РАРИТЕТЫ АЛАШ: найден журнал «Әйел теңдігі» за 1927 год - «Кызылординские Вести»

РАРИТЕТЫ АЛАШ: найден журнал «Әйел теңдігі» за 1927 год

22.07.2023

1395 0

11111

В Национальной Академической библиотеке нам представилась возможность исследовать фонд редких книг и журналов на казахском языке, изданных на «тоте жазу». Среди прочих интересных изданий обратила на себя внимание пожелтевшая от времени обложка журнала «Әйел теңдігі» — неполная подшивка нескольких номеров за 1927 год.

…К 1927 году тучи сгустились над головами тех патриотов республики, что осмелились вступать в полемику с Голощекиным. Одним из первых попал в число «антисоветчиков» нарком просвещения Смагул Садвокасов. Голощекин открыто упрекал его в несуществующих ошибках, развале работы в Наркомпросе и даже язвительно предлагал ему отстраниться от руководства и «писать учебники».

Новый этап изучения наследия Алаш предполагает углубленное исследование истории ХХ века. Каким образом находили труды Смагула путь к читателям, кто ему в этом помогал в 1926 и 1927 годах?

Первые части романа «Кульпаш» С.Садвокасова были опубликованы в журнале «Жаңа мектеп» (ныне «Қазақстан мектебі») в шестом номере в 1926 году. Журнал выходил по инициативе наркома просвещения, и служил наставником для педагогической общественности. Начало романа оказалось увлекательным, и его продолжение стало с 1927 года печататься в другом журнале – «Әйел тендігі» («Равноправие женщины»), редактором которого была имевшая опыт издательской работы Сара Есова. Этот журнал, предназначавшийся для женской аудитории, также был создан в 1925 году. В нем публиковались статьи женщин и девушек-корреспонденток с мест, пропагандистские материалы. Тираж журнала дос­тигал двух тысяч экземпляров.

1111

Как редактор и активный член общества С.Есова была знакома со многими деятелями Алаш. В ее журнале печатались Магжан Жума­баев, Жусипбек Аймауытов (роман «Ақбілек»). В найденном нами журнале за 1927 год в четвертом номере был опубликован перевод М.Жумабаевым повести П.Дорохова «Сын большевика» под заголовком «Балшебек баласы. Бала әңгімесі», под псевдонимом «Жәжеке». Сам перевод был издан в Москве двумя годами ранее, в 1925 году. Примечательно, что С.Есова посчитала важным для читательниц размещение талантливого магжановского перевода в журнале.

Отрывок из романа «Кульпаш», точнее, его продолжение, был опуб­ликован в четвертом номере «Әйел тендігі» за 1927 год за подписью «Смагул». Кратко сюжет первой части, опубликованной в журнале «Жана мектеп» №6 за 1926 год таков: в городе девушка по имени Кульпаш познакомилась с парнем по имени Жумажан, который тоже увлекся ею и отговорил возвращаться в аул, где ждал жених Кудер, за которого в детстве засватали её родители. Кульпаш была очень счастлива, встречаясь с Жумажаном, но внезапно в город приезжает Кудер. Она бросается к Жумажану, чтобы он принял решение. Однако тот и не собирается разбираться в ее отношениях с Кудером. В гневе Кульпаш возвращается к Кудеру и уезжает с ним. События происходят в канун событий 1916 года, когда объявляют мобилизацию, и Кудера также призывают «в окопы» вместе с другими. Кульпаш остается на зиму ждать мужа в ауле.

В романе «Кульпаш» раскрывается художественный портрет казахской девушки, которая свободна в выборе спутника и руководствуется исключительно своими чувствами и разумом. Она как человек может порой ошибаться, однако старается развиваться и сопоставлять полярные мнения. Автор (Смагул) показывает свою героиню, как обладающую критическим мышлением, она выросла в городских условиях, решительная и самостоятельная в поступках. Безусловно, Смагул создавал образ Кульпаш как пример для подражания, в контексте освобождения женщин Востока от устаревших норм обычного права, калыма. В этом заключается драматургия произведения, основная фабула. К сожалению, читатели не дождались продолжения романа в связи с опалой автора и его вынужденными переездами в Ташкент, а затем в Москву.

Редактор журнала «Әйел тендігі» С.Есова сама являлась примером для подражания многим казахским женщинам, как сильная волевая личность, стремившаяся учиться новому. Биограф А.Никифорова приводит такие данные: «Родилась Сара Есова в семье рыбака в ауле Кара-Шингель Теренузекского района Кызылординской области. Всего у Сатпая и Ажар Есовых было четверо детей — Сара, Ергалий, Марьям и Турсун. Семья была не очень зажиточной — две коровы, одна лошадь и один ослик, да и те не были собственностью только Сатпая, поскольку братья Дусейбай и Утегалий с семьями жили вместе с ним. Не от легкой жизни Сатпай Есов сначала был рыбаком в ауле Ит-Имген Казалинского уезда, затем дехканином, а в 1909 году перебрался вместе с семьей на станцию Соло-Тюбе Туркестанской железной дороги, где устроился работать приказчиком в маленькой бакалейной лавке у узбека Нарзуллы Раджийбаева. Несмотря на тяготы жизни, Сатпай всегда верил только в лучшее и мечтал, чтобы его дети стали грамотными. Поэтому и определил их учиться, благо на станции оказалась школа — мектеб. Учиться Сара пошла в возрасте семи лет и начальное образование получила в этой школе. А через пять лет, в 1915 году, ее везут в Оренбург, где она поступает в татарское женское училище Багбустан-ханум. Учится Сара легко, все схватывает на лету, через четыре года получает звание учителя начальной школы. В 1919 году Сара Есова возвращается в родные края, в Ак-Мечеть, нынешнюю Кызылорду, где начинает работать в казахско-татарской школе. И в том же году вступает в ряды комсомола и активно включается в общественную жизнь молодой республики».

Уроженка Кызылординского края, в юности Сара училась в Оренбурге, рано начала работать учителем, как активная комсомолка была направлена на работу среди женщин в Ташкент, затем Семиречье.

На редком фото 1921 года (из семейного архива Исаевых) группа женщин Семиречья, делегаток Джетысуйского Губернского съезда Советов на совещании работников жен­отдела. Среди них в центральном ряду, слева вторая сидит о чем-то задумавшись, совсем юная Сара. Обладая привлекательной внешностью, в юности она пробовала себя на сцене. Со слов известного литературного критика Мухамеджана Каратаева, Сара Сатпаевна много позже вспоминала, что еще в начале 1920 годов пьеса Мухтара Ауэзова «Енлик-Кебек» с большим успехом ставилась на сцене клуба Казахского института народного образования в городе Верном (ныне Алматы). В роли Енлик выступала она — Сара Есова — редактор губернской газеты «Тильши», а роль Кебека успешно играл Ильяс Джансугуров.

Журнал «Әйел тендігі» был создан в 1925 году и изначально издавался как приложение к краевой газете «Енбекши казах». В 1934 году издание было закрыто решением Казкрайкома ВКП(б), а редакция вошла в состав редакции журнала «Ауыл коммунисі». Позднее журнал вновь стал выходить автономно, под названиями «Сталин жолы», «Қазақстан әйелдері».

История эмансипации казахской женщины и борьбы за право быть представленной в социально-информационном поле, безусловно, тесно связана с принятием в Оренбурге Декрета КазЦИКа от 28 декабря 1920 года «Об отмене калыма у казахов». Оригинал протокола заседания Президиума КазЦИКа хранится в фондах Центрального Госархива в Алматы. Первая подпись под историческим документом – «за» – председателя КазЦИКа С.Садвокасова, вторая «за» – председателя КазСовнаркома М.Мурзагалиева, третья – наркома юстиции Г.Алибекова. Отмена калыма в 1920 году привела к беспрецедентному высвобождению потенциала казахских девушек и женщин, многие из которых выбрали общественно значимую занятость, профессии врача, учителя, работали в редакциях газет и журналов.

11 1

О Саре Есовой в юбилейный год известно немного. Она приступила к редакторской деятельности в Семиречье довольно рано. Женское движение на юге Казахстана в начале 1920 годов выразилось и в том, что в духе времени создавались печатные издания для публикации материалов по «женским» вопросам. И возглавила одно из них – газету «Тильчи» («Тілші») Сара Сатпаевна. Номера газеты с 12 июля 1923 года по 1924 год включительно хранятся в Ташкенте, в фонде Национальной библиотеки Республики Узбекистан имени Алишера Навои. Газета была на тот период органом обкома Компартии Туркестана, облисполкома и обкома союза «Кошчи» («Қосшы»), до территориального размежевания рес­публик Средней Азии и Казахстана. Редакция газеты располагалась в Алма-Ате, в здании на углу улиц имени Гоголя и Капальской.

Газета «Тілші», где ответственным редактором работала Сара, тогда выходила как приложение к более крупным газетам под эгидой ЦИК Туркестанской АССР. В 1924 году ее тираж варьировался от 450 до 500 экземпляров. Гарнитура набора текстов была двоякой: статьи, стихи печатались на арабской вязи, официальные объявления на русском языке – кириллицей. Выход газеты «Тілші» был позитивно воспринят казахским сообществом. Редакция и в том числе С.Есова смогли наладить хорошие контакты с другими казахскими редакциями.

В те годы, в целом редакционная политика подчинялась советско-партийной пропаганде, уделялось внимание активисткам из среды девушек и женщин, разъяснению указов администрации, призывам к учебе и др. Через несколько лет Сара Есова перешла на должность редактора газеты «Әйел теңдігі» в новой столице — Кызылорде. Следует также отметить, что как год создания журнала правильным будет указывать 1925-й.

Примечательно, что в мартовском номере журнала «Әйел теңдігі» за 1927 год Сара Есова написала статью на тему «Қатарымыз өсіп келеді» («Наши ряды растут»), где искренне радовалась появлению еще одной поэтессы-казашки – журнал презентовал очерк о поэтическом таланте Уркии Токсановой, которая также приступила к работе по выпуску журнала. В те годы ее фотографии иногда подписывали как «Ес қызы Сара». В том же 1927 году увидела свет ее книга в соавторстве с Софьей Барановой о работе по созданию «красных юрт».

В том же 1927 году в Кызылорде состоялась Краевая конференция женщин – представительниц с мест, занимавшихся организацией клубов «Қызыл отау» (больше известны как «Красная юрта») при активном участии Сары Есовой, Нагимы Арыковой, Бану Досаевой (Досай келіні). Программа этого форума опубликована в журнале «Әйел теңдігі» в 1927 году за № 8-9. В журнале печатались фотографии, на которых запечатлены эти удивительные женщины, сов­мещавшие педагогику с журналистикой и огромной организаторской и методической работой по просвещению современниц. К сожалению, качество тех фотоснимков, репринтно представленных на страницах журнала, оставляет желать лучшего.

Есова Сара Сатпаевна, по сведениям ее биографов, до ареста успела поработать заведующей кафедрой всеобщей истории в Казахском государственном университете (ныне – КазНПУ им. Абая), интересовалась историей и могла бы оставить заметный след в этой отрасли науки. 31 мая 1938 года супруга арестовали, в июне забрали Сару. 29 августа 1938 года мужа расстреляли как «врага народа» в подмосковном Бутово. Так семья редактора С.Есовой лишилась мужа и отца Ураза Исаева — председателя Совнаркома республики. После этого Сара находилась под следствием девять месяцев. Выстоять ей способствовала невероятная сила духа, дома ее ждала мама и два малолетних сына — Нурлан 10 лет и Бекет 4 годика.

111 9

Помогла Саре Есовой знаменитая Надежда Крупская — вдова В.И.Ленина, которая обратилась к Сталину с просьбой за знакомую по совместной работе эмансипированную казашку. Она очень любила Сару, относилась к ней с симпатией и уважением. К тому же Сара Сатпаевна за значительный вклад в дело просвещения женщин Востока была награждена медалью Крупской за номером один. Надежда Константиновна приложила усилия, чтобы помочь Саре. Может быть, это повлияло на ход разбирательств. С.Есову в связи с арестом хоть и исключили из партии, но доказать ее причастность к контрреволюционной деятельности не смогли, и освободили 9 марта 1939 года без суда из-за прекращения дела.

За долгий период пребывания под следствием ей конечно предъявили массу необоснованных обвинений. Скорее всего, припомнили знакомство с опальным наркомом просвещения С.Садвокасовым, а также издание его произведений на страницах краевого журнала. Но она никого не очернила, напротив, высоко отзывалась о своих коллегах. Ее жизненная миссия заключалась в популяризации талантливых личностей.

В дальнейшем Сара Есова, будучи отстраненной от возможности работать в журналистике и преподавать как член семьи «врага народа», много лет работала в сфере культуры. Тем не менее, она привнесла свою энергию, опыт и научную методологию в дело сохранения редких книг и рукописей в библиотеке имени А.С.Пушкина (ныне Национальной библиотеке РК), а также на должности директора Центрального Государственного музея, где также благодаря ее заботам пополнились коллекции реликвиями и экспонатами, которые приходилось собирать в поездках. Она сумела укрыть ценнейшие источники в хранилищах библиотеки, в том числе книги деятелей Алаш. Добилась реабилитации супруга в 1956 году. При любой возможности старалась оставить воспоминания и теплые отзывы о тех репрессированных, с кем ей выпала честь быть знакомой и трудиться вместе.

Не желая расставаться с любимым делом, лишь в возрасте 70 лет вышла на заслуженный отдых. К сожалению, она не дожила до полной реабилитации друзей и знакомых.

Она вернулась в Москву еще раз, с высоко поднятой головой, когда, по воспоминаниям ученого-горняка, академика НАН РК А.Сагинова, «…в 1967 году страна отмечала 50-летие Советской власти. В Кремле состоялось торжественное собрание ЦК КПСС, Верховных Советов СССР и РСФСР, где я принимал участие как депутат Верховного Совета СССР. По установленному регламенту, пос­ле основного доклада выступали руководители союзных республик. От имени республики выступил первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А.Кунаев. Перед его выступлением члены делегации со знаменем республики стояли перед столом Президиума и несли вахту на время выступления Д.А.Кунаева. В число делегатов республики были включены представители разных отраслей народного хозяйства, науки и культуры, в том числе и я, представляющий казахстанскую науку. Рядом стояла Есова Сара — представитель женщин республики и старых коммунистов (член партии с 1920 года). Здесь я познакомился с ней, довольно приветливой женщиной. В ее разговоре, поведении чувствовалась большая материнская мудрость, теплота, сохранившаяся несмотря на все жизненные невзгоды. После возвращения из мест не столь отдаленных она работала директором Центрального музея республики и вела работу по линии общества «Знание». В 1984 году она ушла из жизни».

Настолько многогранна личность Сары Сатпаевны Есовой, что она бесспорно достойна быть увековеченной в названиях объектов культуры, музееведения, библиотечного и архивного дела страны. Светлая память об этой замечательной труженице, одной из ярких представительниц национальной интеллигенции, должна сохраниться как урок высокой культуры.

Гюльнар МУКАНОВА,
кандидат исторических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник Института истории
и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова

На фото: раритет 1927 года; Женщины-активистки Семиречья и Сара; преподаватели краевых женских курсов, Кызылорда, 1927 год (в центре, или четвертая слева С. Есова); семья Ораза Исаева.

Читайте также: