Корни многонационального населения Приаралья - «Кызылординские Вести»

Корни многонационального населения Приаралья

19.11.2020

1987 0

6 3

В настоящее время население Кызылординской области составляет почти 800 тысяч человек. Преобладающее большинство которого – казахи, вместе с ними проживают русские, татары, корейцы, чеченцы – всего представители тридцати пяти этносов, для которых земля Сыра стала родной. В то же время, наверняка, многие из нас интересовались тем, когда и как наш регион стал многонациональным?

Кызылординские ученые Айтжан Оразбаков и Зейнеш Атеева провели исследования и на их основе подготовили научный труд «История возникновения многонационального населения Приаралья». Как явствует из него, территория Приаралья издревле была заселена достаточно плотно. Согласно древним источникам, караваны в течение дня проходили через несколько поселений. В составе караванщиков, как правило, были представители различных этносов.

В ХІХ веке с приходом на берега Сырдарьи русских благодаря строительству цепи оборонительных сооружений и поселений в регионе увеличилась численность представителей разных национальностей. В первую очередь, это были купцы из числа Бухарских евреев, получивших Российское гражданство, и татары из представителей купеческих фирм Казани. Крестьяне же многонациональной Российской империи не особенно торопились на берега Сырдарьи. Жестокий холод зимой, изнуряющая жара летом отпугивали потенциальных мигрантов от этого региона. Однако ввиду того, что большинство пригодных пахотных земель Казахстана уже было занято переселенцами в 60-е годы ХІХ века, переселенцы начали осваивать земли по берегам Сырдарьи. Первое русское поселение на территории современной Кызылординской области появилось 1866 году рядом с фортом Жолек. Впоследствии с началом появления почтового тракта из Оренбурга в Ташкент вдоль этой дороги стали появляться почтовые станции, которые заселялись, в основном, отставными солдатами. Первое крупное поселение из числа европейских представителей Российской империи на территории Приаралья появилось в 1875 году после бунта несогласных с царским указом уральских казаков. Две тысячи уральских казаков, которые были признаны бунтовщиками, лишились казачьих привилегий и были сосланы в город Казалинск. А в следующем году, в связи с приездом к сосланным членов их семей, город Казалинск, получивший этот статус в 1867 году, стал своеобразным казачьим или русским городом, где проживало пять тысяч человек, говоривших на русском языке. Именно Казалинск стал тем центром, откуда уральские казаки впоследствии распространились по всему Казахстану и даже по берегам Амударьи. С приходом казаков в Казалинск царское правительство подумывало организовать на их основе новое Туркестанское казачество, однако нехватка финансов, а главное, недоверие к бунтовщикам переубедило царя от этой идеи.

Наряду с казаками на территории современной Кызылординской области появились первые крупные диаспоры бухарских евреев и татар. Бухарские евреи издревле жили на территории Средней Азии – они заселяли не только Бухару, но и Хивинское и Кокандское ханства. Благодаря своим ссудам и товарам они были вхожи и в ханские дворцы. Караваны бухарских евреев в те времена можно было встретить на пути из Бухары в Оренбург и в других направлениях. С появлением русских войск на юге Казахстана и в Средней Азии евреи приняли Российское подданство и оказали русским посильную помощь в завоевании Средней Азии. С приходом русских еврейские лавки появились во всех фортах и городах юга Казахстана и Средней Азии. По первой Всероссийской переписи 1897 года в городе Казалинске (этот город в то время был намного больше Перовска) проживали 120 евреев.

Татары в ХІХ веке были известны тем, что занимались торговлей, объезжая казахские аулы. Кроме этого, они вели религиозную пропаганду ислама на территории Казахстана. Яркое свидетельство тому – почти вся религиозная литература по исламу дореволюционного периода была напечатана в типографиях Казани. Купцы-татары на территории Казалинского и Перовского уездов вели монопольную торговлю от торговой фирмы Хусаиновых, центр которой располагался в Казани. По переписи населения 1897 года в Казалинске проживали 627 татар. К слову, свидетельством их зажиточности служило то, что в женской школе Казалинска учились 40 татарских девочек.

С укреплением Российской администрации на берегу Сырдарьи здесь начали появляться представители других этносов, которые населяли в то время Российскую империю – в первую очередь это были украинцы и белорусы. После польского восстания 1863-1964 годов в Приаралье начали прибывать сосланные поляки, а впоследствии и другие этносы, для которых Приаралье стало местом отбытия наказания. По переписи 1897 года на территории Средней Азии и юга Казахстана проживали 11 597 поляков. Многие поляки оставили после себя множество трудов о казахах. Так, художник Бронислав Залесский оставил рисунки из серии «Жизнь киргизских степей», поэт Густав Зелинский написал поэмы «Киргиз» и «Степь», Северин Гросс издал «Сборник материалов для изучения быта киргизов».

Конец ХІХ века был периодом обширного насильственного захвата казахских земель. Именно в это время на берегах Сырдарьи увеличивается численность представителей различных национальностей, что хорошо видно из данных первой Всероссийской переписи 1897 года. По данным этой переписи видно, что в 1897 году на территории Казахстана проживали представители 60 этносов, и именно вторая половина ХІХ века стала периодом появления многонационального населения Казахстана.

В 1897 году в Перовском уезде проживали 133 663 человека, в Казалинском – 140 541 человек. В Перовске проживали 1084 русских, 117 украинцев, а в Казалинске – 2821 русских и 95 украинцев. Численность других этносов по переписи 1897 года дается вкупе с другими как по религиозной, так и по языковой общности. По данным переписи, где указывалась родная речь, можно сделать заключение, что в Казалинске проживали 3357 казахов, 352 таджика, 627 татар, 435 сартов, 42 узбека. Население Казалинска было больше, чем в Перовске – 7585 против 5058.

1906 год, когда началась Столыпинская аграрная реформа, стал годом начала нового витка захвата казахских земель. Если с 1871 по 1896 годы в Казахстан переселились 327,8 тысячи человек, то с 1897 по 1916 годы переселились 1301,4 тысячи человек. И если по переписи 1897 года русские составляли 20 процентов населения, то в 1917 году они составили уже 42 процента. Вместе с русскими в Казахстан переселились представители десятков других этносов. Если с 1893 по 1905 годы у казахов отобрали 4 миллиона десятин земли, то в период Столыпинской аграрной реформы отобрали 17 миллионов десятин.

Однако в начале ХХ века в сравнении с другими регионами Казахстана желающих переселиться на берега Сырдарьи было немного. К примеру, если в Семиречье у казахов отобрали 4 миллиона десятин земли, то в Сырдарьинской области отобрали 500 тысяч десятин. И если во второй период переселения численность переселенцев увеличилась в 4 раза, то численность переселенцев в Сырдарьинскую область, куда входили Казалинский и Перовский уезды, увеличилась с 39,2 тысячи до 40 тысяч. Переселенцы из лесистых и многоводных регионов Запада России не особо желали обосноваться в степных, жарких регионах Сырдарьинской области, особенно в Перовском и Казалинском уездах. Это хорошо видно из данных 1908-1915 годов, когда из 162 вновь образованных поселков Сырдарьинской области 69 были образованы в Чимкентском, 86 в Аулиеатинском уездах. В Перовском и Казалинском уездах было образовано всего 7 поселков.

В 1917 году в Перовском уезде проживали 184,8 тысячи человек, из них 5,7 тысячи составляли русские, а в Казалинском уезде проживали 256, 3 тысячи человек, из них 14,8 тысячи – русские. В двух уездах проживали 441,1 тысячи человек, из них 20,5 тысячи русских, что больше, чем в настоящее время, спустя 100 лет.

Первая мировая война внесла свои изменения в этнодемографическое состояние региона. Если в начале войны наблюдалось небольшое переселение из зон боевых действий, то с усилением боевых действий в Казахстан и Среднюю Азию начали прибывать военнопленные. В Казалинске и в Перовске были расположены лагеря для австрийских пленных. После войны большинство из них вернулось на родину, однако были и те, кто предпочел остаться на территории Советского Союза. Примером этого можеть служить то, что по данным архива в 1926 году в коммуне Умфельда, расположенном невдалеке от Кызылорды, проживали 132 австрийца. В то время велись переговоры с правительстом Австрии о переселении в Казахстан семей этих колонистов и оказании им помощи со стороны правительста Австрии в обеспечении селхозтехникой.

В период Советской власти территория Казахстана, как и в царский период, оставалась местом ссылки идеологически неблагонадежного и криминального населения СССР. С началом коллективизации в Казахстан начали ссылать новую категорию лиц «кулаков» из представителей разных этносов СССР. По данным на январь 1932 года, на севере Казахстана как «кулаки» на учете состояли 139039 человек, а на юге – 41669 человек, немалая часть которых находилась на территории современной Кызылординской области.

С середины тридцатых годов Советская власть усилила работу силовых структур, подняв ее на новый уровень и начав репрессии в отношении целых этносов. Первую волну депортации отдельных национальностей Советское правительство обьяснило чисткой приграничных районов СССР, где могут начаться боевые действия.

Главной причиной переселения этих людей в Казахстан стало то, что в период голода начала 30-х годов многие земли Казахстана остались без населения из-за высокой смертности и миграции населения за пределы Казахстана, вследствие чего необработанными остались сотни тысяч гектаров земель. И эти земли Советская власть решила освоить за счет переселенцев.

По подсчетам российского историка Павла Поля в Советском Союзе массово были депортированы представители десяти этносов. Это корейцы, немцы, финны-ингерманланды, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхитинцы. При этом у семи этносов были упразднены государственные органы субъектов – это немцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы и крымские татары.

Первым народом-изгнанником стали жившие на границе с Финляндией финны-ингерманланды, которые не спешили вступать в колхозы. Советская власть, видимо, боялась их как пятой колонны в случае войны с Финляндией, и поэтому с 1929 по 1935 годы переселила их в Сибирь и в Казахстан. Стоит отметить, что на вагонах, где их везли, была сделана циничная надпись «Добровольные переселенцы». Причиной переселения греков, которое последовало за финнами-ингерманландами, по всей вероятности, стало то, что в 1935 году в Греции к власти пришел ярый фашист Иоанис Метаксос. Депортация греков продолжалась вплоть до 1949 года. Именно в этом году из Азербайджана, Грузии, Украины и Кубани был вывезен 36551 грек, большинство из которых были заселены в Казахстане. 1168 семей или 4604 человека в 250 вагонах привезли в Кызылординскую область, из которых 3219 человек разместили в колхозах, 1385 человек направили на предприятия промышленности, причем большая их часть была занята на строительстве плотины.

Если по переписи 1926 года в Казахстане проживали 157 греков, то в 1939 году проживало уже 1374 грека, а по переписи 1959 года проживали 55 543 человека. Большая диаспора представителей этой национальности проживала в Кызылординской области.

В 1936 году западные границы СССР были «очищены» от немцев и поляков. Из них 64 319 человек были устроены в Северном Казахстане, 4964 человека в Южном Казахстане, в том числе на территории современной Кызылординской области. Этот поток переселенцев казахстанцы встретили как своих братьев, что хорошо видно из докладной записки, где говорится: в этот день местный детский сад остался без молока, так как все было отдано вновь прибывшим.

С началом второй мировой войны еще 36725 поляков были перевезены в Казахстан. На этот раз немцев не тронули, так как по соглашению 23 августа и последующим документам у СССР с Германией были установлены дружеские отношения.

Представителями второй волны этнических переселенцев в Казахстан были корейцы. Согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 1937 года корейцы Дальнего Востока переселялись на территорию Южного Казахстана, куда в то время входила современная Кызылординская область, и в Узбекистан. Большинство из 98 454 корейцев, переселенных в Казахстан, оказались на территории Кызылординской области. Из-за нехватки жилья их селили в зданиях мечетей, складах, сараях. Из 6000 корейцев, которые должны были быть размещены в Казалинске, 250 человек были размещены в здании бывшей тюрьмы, 750 – на складах, 100 человек – в мечети Ново-Казалинска. Остальные в порядке уплотнения были расселены по квартирам, где на одного человека приходилось по 0,5-2 квадратных метра жилья.

Условия 2000 корейцев, которые оказались в Кызылорде, можно сказать, были «хорошими» по сравнению с условиями, в которых жили корейцы из Казалинска. Отсутствие дров и керосина, естественно, отсутствие тепла, сказывалось на здоровье людей, особенно детей. В таких условиях корейцы пережили зиму 1937-1938 годов.

На основе Корейского педагогического института был образован педагогический институт имени Н.В.Гоголя, впоследствии Кызылординский государственный университет имени Коркыта ата. И если по переписи 1926 года в Казахстане проживали 42 корейца, то по переписи 1939 года их было уже 96 457 человек.

Чистка приграничных районов СССР понравилась Советскому правительству, которое провело подобную операцию и в приграничных районах Закавказья. На этот раз в Казахстан были депортированы 1325 курдов, 6000 иранцев, много турецких и армянских семей. После этой операции, согласно переписи 1939 года, в Казахстане проживали 2387 курдов и 523 турка.

С началом Великой Отечественной войны под предлогом укрепления обороноспособности страны Советское правительство продолжило депортацию целых народов. В первую очередь это коснулось немцев. Если до войны в Казахстане проживали 92 тысячи немцев из 1427222 немцев СССР, то 1941 году в Казахстан были депортированы 467 тысяч немцев, 1291 из которых поселили в Аральском, 1854 – в Казалинском районах Кызылординской области. Вместе с немцами из Краснодарского края вывезли 4 тысячи греков, часть из которых поселили в Казалинском районе.

Некоторые советские историки депортацию немцев сочли как историческую необходимость, проведя параллель с тем, когда в США во время войны японцев массово стали отправлять в лагеря. Однако ничем нельзя оправдать тысячи загубленных жизней, лишения, голод и холод того времени.

Поражения на фронтах и отступление Советской армии 1941-1942 годов показало несостоятельность национальной и межэтнической политики Советского правительства. Правительство во главе со Сталиным решило, что перемену в войне можно достигнуть путем угрозы смерти. И потому укрепление порядка по-советски выразилось в том, что на отдельные этносы была возложена ответственность за неудачи. А за этим последовали показательные меры экзекуции.

Во время войны 28 июля 1942 года принято постановление СНК СССР, более известное в народе как «приказ «ни шагу назад!». Этим постановлением в Советской армии был установлен жесткий порядок, за неисполнение которого предусматривались только штрафбат или расстрел. Расстрел перед строем паникеров, трусов, не выполнивших приказ, способствовал укреплению порядка и стабилизации положения на фронте. Советское правительство решило испытать этот метод на отдельных, малых этносах, чтобы это стало уроком для других народов СССР. В число малых этносав попали карачаевцы, балкарцы, ингуши, чеченцы, калмыки, турки-месхитинцы и крымские татары.

Чем же другим можно объяснить, почему в жернова депортации попали именно эти народы? Да, среди них были люди, которые сотрудничали с немцами, встречали их с хлебом и солью. Но ведь такие люди были и у других народов, иногда в большем количестве. К примеру, «Русская освободительная армия» Власова, где воинскими соединениями командовали Герои Советского Союза, те же украинские националистические формирования, Прибалтийские части СС и другие. Если бы в назидание другим депортировали эти народы, то пришлось бы весь Советский Союз поставить с ног на голову. Видимо, по этой причине Сталин и его приближение в назидание другим пожертвовали этими малыми народами. В результате в Казахстан, в том числе в Кызылординскую область, депортировали 45 529 карачаевцев, 420 тясяч чеченцев и ингушей, 26 924 из которых переселили в Кызылординскую область, 40 900 – балкарцев, 4501 – крымских татар, 27833 – турка-месхетинца – 1857 из них попали в Кызылординскую область, в Кызылординской области оказались 2 268 калмыков, остальных переселили в Сибирь и Узбекистан, где их ожидали лишения и трудности, как в Казахстане.

Вклад этих народов в копилку победы в сравнении с другими народами СССР был ничуть не меньше. К примеру 8000 калмыков в годы войны были награждены орденами и медалями, а 21 калмык удостоен звания Героя Советского Союза. На пять тысяч калмыков, включая женщин, детей и стариков, приходится один Герой Советского Союза. У какого народа СССР времен войны были такие показатели?

Казахстан во время войны, согласно Конституции, был суверенным государством, однако это было только на бумаге. И поэтому Правительство СССР, не спрашивая согласия руководства республики, отправляло сотни составов с депортированными людьми и давало команду их обустроить. Политику депортации по этническому признаку Советское правительство использовало до 1949 года, когда в Кызылорду на строительство плотины привезли греков. Когда-то греческий царь Александр Македонский во главе своего войска, покорив многие народы, прибыл к берегам Сырдарьи. И вот в ХХ веке их потомки прибыли на берега той же Сырдарьи, но уже как дешевая рабочая сила, потеряв вторую после Греции родину.

Переселение в Казахстан на этом не закончилось. С принятием в начале 50-х программы Н.С.Хрущева «Об освоении целинных и залежных земель» в Казахстан было отправлено более двух миллионов идеологически неблагонадежных жителей европейской части СССР. А когда и этих людей стало не хватать, то из тюрем начали освобождать тех, чей срок был близок к завершению. Однако перед ними было поставлено непременное условие: поехать на целину. Эта политика государства схожа с политикой 1941 года, когда из тюрем отправляли в штрафные батальоны, и амнистией 1953 года, более известной как амнистия Берии, которая привела к всплеску насилия и преступности в Казахстане. Ставший по принуждению многонациональным Казахстан превратился в один из центров преступности СССР. А коренное население, которое в предвоенные годы составляло 38 процентов, к концу пятидесятых составляло менее трети населения Республики.

В 60-80-е годы ХХ века на комсомольские строительные площадки Казахстана продолжали прибывать представители других этносов. Казахские же парни и девушки, чтобы продвинуться по карьерной лестнице у себя на Родине, должны были знать русский язык. Национальные ценности казахов, культура, искусство, обычаи, которые веками способствовали их выживанию, стали утрачиваться и выходить из обихода.

Политика Советского государства, которая велась в течение семидесяти лет, была направлена на искоренение национальных и этнических ценностей и принятию национальных ценностей «старшего брата» в советском доме. Другими словами, наподобие «Гражданина Римской империи» должно было внедрено понятие «Советский гражданин».

События 1991 года смешали все карты советских руководителей, и Казахстану досталось многонациональное государство, в создании которого участвовали царская Россия и Советская власть.

В настоящее время во многих государствах идет процесс межэтнических, межрегиональных столкновений. В этом плане в Казахстане все спокойно. И сейчас представители разных этносов республики вносят свою лепту в социально-экономическое, духовное развитие Казахстана.

Подготовил Канат ДОСЖАНОВ

Читайте также: