Головоломки: увлекательно и полезно - «Кызылординские Вести»

Головоломки: увлекательно и полезно

17.07.2021

996 0

1 9

По всему миру 13 июля отмечают Международный день головоломок. Эта дата приурочена ко дню рождения Эрнё Рубика – венгерского архитектора и дизайнера, родившегося 13 июля 1944 года и получившего мировую известность за изобретение кубика Рубика, который он создал в 1974 году. Сейчас во всем мире существуют федерации спидкубинга и периодически проводятся соревнования по его сборке. Однако не только кубик Рубика пользуется большой популярностью. В настоящее время различные головоломки широко используют в дополнительном образовании, для развития у детей логического мышления, мелкой моторики и быстроты реакции.

История кубика Рубика

Будучи преподавателем в Академии прикладных искусств в Будапеште, Эрнё Рубик в поиске доступного способа объяснения студентам одной из математических теорий придумал набор из 27 кубиков, грани которых имели разные цвета. Внезапно оказалось, что запатентованное Рубиком в Венгрии изобретение представляет собой увлекательную головоломку, первая партия которой была выпущена на родине изобретателя в 1977 году. Первоначальное название игрушки-головоломки звучало как «Магический куб».

Свой шаг к мировой известности этот куб получил вскоре после того, как в одном из кафе его увидел немецкий предприниматель Тибор Лаци. Он вместе со своим другом взялся за коммерческое продвижение изобретения Рубика. Усилиями Т.Лаци и Т.Кремера лицензия на производство головоломки была выкуплена компанией Ideal Toy Corporation. Произошло это событие в 1980 году. С этого момента головоломка, название которой стало звучать как кубик Рубика, начала своё победное шествие по миру, разойдясь миллионными партиями.

Классический кубик Рубика вскоре получил огромное число версий, различавшихся количеством элементов, формой, длиной элементов и прочим. Эта головоломка стала не просто популярной, она породила соревнования, которые переросли в чемпионаты международного уровня по скоростной сборке (спидкубинг).

Международный день головоломки приурочен к дате рождения изобретателя, пожалуй, самой известной и популярной головоломки в мире, однако посвящен он и любым видам головоломок, которых насчитывается великое множество: устные (шарады, загадки и т.д.), с предметами (с карточками, спичками и т.д.), механические («Кубик Рубика», «Пятнашки», «Ханойская башня» и др.), а также печатные (кроссворд, судоку, сканворд, ребус и др.).

Полезные спутники дополнительного образования

Как рассказала учитель математики и логики частной школы «Мансап» Людмила Егай, в последние годы использование головоломок широко применяется на дополнительных занятиях.

– Общий стаж моей учительской карьеры составляет почти пятьдесят лет, – рассказала она. – И если в самом начале моей трудовой деятельности головоломки практически не использовались, то с годами они прочно вошли в обучающую программу особенно для дошкольников и учеников младших классов.

По своей сути головоломка – это не что иное, как сложная задача, решение которой требует сообразительности. Ученые неоднократно подтверждали, что при решении головоломок человек задействует оба полушария головного мозга, тренируя память, воображение, внимательность. Головоломка, которая попадает в руки человеку, вызывает много положительных чувств и эмоций. Она также идеальный тренажер для ума, развития логического и пространственного мышления, воображения, внимания и зрительной памяти, аккуратности и точности. Головоломки очень полезны детям, ведь их мозг только формируется, в нем еще нет стереотипов, вот почему многие головоломки поддаются детям очень легко.

– Дети просто обожают играть – посредством игр они учатся, развиваются и познают мир, – говорит Людмила Александровна. – Сейчас много различных головоломок, которые мы используем на факультативных занятиях. Каждый может выбрать по своему вкусу. Однако кубик Рубика, по-прежнему, популярен у школьников разного возраста. В нашей школе есть свой чемпион – Артем Когай, который в этом году окончил 4 класс. Он за минуту может собрать два кубика. И продолжает совершенствовать свое мастерство. В перспективе, он, возможно, попробует свои силы в соревнованиях по спидкубингу.

Другие ребята тоже тренируются, стараясь повторить рекорд Артема, но пока сделать это никому не удалось. Но зато у них лучше получается решение других головоломок. Ведь у каждого свои способности и возможности.

Спидкубинг в Казахстане

Как отмечается в интернет-источниках, чемпионаты Азии по спидкубингу проводятся раз в два года. И следующий планируется организовать в 2022 году с 6 по 9 июля в городе Семее. Об этом сообщает Arnapress.kz со слов основателя и президента Федерации спидкубинга Казахстана Армана Машимова. Конкурсные заявки на право его проведения рассматриваются за два года до планируемой даты. Отбором победителя занимается Совет WCA (World Cube Association – Всемирная Ассоциация Кубика). WCA основана энтузиастами в 2003 году. Некоммерческая организация развивает спидкубинг в мире, а также проводит соревнования, в том числе чемпионаты континентов и мира. WCA организует состязания по всему миру, поддерживаемые национальными организациями, ответственными за проведение соревнований в своих странах.

Впервые CUBING ASIAN CHAMPIONSHIP был проведен 10 лет назад. Его принимал таиландский Бангкок. С тех пор прошло несколько чемпионатов.

Ожидается, что в Семей съедутся порядка 700 делегатов. Ранее участниками чемпионата Азии по спидкубингу становились представители таких стран, как Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Япония и другие.

Первые соревнования по спидкубингу прошли в Казахстане в 2017 году. В 2018 году основано общественное объединение Kazakhstan Speedcubing Federation, в 2019 – создана сеть клубов по Казахстану. В 2020 году в Казахстане появился первый делегат WCA, на казахский язык переведены положения WCA, выпущено бесплатное иллюстрированное обучающее пособие по решению головоломок с видеоуроками на казахском и русском языках. Также была создана платформа для проведения онлайн-соревнований.

Выбирай на вкус

В наше время игры-головоломки существуют в огромном разнообразии, и в зависимости от их видов, они развивают различные когнитивные навыки, которые впоследствии будут полезны ребенку во время учебы в школе и вузе, и даже в работе, в построении успешной карьеры. Еще игрушки-головоломки учат детишек усидчивости, умению решать проблемы, развивают воображение, логическое и образное мышление, а также зрительно-моторную координацию. Пользу игр головоломок для развития ребенка невозможно переоценить. Главное – покупайте разнообразные головоломки, чтобы получить от них максимум пользы. Даже если малыш не сможет справиться с одной из них, эта тренировка для его мозга все равно будет очень и очень полезной. А еще предлагайте не только те головоломки, которые подходят ему по возрасту – решение более сложных (но все-таки в меру сложных) задач будет дарить чувство уверенности в собственных силах.

Нина НИКИТИНА

Читайте также: