Планы в обход «Сарыагаш»: быстрее и экономнее - «Кызылординские Вести»

Планы в обход «Сарыагаш»: быстрее и экономнее

28.11.2023

658 0

plany v obhod saryagash

Вчера в Туркестанской области началось строительство новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал. Официальный старт работам в режиме телемоста дал Премьер-Министр РК Алихан Смаилов.

Крупный инфраструктурный проект реализуется по поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева для дальнейшего развития транспортно-транзитного потенциала республики. В рамках него будет открыт новый пункт пропуска через казахстанско-узбекскую государственную границу. Строительство новой железнодорожной линии позволит переориентировать грузы с существующего участка Сарыагаш – Ташкент на новую ветку, разгрузить станцию «Сарыагаш» и увеличить экспортные перевозки в направлении Узбекистана в целом. Кроме того, проект будет способствовать развитию Туркестанской области за счет ее соединения с основной сетью железных дорог республики.

– Железные дороги являются стальными артериями, обеспечивающими развитие экономической и социальной сфер нашего государства. В прошлом году был перевезен максимальный за 30 лет независимости Казахстана объем грузов, который составил свыше 245 млрд тонно-километров. Высокие темпы сохраняются и в текущем году, – сказал А.Смаилов.

Глава Правительства подчеркнул, что до конца года объем перевозок грузов с Узбекистаном прогнозируется на уровне порядка 31 млн тонн, что на 16 процентов выше уровня прошлого года.

plany v obhod saryagash2

Проект разделен на два этапа. Первый предполагает строительство линии Ердаут – Мактаарал – государственная граница Узбекистана с выходом на станцию «Сырдарья». Вторым этапом предусмотрен ввод в эксплуатацию ветки Жетысай – государственная граница Узбекистана с выходом на ту же станцию. Всего будет построено 152 километра железнодорожного полотна. Для проекта планируется закупить 19,7 тысячи тонн рельс, 280 тысяч комплектов железобетонных шпал и рельсовых скреплений. Реализация проекта позволит создать 3400 рабочих мест. Доля казахстанского содержания в проекте составит 85 процентов.

По словам заместителя председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Каната Альмагамбетова, что линия Дарбаза – Мактаарал соединит два отдаленных района Туркестанской области – Мактааральский и Жетысайский – с остальной частью Казахстана. Будет построено девять станций. Железная дорога даст прямой выход грузов с Казахстана в эти районы и с данных районов в страну, тогда как сейчас они вынуждены проходить границу с Узбекистаном.

Также существенно увеличится транзитный потенциал Казахстана. Так, грузы, которые идут на Афганистан, Иран, Таджикистан и Узбекистан, будут быстрее проходить по этой линии. Еще один эффект: ослабится напряжение на участке Сарыагаш – Ташкент. В последние годы там много грузов. При этом не все из них вовремя передаются – этот стык не рассчитан на такой грузопоток. Он резко возрос в последние два-три года. По мнению К.Альмагамбетова, строительство поможет разгрузить этот основной участок и дать движение пассажирским поездам.

Он также сообщил, что в настоящее время обсуждается строительство железной дороги через Пакистан в Индию. И запуск линии Дарбаза – Мактаарал станет значительным вкладом Казахстана в развитие этого стратегического маршрута.

В целом, в рамках дальнейшего расширения транспортно-транзитного потенциала страны Правительством ведется планомерная работа по развитию ж/д инфраструктуры. В частности, уже идет строительство вторых путей на участке Достык – Мойынты и новой железной дороги в обход Алматы. В ближайшее время планируется старт работ по новой ж/д линии Бахты – Аягоз с выходом на третий международный стык с Китаем. Всего в течение трех лет в республике будет построено свыше 1300 км железных дорог.

Кайрат КЕТЕБАЕВ

Читайте также: