Театр – искусство коллективное - «Кызылординские Вести»

Театр – искусство коллективное

12.01.2022

539 0

teatr iskusstvo kollektivnoe

«Драматург, актер, режиссер, музыкант, декоратор, осветитель, гример, костюмер – каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив, творческий ансамбль. Коллектив в целом – автор спектакля», отмечал выдающийся режиссер, создатель собственной системы в сценическом искусстве Константин Станиславский.

В культурной жизни региона особое место занимает областной академический музыкально-драматический театр имени Нартая Бекежанова. В прошлом году кызылординский театр, один из старейших в Казахстане, открыл свой 67 сезон. В связи со смягчением карантинных мер учреждение возобновило свой привычный ритм работы к большой радости не только актеров, а и всех почитателей искусства Мельпомены.

Как известно, в связи с пандемией театр, как и другие культурные учреждения региона, изменил свой формат работы. Были отменены все гастроли, опустел зрительный зал. Театр перешел к онлайн-работе, осваивая новые формы общения со зрителем, иные
форматы постановок и репетиций. Сегодня театр вновь полон зрителей, в обычном режиме идут запланированные спектакли. Надо отметить, вниманию публики были предложены интересные постановки, ориентированные на зрителя разных возрастов, отвечающие вкусам самой взыскательной публики.

В минувшем году театр имени Н.Бекежанова представил вниманию зрителей около 220 спектаклей, из которых 73 – драматические постановки, молодежной труппой поставлено около 20 спектаклей, а также более 30 представлений для детей, кукольным театром
«Нартай бүлдіршіндері» – 95 постановок. Около 60 спектаклей было предложено в онлайн-режиме через социальные сети.

Надо отметить, в год 30-летия Независимости Казахстана кызылординским театром вниманию зрителя были предложены спектакли, посвященные истории страны, раскрытию славных страниц борьбы за независимость, а также жизни выдающихся личностей, чьи судьбы стали примером беззаветного служения интересам своего народа.

Вне времен и поколений

Спектакль «Абай» по одноименной пьесе драматурга Ерсаина Толеубая был поставлен главным режиссером театра Хусейном Амир-Темиром к 175-летию поэта и мыслителя, основоположника казахской письменной литературы Абая Кунанбаева.

«Наследие Абая – ценное достояние, открывающее путь к единству и процветанию нашей нации. Следуя заветам Абая в жизни, применяя их в любой сфере, мы действительно укрепимся как нация, достигнем высокой цели как государство… Заветы и назидания Абая приведут новый Казахстан ХХІ века к новым высотам», – отмечал Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Абай и Казахстан в XXI веке», посвященной поэту.

В трагедии Абай предстает перед зрителем на закате своей жизни, отягощенный мыслями о тяжелой доле родного народа, задавленного нищетой и увязшего в мраке невежества. Спектакль раскрывает душевные переживания поэта, глубочайшие тайны и невысказанные страдания Абая.

Об одном из самых сложных и противоречивых этапов в истории Казахского ханства, периоде правления хана младшего жуза Абулхаира, повествует спектакль «Ант» («Клятва») по одноименной пьесе писателя и драматурга Тахави Ахтанова.

XVIII век… Казахская степь, раздираемая внутренними противоречиями из-за междоусобиц между ханами и султанами, не в состоянии противостоять экспансии джунгарских завоевателей. Впрочем, если обратиться к личности хана Абулхаира, то он является одним из тех правителей, отношение к которому было неоднозначным. С одной стороны, он был инициатором присоединения Казахстана к России. Высказываются мнения, что именно это решение стало первым шагом на пути к колонизации казахской степи. Тем не менее, многие историки считают, что со стороны Абулхаира это был единственно верный путь для спасения народа от нашествий джунгарских захватчиков и возвращения к мирной жизни.

С юности Абулхаира отличали такие качества, как смелость и решительность, отвага. Опытный стратег и военачальник, он также отличался выдающимися дипломатическими способностями. Не случайно ханы и султаны всех трех жузов в 1726 году на историческом курултае у подножия Ордабасы избирают его старшим ханом, доверив ему верховное командование объединенным войском Казахского ханства.

Действие разворачивается вокруг центрального героя спектакля – хана Абулхаира (эту роль исполнил актер Угым Баймаханов). В условиях постоянной угрозы от внешних врагов, распрей внутри ханства, приведших к разрозненности народа, Абулхаир вынужден выбрать покровительство России и просить императрицу Анну Иоанновну взять под защиту младший жуз.

В спектакле перед зрителем также предстают известные личности той эпохи. Среди них – любимая жена, верный спутник и соратник Абулхаира ханша Бопай (ее образ воплотила актриса Актолкын Толеуова), друг и сподвижник хана Сауран батыр (эту роль сыграл актер Сырым Абдразаков), султан Барак (Канат Архабаев), хан Самеке (Санат Жузбай), Каип хан (Арай Кошимбаев), Тевкелев (Нурлыбек Шналиев) и другие выдающиеся исторические личности той эпохи.

Спектакль «Абылай ханның арманы» повествует о тернистом и многострадальном пути казахского народа на пути к воплощению своей многовековой мечты – национальной независимости. Постановка осуществлена по пьесе драматурга Думана Рамазана Хусейном Амир-Темиром совместно с молодым режиссером Акторе Оразалы, художник – Нуркен Калымбетов.

В центре сюжетной линии – колоритная и могучая фигура хана Абылая. В борьбе с сильным и коварным противником – джунгарским предводителем Галдан-Цереном – проявляются не только большой ум, смелость и самообладание, но и недюжинный полководческий талант и незаурядные дипломатические способности Абылая. Именно хану Абылаю принадлежала исключительная роль в борьбе казахского народа с внешними врагами. Развернувшееся на сцене действо вселяет в зрителей гордость за свой народ, призывает к патриотизму и пробуждает чувство любви и преданности к своей стране, осознанию своей национальной самобытности.

С самого начала спектакль держит зрителя в напряжении, захватывая экспрессией и ярким музыкальным сопровождением.

В целом, в репертуаре театра достаточно постановок о значимых для страны исторических событиях и выдающихся личностях. Среди них спектакли, посвященные сказителю и музыканту, глубоко почитаемому всем тюркским миром Коркыту, провозвестнику независимости, основателю Туркестанской автономии, одному из лидеров движения «Алаш» Мустафе Шокаю, видному государственному деятелю Темирбеку Жургенову и другие. Спектакль «Коркыт» по пьесе Ирана-Гайыпа режиссера Хусеина Амир-Темира посвящен легендарному Коркыту – сказителю и мыслителю древности, великому музыканту и создателю кобыза, жившему в IX веке на берегу реки Сырдарьи. Благодаря удачной режиссуре и талантливой игре актеров, образ легендарного Коркыта, протестующего против несправедливости мира и нашедшего бессмертие в служении человечеству посредством созданного им искусства, нашел широкий отклик в сердцах зрителей.

Спектакль «Нартай» (режиссер Хусейн Амир-Темир), поставленный по одноименной пьесе Оразбека Бодыкова, рассказывает о жизни и творчестве акына и жырау Нартая Бекежанова, народного самородка, ставшего создателем на земле Сыра новой школы традиционного исполнительского искусства.

«Акбаян»: спектакль о любви и верности

Спектакль «Акбаян» по мотивам лиро-эпической драмы народного писателя Казахстана Габита Мусрепова «Козы Корпеш – Баян Сулу» повествует о трагической судьбе двух влюбленных, ставших жертвой жестоких феодальных нравов, где женщина являлась предметом торга. Как отметил режиссер спектакля, художественный руководитель театра Хусейн Амир-Темир, за более чем полувековую историю в репертуар вошло большое количество пьес разного жанра, завоевавших любовь и признание зрителя. Эпосу «Козы Корпеш — Баян Сулу» принадлежит особое место в казахском народном фольклоре и спектакли на его основе ставили многие известные казахские режиссеры.

В ходе разворачивающихся на сцене действий можно было видеть национальные танцы, игры и спортивные состязания, такие как кокпар, перетягивание каната, асыки. В спектакле ярко выражены национальный колорит и дух казахской степи. Следует отметить, что спектакль «Акбаян» принимал участие в международном фестивале театрального искусства «Фриндж», проходившем в Великобритании в 2018 году. Актеры в ярких национальных костюмах, самобытная музыка не оставили равнодушным и искушенного британского зрителя.

Большим успехом пользуется спектакль по пьесе Дулата Исабекова «Фестиваль птиц». Он внес новую струю в репертуар театра имени Н.Бекежанова. Интересен и сам жанр спектакля. Это фарс-комедия, в которой на примере жизни животных легко проглядывают человеческие характеры. Хорошо известные актеры кызылординского театра Камила Абжанова и Бахытбек Алпысбаев предстали перед зрителями в необычных образах Петуха и Курицы. В комедии из жизни птиц легко просматривается человеческое общество, где имеет место коррупция, замалчивание и затаптывание талантов, связи, борьба кланов. Спектакль был поставлен приглашенным режиссером Куандыком Касымовым. Он и ранее сотрудничал с театром имени Н. Бекежанова, поставил спектакли «Цыганская серенада», «Қысылғаннан қыз болдық», «Золушка».

Чтобы не расставались любимые

Одной из интересных и необычных работ труппы стал спектакль по пьесе драматурга Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Премьера была весьма благосклонно встречена зрителями. Спектакль, затрагивающий социальные вопросы современного общества, поставлен режиссером Данияром Базаркуловым. Люди старшего поколения должно быть помнят замечательный фильм советской эпохи «С любимыми не расставайтесь», снятый по одноименному произведению Александра Володина. В этой социальной драме роли молодой семейной пары сыграли звезды советского кинематографа Александр Абдулов и Ирина Алферова.

Извечные проблемы главных героев Мити и Кати – любовь, ревность, неумение и нежелание уступать, боязнь потерять друг друга – пронзительно и искренне сыграли на сцене актеры Санат Жузбай и Жаухар Еркинова. Постановка поднимает темы, актуальные во все времена. Молодая семья не выдерживает казалось бы обыденных на первый взгляд испытаний. Как принято говорить в таких случаях, любовная лодка разбилась о быт. Пресловутый квартирный вопрос – молодая женщина вынуждена жить вместе с матерью мужа – чуть не привел брак молодой семьи к краху. Спектакль удался, заставляя зрителя думать, рассуждать, переживать вместе с актерами.

Напомним, что в 2020 году кызылординскому театру был присвоен статус академического, что стало признанием высокого уровня мастерства и профессионализма творческого коллектива. Вне сомнения, в этом велика заслуга и главного режиссера Хусейна Амир-Темира, сумевшего создать творческий союз единомышленников, обогатить репертуар театра выигрышными постановками, благодаря удачным режиссерским решениям сформировать особый творческий стиль и почерк труппы. Как заверило руководство театра, нас ждут новые интересные постановки, ориентированные на зрителя разных возрастов, отвечающие вкусам самого взыскательного зрителя.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: