Почему салоны красоты не выдают чеки? Такой воп-рос в последнее время задают многие кызылординки. На днях в редакцию обратилась посетительница одного салона красоты, расположенного в центре Кызылорды. После стрижки и покраски волос мастер проводила ее к стойке администратора, чтобы она рассчиталась за услугу. На выбор девушке предложили два варианта оплаты – наличными или переводом на Kaspi Gold, на просьбу выдать чек сказали, что их дает только хозяйка, но на тот момент ее в салоне не оказалось.
Жалоб на качество оказанной услуги у женщины не было, но вот сомнения по поводу финансовой честности работы салона появились. Корреспондент «КВ» решила разобраться в этой истории, чтобы люди знали, как действовать в подобной ситуации. За разъяснением обратилась в областной департамент государственных доходов.
– Потребитель всегда имеет право потребовать чек. Салон красоты является налогоплательщиком, поэтому выдача чека обязательное требование, предусмотренное Налоговым кодексом, за невыполнение которого наступает административная ответственность, – объяснила руководитель управления по разъяснительной работе департамента Гульжамал Шортанбаева. – Согласно статье 166 Налогового кодекса РК, на территории Казахстана денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с функцией фиксации или передачи данных, модели которых включены в государственный реестр. При использовании контрольно-кассовых машин предъявляется требование выдачи чека контрольно-кассовой машины
или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу (подпункт 2 пункта 5 статьи 166 Налогового кодекса РК). Статьей 284 Кодекса об административных правонарушениях РК регулируется ответственность за невыполнение требований налогового законодательства по выдаче чека. В частности, невыдача чека на сумму больше или меньше уплаченной за товар или услугу влечет предупреждение. Деяние, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства в размере 15 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – 30 МРП, крупного – 50 МРП.
Гораздо сложнее будет с оказанием услуг физическим лицом без регистрации предпринимательской деятельности. Например, мастер делает маникюр на дому. В этом случае сложно однозначно говорить о перспективах жалоб в контролирующие органы в связи с их загруженностью и, как правило, малыми суммами оказываемых парикмахерских услуг. Формально такие действия физлиц подпадают под незаконную предпринимательскую деятельность, и нарушителям может грозить штраф, общественные работы или арест.
К тому же, не стоит забывать, что в Казахстане проводится акция «Гражданская акция – требуй чек». Лицам, сообщившим о не- выдаче фискального чека ККМ или об отказе в приеме оплаты по платежным картам, будет выплачено вознаграждение. Как бы то ни было, требовать чек – гражданский долг каждого потребителя. Имея на руках чек всегда можно отстоять свои права при возврате некачественного товара. В нашем случае вернуть деньги за испорченную прическу.
А вот что делать, если прическу испортили и ее уже нельзя исправить?
– Откажитесь от оплаты (ст. 35 Закона о защите прав потребителей). То же касается и волос, испорченных окрашиванием, термической обработкой или иным воздействием. Мастер обязан заранее рассказать о процедуре как можно более полно и достоверно, известить о последствиях, возможных именно для вашего типа волос. Если в результате ваши волосы или стрижка испорчены, вы вправе не оплачивать счет и требовать компенсации морального вреда, – заключил руководитель департамента по защите прав потребителей Кызылординской области Еркасым Сулейменов.
Наталья ЧЕРНЕЙ