Неиссякаемый родник народной поэзии — «Кызылординские Вести»

Неиссякаемый родник народной поэзии

24.06.2021

481 0

Земля Сыра является краем, где хорошо сохранились традиции народного музыкально-поэтического фольклора. Самыми распространенными его жанрами являются жыры и терме, широко представленные в творчестве жырау Приаралья. Они были не только носителями этого древнего вида народного творчества, но и выполняли ряд других, очень важных в современном им обществе функций.

Например, широко известный в степи акын Турмагамбет Изтлеуов прославился не только как жырау, но и стяжал славу переводчика и учителя. Многие видные люди края постигли под его началом азы грамоты и приобщились к восточной литературе.

Довольно яркой и неординарной личностью в присырдарьинских степях был Кете Жусип Ешниязулы. В этом году в Приаралье отмечают 150-летие со дня его рождения. Среди своих сородичей он был известен не только как замечательный жырау, но и как муд-рый би, умевший подсказать своим сородичам выход из различных житейских споров, а также поэт, автор большого количества дошедших до нас жыров, терме и дастанов.  

Кете Жусип родился в 1871 году в ауле №1 Куандарьинской волости Казалинского уезда, входившего в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Ныне это аул имени Турмагамбета Кармакшинского района, который в народе прозвали родиной ста акынов.

Возможно, мальчику, появившемуся на свет в столь благодатной среде, судьбой было предначертано стать акыном. Но не менее решающее значение оказало то обстоятельство, что и отец Жусипа Ешнияз сал Жонелдикулы (1834-1902) был непревзойденным акыном, мастером айтыса, искусным исполнителем народных песен, слава о котором простиралась далеко по степи. По некоторым сведениям, он был в дружеских отношениях с прославленным кюйши Курмангазы. Исследователь и собиратель казахского фольклора Александр Затаевич записал шесть песен Ешнияза сала, которые вошли в его сборник «1000 казахских песен», изданный в 1925 году в Оренбурге. Имя прославленного отца, его мастерство оказали благотворное влияние на Жусипа. Он рано взял в руки домбру, и уже в 14 лет стал принимать участие в айтысах, стяжав славу мастера поэтической импровизации.

 По воспоминаниям современников, грамоте его обучил аульный мулла, а его природный музыкальный и поэтический дар получил свое развитие под влиянием отца, неизменно бравшего маленького Жусипа с собой на различные празднества и гуляния. Свои первые поэтические опыты он сочинил, подражая поэтам Востока и Абаю, а также пользовавшимся известностью в степи акынам Балкы Базару, Карасакалу Еримбету, Шегебаю Бектасулы и другим.

Разнообразна тематика произведений Кете Жусипа. Его поэтические творения о смысле жизни и бытия перемежаются со стихами, посвященными пленившим его сердце красавицам Куляй, Биби, Ажар, Сауле, Махаббат. Нашли отражение в его творчестве и социальные темы: царившие в степи неравенство, несправедливость и другие негативные проявления. Немало строк он посвятил критике человеческих пороков, таких как лень, алчность, невежество, призывал соплеменников к честности, справедливости, человечности, овладению знаниями. Им также были созданы произведения крупного плана. До нас дошли около десяти его дастанов, среди них «Шахзада», «Зейпін қыз», «Сұрмерген», «Өткен заман», «Бір қарт адам», «Барымта» и другие. Высокой художественностью отличается произведение «Бүркіттің сыны», относящееся к более зрелому этапу творчества акына – написано в 1911 году. Стихотворение можно назвать прекрасным образцом любовной лирики. С приходом Советской власти он создает цикл стихов, в которых приветствует революционные преобразования в степи, выражая надежду на лучшую жизнь и уверенность в завтрашнем дне.

Надо отметить, что в низовьях Сырдарьи были три признанных акына-импровизатора по имени Жусип. Кроме героя нашего рассказа, известны были его современники Жусип Кадырбергенулы, известный под именем Канлы Жусип, живший на территории нынешнего Сырдарьинского района, а также Жусип Таубай из Акжара. Своим именем Кете Жусип обязан происхождению – из рода Кете Младшего жуза.

Жусип Ешниязулы славился как неизменный участник крупных айтысов, на которых зачастую выходил победителем, превзойдя соперника в меткости и красноречии. Наряду с устным импровизаторским искусством в Кызылординском регионе был хорошо развит и наиболее поздний вариант этого жанра – письменный айтыс, когда на поэтический диспут оппонента можно было вызвать письмом. Темы для таких айтысов были неисчерпаемы, и переписка могла продолжаться сколько угодно. Известны переписки между Нартаем Бекежановым и Айманкуль Тажибаевой, проживавшей на станции Караозек. Один из таких письменных айтысов имел место между Кете Жусипом и Канлы Жусипом. Переписка между акынами продолжалась в течение семи лет, каждый из которых в конце концов стал считать, что соперник задевает его самолюбие. Говорят, чтобы помирить двух Жусипов Турмагамбет Изтлеуов был даже вынужден созвать совет акынов.

Были записаны и дошли до наших дней айтысы Жусипа Ешниязулы с известными акынами того времени Шакей салом, Жиенбаем, Турымбетом, Жубаниязом, Кулназаром, Куанышем Баймаганбетовым. Многие из них дошли до нас благодаря ученым, исследователям фольклора Абубакиру Диваеву, Ауелбеку Коныратбаеву, Мардану Байдилдаеву и другим. Благодаря им толгау и дастаны Жусипа Ешниязулы вошли в сборники «Ақындар айтысы» (1959), «Пернедегі термелер» (1965), «Үш ғасыр жырлайды» (1979, 1985), «Ақын-жыраулар» (2003) и ряд других. Поэтические традиции Жусипа Ешниязулы продолжил его сын Музарап.

К сожалению, огромный пласт поэтических произведений жырау, в том числе и сказителей Приаралья, не дошел до нашего времени. Музыкально-поэтическое творчество жырау, уходящее корнями в глубокую древность и не растерявшее свой сакральный смысл, требует дальнейшего изучения и тщательного исследования.

Жанна Балмаганбетова

Читайте также: