Повышение качества – приоритетная задача - «Кызылординские Вести»

Повышение качества – приоритетная задача

04.12.2021

670 0

povyshenie kachestva prioritetnaja zadacha

За годы Независимости сформирована национальная модель образования, направленная на повышение качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворение потребностей личности, общества и государства. Также сформирована нормативно-правовая база. Приняты законы Республики Казахстан «Об образовании», «О высшем образовании», «О науке», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О государственной образовательной накопительной системе», «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», «О статусе педагога» и другие. Реализованы шесть государственных программ, направленных на развитие системы образования. В 2019 году принята новая Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 годы.

Непосредственными участниками переустройств в сфере образования были учителя. Именно они внедряли новые методы обучения, осваивали методики, следовали рекомендациям. И благодаря их ответственной работе сфера образования приняла нынешний вид. Причем получаемое школьниками образование зачастую отличного качества, главное — было бы желание со стороны учащихся.

За годы Независимости изменился и статус педагога благодаря мерам предпринятым государственной властью. Этой благородной профессии вновь отведена соответствующая роль в обществе, учитель теперь не бедный родственник, выслушивающий нарекания и со стороны руководства, и со стороны родителей учеников, а достойный представитель интеллигенции, работа которого ценится и достойно оплачивается. Конечно же, вместе с этим и возросли требования, предъявляемые к педагогам.

Минувший учебный год и четвертая четверть предыдущего года были беспрецедентными, ведь такого еще не случалось, чтобы школьники всей страны разом перешли на дистанционное обучение. Это, конечно же, прибавило забот родителям, которые были вынуждены либо полностью контролировать образовательную активность своих чад, либо же из-за плотного рабочего графика пустить учебу своих отпрысков на самотек и надеяться, что они сами ответственно отнесутся к процессу обучения. В этот период особенно проявилась высокая активность и профессионализм педагогов. Ведь в первые недели перехода на онлайн-обучение они сумели оперативно освоить современные технологии, ознакомились с новыми сайтами, программами и интернет-площадками, чтобы наиболее качественно наладить процесс обучения в новом для всех формате. И, как говорят многие педагоги, рабочий день на дистанционном обучении для многих из них был ненормированным.

Об этом и многом другом наш разговор с учителем русского языка и литературы средней школы №198 имени Ж. Нурманова Гульнарой Усманжановой. Она — педагог с 20-летним стажем, учитель высшей категории.

— Если говорить начистоту, то выбор профессии был не очень осознанным, — вспоминает наша героиня. — Я хотела стать журналистом, но в столицу родители меня не отпустили, а в нашем городе такого факультета еще не было. Я поступила в наш Кызылординский университет имени Коркыта ата на филологический факультет с дальним прицелом, что в будущем все равно переквалифицируюсь в журналисты. Но судьба распорядилась иначе, за что я ей очень благодарна.

Первым местом работы Г. Усманжановой стала средняя школы №8 имени П.Осипенко. Здесь опытные педагоги помогли молодой учительнице освоить азы профессии, научили находить подход к детям, мотивировать их на участие в конкурсах, поделились умением заинтересовывать учеников на уроках. Тем более, что представления о работе школьной учительницы не совпадали с реальностью. Это уже была не советская школа, новое поколение детей было другое, поменялись ценности, однако отношение к учебе было в основной массе прежним — кто хотел искал возможности, кто не хотел — причины.

— Этот процесс изменения детей я наблюдаю всю свою педагогическую деятельность, — отмечает Гульнара Исламовна. — Они меняются очень быстро, легко подстраиваются к новым веяниям времени, быстро вникают во все технические новшества, осваивая возможности компьютеров, смартфонов и айфонов. Создают свои аккаунты в разных соцсетях, демонстрируют кто себя, а кто свои увлечения. И как бы избито это не звучало, но мы, учителя, меняемся вместе с ними. И это самое главное, чем мне нравится моя работа. Постоянный поиск новых подходов, творческое развитие, подготовка и участие в разных олимпиадах и конкурсах — это не дает заскучать, застояться на одном месте. Самой большой наградой за все эти труды и преобразование является любовь и доверие учеников. Очень радует, когда ученики называют мой предмет самым любимым. Это высшая оценка.

В школе №8 Г.Усманжанова более десяти лет была завучем. Но в какой-то момент пришло понимание того, что хочется заниматься только преподавательской деятельностью. В этот период наша героиня перешла работать в среднюю школу №198, где и трудится по сей день.

— Нынче много говорят о наших высоких зарплатах, — говорит Гульнара Исламовна. — Но не нужно забывать из каких составляющих они складываются — это стаж, опыт, квалификация, категория, победы наших учеников на республиканских олимпиадах. Сейчас Министерство образования и науки РК дает множество возможностей учителям как повысить свою квалификацию, так и хорошо зарабатывать. Но просто так денег никто, нигде и никому не дает. Принятие Закона «О статусе педагога» тоже укрепило позиции преподавательского состава. Поэтому сейчас очень много тех, кто, вспомнив о своих дипломах педагогов, решили стать учителем. Я считаю, что учиться учить никогда не поздно, и если человек будет стремиться, то он получит и хорошую зарплату, и любовь учеников, и творческое удовлетворение. Ну, а те, кто пришел за «длинным рублем» рано или поздно сами поймут свои ошибки и сделают правильные выводы.            

Практически полтора года длилось онлайн-обучение. По словам Г.Усманжановой, все ее коллеги старались вести уроки качественно, давать полноценные знания. Однако ей очень не хватало той отдачи, которая обычно есть на уроках — понимающих и заинтересованных глаз учеников, которые с вниманием слушают, задают вопросы. Гульнара Исламовна, как и многие ее коллеги, была на связи со своими учениками и их родителями, чуть ли не круглосуточно. Как обычно, детям давали задания, и они могли выполнить их и в 10 часов вечера, и даже в 12. Родители порой писали даже по ночам, прося разъяснения по разным вопросам. Во время онлайн-обучения учителя практически не расставались с ноутбуками и телефонами. Теперь же, возвращаясь к традиционному формату обучения, Гульнара Исламовна считает, что качество знаний ее учеников не пострадало. Как и во все времена, кто хотел учиться, тот учился.

— Пандемия коронавируса во многом изменила нашу жизнь, зато заставила и пере-оценить многие ценности, — считает педагог. -Люди снова поняли, что учителя и врачи -это одни из самых важных профессий. Я ни в коей мере не умалю достоинства других профессий, но эти две — они из самых древних и останутся важными всегда. Я считаю, что все педагоги отлично справились со своими обязанностями в период пандемии и желаю им много новых достижений и побед.

Гульнара Исламовна, как и многие педагоги, очень гордится успехами своих выпускников, поддерживает с ними отношения. Они охотно делятся с ней своими новостями, как семейными, так и профессиональными, поздравляют с праздниками, с днем рождения. Некоторые из них стали ее коллегами, что тоже радует.

— Мое мнение, что главные судьи учителя -это его ученики, — уверена она. — Их оценка, зачастую, объективна. Это заставляет постоянно работать над собой, либо же задуматься — «а на своем ли ты месте?». Своим молодым коллегам я хотела бы пожелать любить профессию. Это многое решает. Можно преодолеть все трудности и преграды, если дети любят тебя, а ты их. Будто крылья вырастают от их доверия и уважения. А чем больше крылья, тем выше будет полет.

Инна БЕКЕЕВА

Читайте также: