна переработка

Герой Труда Казахстана Имамзада Шагиртаев уверен, что нужно продавать переработанный продукт, а не сырье. Тогда хозяйство будет в прибыли. А пока, говорит он, хозяйства вынуждены экономить, в том числе и на поливных установках.

– Если же сравнить цены на рис шлифованный и, к примеру, той же самой кукурузы, то шлифованный рис, конечно, стоит дороже, – говорит И.Шагиртаев. — Недавно нам предложили сотрудничество по кукурузе – готовы купить ее по 170 долларов за тонну. Это, конечно, мало. Поэтому приходится признать, что рис пока выращивать выгоднее, ведь после его переработки тонна стоит почти 1000 долларов.

Ныне предприятие Шагиртаева сократило посевную площадь под рис почти на 1000 га. Площади под него сокращались постепенно, несколько лет. Соответственно, аулчане лишаются рабочих мест, хозяйство теряет миллиарды тенге. Но чтобы сельчане не сидели без работы, товарищество старается запустить новое производство. Сейчас у хозяйства есть ферма, мясоперерабатывающий цех, сад, и почти 5 тыс. га подготовленной земли под посадку кормовых сельхозкультур. Но все это появилось благодаря тому, что хозяйство в первую очередь возделывает рис.

По мнению рисоводов, можно много говорить о том, что нужно сажать овощи, бахчевые, прочие сельхозкультуры в целях экономии поливной воды, но реальность такова – у хозяйств нет денег, чтобы быстро перестроить свою работу. Нужно покупать семена, удобрения, проводить мелиорацию для посадки другой сельхозкультуры, покупать технику, и самое главное – установить заводы по переработке сырья для получения готовой продукции, найти рынок сбыта. Ведь само сырье будет стоить копейки. Кто пойдет на такие расходы? Значит, считают растениеводы области, нужны льготные кредиты, субсидии, подготовка специалистов, иначе диверсификация будет только на бумаге.

Сажать рассадой мы не будем

Заместитель директора многопрофильного ТОО «Абай-Даулет» Жасулан Турлыбеков несколько лет назад изучал опыт японских рисоводов, в том числе учился экономии воды.

– В Японии рис сажают рассадой всего от 5 до 15 га, так как все хозяйства в этой стране мелкие, семейные, – говорит он. – На таких площадях рассадой выращивать выгодно. Самое крупное хозяйство в этой стране выращивает рис на площади 100 гектаров. У нас хозяйство, которое выращивает рис на 100 гектарах, считается мелким. В Японии во всех хозяйствах идеально выровненные чеки, к каждому из которых прокладывают асфальт. Одно из главных условий для экономии воды – это идеально ровные чеки. Но в нашей стране покупку лазерных планировщиков для этого может позволить себе не каждое хозяйство.

Проводя параллель с другими странами, где также выращивается рис, он заметил, что ручной труд на больших площадях откинет наше рисоводство на много лет назад. В этих странах миллионы мелких хозяйств. Наши же рисоводы имеют современную технику, используют влагосберегающие технологии, поэтому не считают нужным перенимать опыт чужих стран, который совершенно не подходит ни к климату Приаралья, ни к образу жизни. Кто из аулчан пойдет на заливные поля и будет стоять три месяца в воде, как жители Вьетнама или Кореи? Никто. Да и климат у нас разный – в этих странах они рассадой сажают еще и потому, что урожай получают два раза в год. В Казахстане получать урожай два раза в год невозможно.

По словам руководителя областного управления сельского хозяйства и земельных отношений Т.Дуйсебаева, в год населению республики нужно примерно 110 тыс. тонн шлифованного риса, а его производится в 2 раза больше. На экспорт обычно отправляется 30% от общего объема. В регионе, чтобы исключить большие потери воды, продолжается реконструкция ирригационных систем. Коэффициент полезного действия их сейчас не превышает 60%. Ведется активная работа по автоматизации учета и распределения поливной воды, чтобы знать, куда, сколько воды уходит. Рисоводы в этом сезоне планируют установить автоматические датчики воды, провести полную очистку каналов и ремонт гидросооружений. Также они планируют увеличить урожайность риса, насколько это возможно при нынешнем маловодье. Ведь дефицит воды влияет не только на сокращение площадей, но и на качество зерна.

Марина ЯКОВЛЕВА

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: