О создании единой организации по защите прав потребителей - «Кызылординские Вести»

О создании единой организации по защите прав потребителей

10.03.2022

1082 0

6 3

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В текущем году он пройдет под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги».

Как отметили в областном департаменте по защите прав потребителей, тематику Всемирного дня защиты прав потребителей каждый год определяет международная организация потребителей (Consumersinternational, СI). Это делается для привлечения внимания общественности к той или иной актуальной проблеме. Так, в 2022 году организация предложила мировой общественности сосредоточиться на правах потребителей в сегменте цифровых финансовых услуг. Отсюда и девиз – «Справедливые цифровые финансовые услуги».

Руководитель областного департамента по защите прав потребителей Еркасым Сулейменов отметил, что использование цифровых технологий и Интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам. А пандемия СOVID-19 еще более усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность их оказания.

Многочисленные исследования показали, насколько быстро происходит развитие цифровых финансов. К примеру, по подсчетам специалистов ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг, включая владельцев счетов, отправляющих и получающих электронные платежи, превысит три с половиной миллиарда человек. Почти 40 процентов компаний считают внедрение финансовых технологий своим приоритетом, при этом подчеркивая мировой спрос на более инновационный финансовый ландшафт.

Сегодня устройствами самообслуживания и средствами платежей, которые делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца или обналичивание денежных средств без участия банковского кассира, выступают банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы. А программные продукты – мобильный банк и интернет-банк позволяют пользователю дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета. Также они позволяют совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома, при помощи компьютера, планшета, мобильного телефона. Но нужно учесть, что все эти новые и удобные финансовые инструменты не только создают комфортную пользовательскую среду, но и новые риски.

Для обеспечения справедливого цифрового финансирования нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в защите и расширении прав и возможностей потребителей.

В Казахстане права потребителей закреплены Законом «О защите прав потребителей». Ни для кого не секрет, что граждане все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при покупке и оплате товаров через Интернет, включая социальные сети. В связи с этим, в настоящее время готовится внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав потребителей. Кроме того, для решения сложившихся проблем в сфере защиты прав потребителей предлагается заложить законодательную основу для функционирования Национальной ассоциации общественных объединений (НАОО) по защите прав потребителей в организационно-правовой форме некоммерческой организации, основанной на добровольном членстве.

Также, специалистами предлагается введение Института омбудсмена по защите прав потребителей. Статус омбудсмена позволит выносить системные проблемы по защите прав потребителей Казахстана на высокий государственный уровень.

Законодательное закрепление разработанных новшеств определенно выведет систему защиты прав потребителей на более качественный уровень и повлечет за собой благоприятные изменения в жизни казахстанцев.

Айдос АБСАТ

Читайте также: