Любишь кататься, люби под саночки стелить - «Кызылординские Вести»

Любишь кататься, люби под саночки стелить

20.02.2021

1227 0

platnaja doroga 1

В текущем году в Кызылординской области автодороги станут платными. В частности, планируется, что системы взимания платы с марта подключат на автотрассе первой категории «Кызылорда–Шымкент» и с апреля второй категории «Кызылорда–Карабутак».

Пока эти проекты находятся на стадии завершения разработки, поэтому в населенных пунктах, вдоль которых пролегают автомобильные дороги, активно проводятся общественные слушания. На них инициаторы проекта – представители АО «НК «Казавтожол» – разъясняют, главным образом, авто- и мотовладельцам о том, как, когда и в каких целях внедряется новшество в автодорожной сфере.

Попробуем разобраться и мы, какого эффекта ждать от реализации проекта, как изменится дорожная инфраструктура области, и на что будут тратиться средства от платы?

В Казахстане 18 дорог станут платными

Начнем с того, что в 2021 году в статус «платных» перейдут, не только дороги в Кызылординской области. Всего в Казахстане коммерческими станут еще 18 республиканских автотрасс. Это, забегая вперед, отметим, больше чем половина всех планируемых автодорог, на которых до 2024 года внедрят систему платного проезда.

Особо отметим и то, что введение системы платного автопроезда – мера не внезапная, как ошибочно сегодня считают многие кызылординские водители, а один из этапов в многолетней государственной программе по развитию автодорог республики, в частности. Как известно, с 2015 года по инициативе Первого Президента РК – Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева в стране реализуется крупномасштабная долгосрочная Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол». Так по результатам плана ее первой пятилетки (2015-2020) доля автодорог в хорошем и удовлетворительном состоянии республиканского значения повысилась до 88 процентов, а местного значения — до 71 процента. А в 2021 году Казахстан приступил к реализации плана следующей пятилетки – программы на 2021-2025 годы.

Как сообщил представитель АО «НК «Казавтожол» Бауыржан Камалитден, в текущем году по республике планируется монтаж системы взимания платы на участках протяженностью 5,8 тысячи километров дорог. Так всего в Казахстане до 2024 года планируется довести протяженность платных автотрасс до 11 тысяч километров. Это около 45 процентов всех дорог страны. На эту систему внедрения потратят в общем около 25 миллиардов тенге.

Опыт – сын ошибок трудных

На сегодня по республике функционируют 4 платных участка автодорог протяженностью 682 км. Первым платным участком в республике стал участок «Нур-Султан – Щучинск» (211 км). Он функционирует с июня 2013 года. В январе 2019 года на дорогах республиканского значения были запущены еще три платных участка – «Нур-Султан – Темиртау» (134 км), «Алматы – Хоргос» (295 км) и «Алматы – Капшагай» (42 км).

– Во многих развитых и развивающихся странах существует практика внедрения платности на автомобильных дорогах, – рассказывает Бауыржан Камалитден. – Многолетняя практика подтверждает, что при платной системе автодороги становятся безопаснее и комфортнее, поскольку лучше содержатся и обслуживаются. Сегодня в Казахстане уже больше 7 лет первоклассный автобан «Нур-Султан – Щучинск» обслуживается и улучшается за счет сборов за проезд. Успешный опыт эксплуатации платных дорог привел к тому, что Госпрограмма инфраструктурного развития «Нұрлы жол» получила новое развитие до 2025 года.

Новые дороги обеспечат безопасность и высокий уровень комфорта для водителей и пассажиров, снизят уровень аварийности и будут способствовать активному развитию дорожной инфраструктуры.

Все платные автодороги обязательно имеют ночное освещение и ограждения от скота на ответственных участках, а также шумовые полосы, светоотражатели и катафоты, помогающие водителям ориентироваться на дороге в ночное время. Для общей координации работы автодорожных служб работает Центр мониторинга. Он предназначен для сбора и обработки данных о состоянии функционирования программно-аппаратного комплекса всей системы взимания платы и координации различных подразделений для разрешения проблемных ситуаций. Смарт-система мониторинга следит за интенсивностью трафика и скоростью участников дорожного движения.

Также на платных дорогах ежедневно и круглосуточно работает call-центр с коротким номером 1403, на который водители могут позвонить бесплатно с сотового или стационарного телефона и получить ответы на интересующие их вопросы. А для возможности более детального рассмотрения заявок участников дорожного движения существует Telegram-бот.

Кроме этого, на платных участках ведется круглосуточный патруль: дорожные службы проверяют состояние проезжей части, осуществляют уборку проезжей части и оказывают оперативную помощь в случае чрезвычайной ситуации.

ТОО «Computer Vision Technologies» – компания, которая занимается внедрением элементов национальной системы взимания платы на автодорогах республиканского значения. Как отметил ее представитель Берик Хасенов, введение платных дорог включает в себя и развитие придорожной инфраструктуры. Так на новых участках платных автодорог создадут современные комплексы придорожного сервиса. В них, помимо автозаправок, будут расположены отели, фуд-корты, супермаркеты, большие паркинги, современные большие теплые санузлы, душевые кабины и даже зарядки для электромобилей.

– К примеру, на трассе «Нур-Султан – Щучинск» расположено 37 объектов придорожного сервиса, на участке «Нур-Султан – Темиртау» – 11, на «Алматы – Хоргос» – 6, на «Алматы – Капшагай» – 5, – рассказал Берик Хасенов. – Кроме того, вдоль платного участка размещены модульные павильоны с теплыми туалетами, кафе и магазинами. Эти объекты сдаются в аренду предпринимателям и обеспечивают работой население близлежащих населенных пунктов.

Активно ведется работа с предпринимательскими субъектами. Так недавно представители АО «НК «Казавтожол» подписали соглашения с крупными сетевыми автозаправочными станциями «GasEnergy», «КазТрансГаз», «Compass», «Sinooil», «PetroRetail» и «М-36» по строительству 134 современных придорожных комплексов до конца 2024 года на всех республиканских автодорогах.

Арки вместо шлагбаумов

Как сообщил начальник участков платных дорог по Кызылординской области ТОО «Computer Vision Technologies» Нурбол Абызбаев, на новых платных участках автотрасс принято решение о внедрении «открытой» системы взимания платы. Новшество подразумевает полное отсутствие шлагбаумов. Проезд автомобилей будет фиксироваться на контрольных арках при помощи специальных камер и оборудования.

С марта автодорога первой категории «Кызылорда – Шымкент» станет платной для кызылординских владельцев легковых автомашин. А на участке автобана второй категории «Кызылорда – Карабутак» плата за проезд легковых автомобилей взиматься не будет. Кроме того, для ряда категорий автомашин будут предусмотрены льготы.

– По проекту при оплате автопроезда предусмотрено более 20 видов пополнения счета по государственному номеру автотранспорта, – говорит Нурбол Абызбаев. – Для водителей легковых автомобилей проезд по дорогам ІІ и ІІІ технической категории будет бесплатным. Грузовой же транспорт будет оплачивать свой проезд на обоих платных участках. На трассах І категории жителям прилегающих к дороге районов предлагается льготный проезд по годовому абонементу. Также планируется освободить от платы ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов, а также лиц, приравненных к ним.

Для удобства пользователей АО «Национальная компания «Казавтожол» разработало мобильное приложение «QAJ Mobile». С его помощью водители могут узнать остаток на своем балансе, задать интересующие вопросы. Пока в процессе разработки такие функции, как составление маршрута от точки А до точки Б (километраж и стоимость), интерактивная карта с указанием всех придорожных сервисов вдоль автодорог и Push-уведомления.

Как отметил Н. Абызбаев, для нарушителей предусмотрены меры. В частности, в случае долговременной неуплаты за проезд, на адрес регистрации транспортных средств будут приходить сообщения о необходимости оплаты, затем через время будут поступать уведомления о штрафах.

Также разрабатывается система льгот по оплате проезда по платным дорогам для инвалидов и ветеранов. Для владельцев легковых транспортных средств, зарегистрированных в населённых пунктах, прилегающих к платному участку, предусмотрена абонентская плата на 365 дней. Она составит одну тысячу тенге в год.

Что говорят кызылординцы

Перед внедрением новшества в нашей области было интересно узнать мнения кызылординских автовладельцев. Впрочем, предложения, требования и просьбы были высказаны во время общественных слушаний. И они были предельно ясны и обоснованны.

В частности, кызылординцы получили ответ на вопрос, почему средства, поступающие в бюджет страны от уплаты налогов на движимое имущество, не направляются на развитие той же дорожной инфраструктуры? Спикеры пояснили, что эти деньги поступают в республиканский бюджет, откуда распределяются на развитие социальной сферы – медицины, образования, спорта, социальные выплаты, благоустройство, строительство инфраструктуры. «Транспортные налоги», как и другие налоги, направляются, в частности, и на строительство новых и ремонт старых дорог. Но эти государственные расходы не предусматривают внедрение на дорогах смарт-систем, систем безопасности, оперативный и текущий ремонт и уборку дорожного полотна, создание комфортных условий для отдыха водителей и пассажиров. Поэтому для этих целей на автотрассах с интенсивным движением государство вводит плату за автопроезд.

Кызылординцы внесли еще одно предложение – освободить от оплаты за проезд по автобану владельцев сельскохозяйственной спецтехники. В нашей области практически все населенные пункты занимаются рисоводством, бахчеводством и животноводством. И в период ежедневной, а то и круглосуточной сезонной работы им не по силам оплачивать каждый свой проезд, к примеру, в соседний район. А как быть таксистам, автобусникам и водителям другой спецтехники?

Отвечая на вопрос, представитель АО «НК «Казавтожол» Бауыржан Камалитден отметил, что в настоящее время в соответствии с Законом РК «Об автомобильных дорогах» предусмотрены льготы по плате за пользование платными автомобильными дорогами для спецтранспорта следующих категорий: организации скорой медицинской помощи, противопожарной службы, аварийно-спасательных служб, патрульной полиции и военной техники. Кроме того, планируется, что льготы получат участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним. Также обсуждается вопрос введения единого абонемента для всех платных дорог. Так как в стране уже есть опыт внедрения годового абонемента для транспортных средств, зарегистрированных в районах, прилегающих к платной дороге. Скорее всего, владельцам сельхозтехники тоже будут предоставлены определенные скидки.

Кроме того, жители области предложили обеспечить автотрассы самыми простыми благами цивилизации – тёплыми туалетами и покрытием мобильной сетью всех участков автодорог. Как заверили автодорожники, меры уже приняты.

В заключение, нужно отметить, что в большинстве своем автомобилисты Приаралья готовы платить за комфорт на дороге. Поэтому даже предлагают автодорожникам преобразовать участок трассы «Кызылорда – Карабутак» в первую категорию. По их словам, двухполоска создает большие проблемы при движении, отсюда большое количество ДТП.

Как заверили представители АО «НК «Казавтожол», все мнения и предложения жителей области учтены и направлены в вышестоящую инстанцию. Остается надеяться, что чаяния и нужды автовладельцев Приаралья будут услышаны.

Алибек БАЙШУЛЕНОВ

Читайте также: