Батыры земли Сыра - «Кызылординские Вести»

Батыры земли Сыра

29.11.2022

1910 0

koblandy

В Кызылординской области немало памятников, установленных в честь казахских батыров. Благодарные земляки воздвигли их доблестным воинам, вставшим на защиту родной земли, – Бухарбаю батыру, Жалантосу бахадуру, Жанкоже батыру, Келменбету батыру, Кобланды батыру, Кокену батыру и другим.

Во все времена в казахской степи батыры были воплощением чести и доблести, отваги и мужества, патриотизма и беззаветного служения своему народу. Наряду с храбростью они отличались и высокой нравственностью. Батырами называли тех, кто на поле боя проявил мужество, умело руководил военными действиями, которые вели к успеху, к победе над врагом. Согласно норме степного права, звание батыра по наследству не передавалось. Участие воинов из народа в осуществлении государственной политики имело место веками. Казахские батыры были популярны и имели большое политическое влияние. Они отличались отвагой, справедливостью, деловитостью и по праву считались национальными героями.

В 2006 году, в год празднования 15-летия Независимости Казахстана, в областном центре у городского парка торжественно открыли памятник «Сыр бойының батырлары» (Батыры земли Сыра). Композиция состоит из четырех скульптур, смотрящих по разным сторонам света. По замыслу авторов проекта – известных скульпторов Амангельды Кененбаева и Жаркена Исмагулова, в монументальной скульптуре воплощен собирательный образ батыров, одежды и орудия племен и ханств Саков, Канлы, Огуз-Кыпчаков и других. Скульптурная композиция олицетворяет собой свободу, патриотизм, независимость.

С юго-восточной стороны памятника изображен мужчина в доспехах и с луком. На голове у него – боевой шлем с султаном из конского волоса. Сапоги украшены национальным орнаментом. Батыр смотрит вдаль, охраняя просторы от вражеских отрядов. На юго-восточной стороне – мужчина-воин, со щитом, саблей на левом боку. На голове у него также боевой шлем с султаном из конского волоса. Воин одет в доспехи и укрыт плащом. Еще два персонажа в скульптуре – хранительницы семейного очага, символ добра, любви и мира. Одна из женщин держит в руках кобыз. На голове у нее традиционный казахский головной убор – борик, отороченный мехом, с пучком перьев на вершине. Она одета в длинное украшенное орнаментом платье с тесьмой на подоле. На юго-западе изображена девушка, одетая в длиннополое платье с широкими рукавами. В левой руке она держит голубя, символизирующего мир. На голове – остроконечный головной убор (саукеле), украшенный перьями филина. Статуи отлиты из бронзы, постамент построен из железобетона и покрыт гранитными плитами. Высота памятника – 5,5 метра, вес – пять тонн.

В средней части скульптуры объединены копья, символизирующие три жуза, есть изображения знамени, кобыза, торсыка. Кроме того, в композиции описаны рунические надписи тюркских народов и символические изображения племен на казахской земле.

В архивных материалах указано, что проект памятника разработан ТОО «Казгражданстройпроект», а изготовлен мемориал в Караганде на комбинате художественного литья.

dji 0592 e1603773269855

Еще один памятник, посвященный Кобланды батыру,  установлен  рядом с мечетью Айтбая. Скульптура удалась, ее отличает высокое профессиональное исполнение. Батыр, облаченный в доспехи, мчится на могучем коне, крепко сжимая в руке копье, а в колчане у него стрелы.

Высота памятника более шести метров, каркас у него бетонный, а сама скульптура покрыта медью. Весит композиция около 14 тонн. Образ батыра, помимо прочего, имеет воспитательное значение, чтобы подрастающее поколение больше знало о своих легендарных предках.

Кобланды батыр – великий сын казахского народа, мужественный предводитель кипчаков, активно участвовавший в сражениях против иноземных захватчиков.

Долгое время Кобланды батыра считали вымышленным персонажем. На протяжении нескольких веков предания о нем не стареют, акыны слагают дастаны и поэмы о героизме могучего воина, о его неповторимых подвигах во славу родной земли.

Сейчас достоверно известно, что Кобланды батыр — вполне реальный персонаж, живший в XV веке в период распада Золотой Орды. В былинах и сказаниях он обычно именуется «каракыпчак Кобланды». В героическом эпосе, былинах и сказаниях Кобланды батыр предстает в образе непобедимого воина. Он не разделял своих соотечественников по родам, любил и защищал всех степняков, не спрашивая, выходцем какого жуза они являются.

Кобланды батыр принимал участие в политической жизни Ногайской Орды. Он участвовал в походе на город Казань, воевал с потомком Едиге бия — Альшагиром. В конце концов, Кобланды батыра убил сын Альшагира Орак батыр.

В этом году исполняется 220 лет со дня рождения казахского батыра Бухарбая. В микрорайоне «Шугыла» в 2012 году в честь его 200 -летия был установлен двенадцатиметровый бронзовый монумент. Он напоминает  потомкам о храбром, смелом, доблестном воине, герое, защитнике казахского народа. О храбрости его в своих заметках писали русские путешественники, писатели и ученые Александр Грин, отец и сын Рычковы, польский революционер Адольф Янушкевич, академик Сергей Толстов, сын Кенесары хана Ахметсултан,– Документы, рассказывающие об известном батыре, хранятся в музеях и государственных архивах Санкт-Петербурга, Оренбурга, Омска, Москвы, Ташкента и Алматы.    

В нашей области есть аул имени Бухарбая, который находится   в  Жалагашском  районе. Там же  есть музей, посвященный батыру. В музее, кроме прочих вещей, хранится личная печать Бухарбая Естекбайулы,  сделанная в форме колечка, на которой выгравированы слова «Нет Аллаха кроме Аллаха». Сельчане гордятся, что их аул носит имя Бухарбая батыра, который приложил немало усилий, чтобы улучшить жизнь людей.

Полное имя батыра – Бухарбай Естекбайулы. Он был из рода табын. Родился в 1812 году, а ушел из жизни в возрасте 86 лет. Это был человек высокого роста и недюжинной силы. С детских лет его отличали храбрость, решительность и обостренное чувство справедливости.   Полководческий талант батыра проявился в период национально-освободительного движения казахов под предводительством Кенесары хана в 1836-1847 годах.

Бухарбай батыр принимал активное участие в движении Кенесары Касымова. В  одном из боев батыр получил тяжелое ранение. Вернувшись в родные места, Бухарбай батыр  стал  заниматься земледелием. Под его началом был прорыт канал, который и поныне носит имя батыра. Местные старожилы говорят, что благодаря этому каналу у людей заметно улучшились  условия жизни, они стали выращивать пшеницу, разводить скот. 

111 2 1

Еще один памятник в честь батыра Келменбета установлен на пересечении улиц Коркыта ата и Ходжи Ахмеда Яссауи. Высота скульптуры вместе с постаментом – пять метров. Она была изготовлена скульптором Куанышем Маликовым по проекту кызылординского художника Каирбая Закирова. На памятном камне высечены слова «Келте тонды Келменбет, келбетіңе рахмет! Көрсеттің жауға қасірет» и посвящение (арнау) акына Кулана.

Рядом с памятником разбили сквер, посадили деревья, цветы. Здесь часто гуляют горожане – мамы с детьми, влюбленные парочки, люди старшего возраста. Сквер стал одним из излюбленных мест отдыха жителей близлежащих микрорайонов. И, конечно, каждый, кто приходит сюда, отдает дань уважения народным героям, которые ценой своей жизни отстаивали завоевания своих отцов и дедов.

По народным преданиям, Келменбет Келдибайулы был выходцем из низовий Сырдарьи из рода Шомекей Младшего жуза и жил предположительно в 1648-1673 годах. Это был XVII век, эпоха казахско-джунгарских войн, получившая в народе название «жаугершілік заман». О его участии в битвах казахских племен против джунгарской экспансии сложил героический дастан «Сарғасқа атты Келмембет» известный акын Приаралья, выходец из Кармакшинского района Молдахмет Дабылулы.

Рассказы о его подвигах и ратных делах сохранились в народном эпосе – жырах и дастанах, бережно передаваемых от поколения к поколению.

facebook 1630316688576 6838043808164368230
Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: