Цель – доступность, качество, надежность - «Кызылординские Вести»

Цель – доступность, качество, надежность

25.11.2023

685 0

cel dostupnost

Общественный транспорт играет ключевую роль в любом городе, а его доступность и надежность – важные показатели качества жизни населения. В сфере общественного транспорта Кызылорды на протяжении долгих лет было немало проблем: перевозками в основном занимались частники на микроавтобусах и старых ПАЗиках. В целом проблема общественного транспорта была едва ли не самой обсуждаемой среди населения.

Чтобы решить ее, местные власти решили открыть автобусный парк. Так, в 2013 году в городе было создано ТОО «Автобусный парк «Кызылорда». Проект обошелся государственной казне в 27 млн тенге. Средства были получены через Европейский банк реконструкции и развития при поддержке АО «СПК «Байконыр». Закупили первые 20 китайских автобусов большой вместимости. Но появление собственного автобусного парка погоду на рынке внутригородских пассажирских перевозок областного центра так и не сделало. Причина проста – из-за нехватки транспорта автопарк обслуживал всего пять-шесть маршрутных линий.

Но за последние два года ситуация кардинально изменилась. Благодаря вмешательству местной исполнительной власти парк товарищества обновился на 80 процентов. В 2022 году приобрели в лизинг 150 автобусов. В этом году заключены договора на покупку еще 150 автобусов, 50 из них прибыли в октябре и курсируют на самых востребованных городских маршрутах. Остальные 100 ожидаются в конце, в крайнем случае – в начале будущего года.

Как сообщил директор автобусного парка Максат Жусип, ежедневно на линию выходят порядка 165-170 автобусов. На балансе автопарка числится еще около ста автобусов, вышедших ныне из эксплуатации. Это те автобусы от китайского производителя, приобретенные в разные годы. Так, в 2013 году, на момент открытия автопарка ему было передано 13 новых автобусов марки Zhong Tong. Всего же на конец 2016 года имелось 112 автобусов, из которых на сегодня на ходу лишь около десяти. Остальные же ржавеют и доживают свой век на специально отведенной территории автобусного парка. Что будут делать с вышедшими из строя автобусами, пока непонятно, закон не позволяет их утилизировать. В свое время при поддержке руководства области они были приобретены в кредит через Европейский банк развития и реконструкции. Заем был получен в долларах, который с момента заключения кредита значительно вырос. Кроме того, предприятие брало отсрочку по кредиту по причине финансовых трудностей в период пандемии коронавируса. По словам М.Жусипа, из-за отсутствия, а еще и дороговизны запасных частей ремонтировать старые автобусы нерентабельно. Да и срок их эксплуатации, который составляет семь лет, уже истек. Закон не позволяет их списать, и сегодня они ржавеют на свалке. А долг за них еще висит на предприятии.

Помню, как в свое время члены областного общественного совета высказывали недовольство по поводу недолгой службы этих автобусов. Невольно возникает резонный вопрос, как долго прослужат новые автобусы, ведь производитель у них один и тот же. Хотелось бы разделить оптимизм директора автопарка, который считает, что автобусы Yutong лучше и качественнее в отличие от тех ZhongTong. Интернет, кстати, выдал обратное. Как говорят руководители автопарка, причина того, что автобусы быстро пришли в негодность, заключается в нещадной их эксплуатации, поскольку автомашин не хватало. Высказались и по поводу того, что бывают автобусы от официального производителя, а бывают и те, что собраны на каких-то «левых» заводах. Но утверждать не берутся. Как бы то ни было, имели место и финансовые нарушения, и даже уголовные дела.

Сегодня на долю автобусного парка приходится 20 из 34 маршрутных линий. Очевидны и позитивные изменения, которые пассажиры ощутили в полной мере. Езда в них намного комфортнее, чем в тесных газелях – просторные салоны, есть удобства для инвалидов, функционируют кондиционеры.

Частники должны уйти?

Тем не менее часть маршрутных линий все еще приходится на долю частных перевозчиков. Руководство парка обещает взять на свое обслуживание все маршруты в городе. Для частников, которых на сегодня в сфере пассажирских перевозок четверо, возможно, откроют новые маршруты. Как считает М.Жусип, нужна конкуренция, в связи с чем полный уход с рынка частников не планируется. В то же время именно на их счет приходятся жалобы и нарекания пассажиров по поводу старых замызганных салонов, низкой культуры обслуживания, нарушений интервалов движения. Кроме того, после семи вечера они не ездят. А если учесть, что именно на их долю приходятся автобусы, которые ездят на окраины города, то можно понять негодование пассажиров, которым сложно добираться домой после работы.

Что касается тарифов, цена за проезд сегодня установлена в 130 тенге наличными и 85 тенге для тех, кто платит в электронном виде. Но это не коснулось частников, которые продолжают пользоваться старым тарифом – 90 тенге за проезд, причем чаще всего деньги переводятся на их личные счета в Kaspi Gold, и потому невозможно отследить пассажирооборот. Непонятно, зачем нужны перевозчики, которые не подчиняются общему правилу и не пытаются улучшить качество услуг.

Требует решения

Особая тема – схема движения внутригородских автобусных маршрутов. В Кызылорде есть точка, обойти которую, ну, никак нельзя – это остановка «Старый базар». На этом участке в течение всего дня, а не только в часы пик, бесконечные пробки из-за большого количества машин, принадлежащих оптовикам, торговцам, покупателям. Тут же стоянки, откуда отправляются такси в райцентры. Люди, машины, торговцы с лотков, приезжие, школьники из первомайской школы, расположенной рядом… И свою лепту сюда вносят маршрутные автобусы, создавая на этом перекрестке, где и без того круглый год царит ажиотаж, аварийную ситуацию, препятствуя нормальному дорожному движению. Рядом расположен рынок «Жайна», на который тоже заезжают автобусы, делая крюк. Учитывая, что оба рынка находятся рядом в шаговой доступности, можно сделать так, чтобы маршруты ездили или через «Старый рынок», или через «Жайну». К тому же водители имеют привычку делать там своего рода привал, собирая пассажиров. Все это отнимает массу времени, создавая людям неудобства. По приблизительным подсчетам, 14 маршрутов, а это почти половина, заезжают на базар. Деятельность далеко не всех горожан связана с рынком. Многие из них спешат на работу, на учебу, а на этом квадрате, пока транспорт ходит кругами, люди теряют время.

Большинство маршрутных автобусов едут по центральному проспекту Назарбаева, дублируя друг друга. Это одна из самых оживленных улиц Кызылорды. Наш областной центр – не мегаполис, но чтобы попасть в нужное место, порой приходится объезжать весь город.

Несколько лет назад, готовя материал об общественном транспорте, автор этой публикации по поводу схемы движения автобусов обращалась в городской отдел ЖКХ. Специалисты тогда обещали, что скоро появится обновленная схема, где все будет учтено. Однако все осталось, как и прежде. Построили объездную дорогу вдоль набережной Сырдарьи, оборудовали остановки. Но автобусы по этой дороге не ездят, небольшой отрезок охватывают маршруты №№4 и 20. Часть пути по этой дороге вдоль микрорайона «Мерей» едет маршрутный автобус №28.

– Действительно, маршруты многих автобусов необоснованно растянуты, путь следования некоторых составляет 32 километра. Однако схему движения мы согласовываем с отделом ЖКХ, учитываем и пожелания населения. В городе есть немало узких и тесных улиц, по которым большие автобусы не могут проехать, вот и получается, что автомашины вынуждены ездить по одним и тем же дорогам. Хочется еще отметить низкую водительскую культуру участников дорожного движения. Можно ведь и пропустить общественный транспорт. К сожалению, такое встретишь редко, – сетует М.Жусип.

Тем не менее, руководство автопарка согласилось с моими доводами. В планах автопарка – запустить пару-тройку экспресс-маршрутов, которые будут пересекать город по периметру. Будем надеяться, что это не будет просто обещанием, как в случае со схемой движения автобусов. Кстати, по поводу разработки новой схемы автобусный парк направил письмо отделу ЖКХ. Говорят, что она появится в 2024 году.

Прозрачность плюс удобство

Введение электронной системы оплаты помогло сделать прозрачной сферу пассажирских перевозок по городу, дало возможность вести контроль за скоростью движения и сохранением частоты движения маршрутных автобусов, а также, что особенно важно, отследить реальный пассажиропоток. Конкурс по установке системы электронного билетирования выиграло ТОО «ALEMPAY», которое вложило в проект собственные оборотные средства. С введением дифференцированной оплаты, все больше пассажиров оплачивают проезд при помощи QR-кодов. Это удобно и водителям, и пассажирам: не надо во-зиться с наличкой, отсчитывать сдачу. Но, как выяснилось, есть свои сложности и здесь. Как заметил М.Жусип, есть пассажиры, которые не могут пользоваться приложением банка по причине того, что у них арестованы счета. Об этом ему говорили жители во время встреч. Тут альтернативой могут стать транспортные карты. Но они не столь популярны среди горожан. К слову, в советское время были проездные, которые можно было приобрести в киосках, по месту работы. Может, есть смысл прибегнуть к ним?

Сейчас во многих автобусах нет кассиров. Обилечивание пассажиров контролирует сам водитель, а также на линию выходят контролеры от ТОО «ALEMPAY». Как оказалось, сегодня на линии выходят всего шесть контролеров. Этого, конечно, мало. По этому поводу автобусный парк также обращался в упомянутое ТОО.

Пока электронное билетирование полностью игнорируют частные перевозчики. Но в автопарке считают, что это вопрос времени. Рано или поздно все перевозчики будут вынуждены перейти на электронную систему, так как налицо все ее преимущества.

А еще в Кызылорде не предусмотрен льготный проезд для студентов. В общественном транспорте скидка действует для школьников и инвалидов по зрению.

Нужны водители, но не всякие

В настоящее время штат водителей автопарка составляет 300 человек. К каждому автобусу прикреплены два водителя. Графики у них скользящие, оплата – сдельная. За час работы им платят полторы тысячи тенге. В целом, в месяц набегает порядка 300 тысяч тенге, что, согласитесь, неплохо. Автопарк планирует принять на работу еще водителей. Нужно будет еще 300 водителей, когда прибудут новые автобусы. Требования – наличие водительского удостоверения категории «Д», стаж работы пять лет. Непросто найти водителей, соответствующих этим требованиям. Кстати, ныне владельцы автопарков просят их пересмотреть, разрешить управлять автобусами с 23 лет при наличии стажа в три года.

В соцсетях нередко можно прочесть гневные обращения по поводу общественного транспорта. К примеру, кызылординец жаловался на водителя автобуса, который в конце смены потребовал, чтобы пассажиры оплатили проезд наличными по 100 тенге. Бывает и так, что к концу рабочего дня водитель заявляет, что едет только до какой-то определенной остановки. Как отметил М.Жусип, по фактам нарушения применяются самые строгие меры. Не церемонятся с теми водителями, которые кладут в собственный карман деньги за проезд. Их увольняют, чтобы было неповадно другим.

Перед началом смены водители проходят медицинский осмотр. На трезвость проверяют обязательно и технических работников, особенно заступающих на ночную смену. Это техники, слесари, электрики, газозаправщики. Медицинское освидетельствование осуществляет выигравшая тендер частная клиника, специалисты которой открыли в автопарке кабинет.

Подытоживая все сказанное, напрашивается один вывод – простым гражданам важнее всего попасть вовремя на работу или учебу, не ждать по полчаса на остановках, не выслушивать хамство. Также для них важно, чтобы по вечерам общественный транспорт ездил допоздна и люди после работы не ехали вскладчину на такси. И людям не важно знать, что этому мешает. Им нужно, чтобы город наш был комфортным, чтобы были хорошие дороги и безопасный транспорт.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: