Бесценное наследие Коркыта - «Кызылординские Вести»

Бесценное наследие Коркыта

09.12.2021

2268 0

8a6439fea48cbae8e17e848729a4c8cc

Годы Независимости отмечены периодом расцвета национальной культуры в нашей стране. Этот позитивный процесс стал возможным благодаря мудрой политике Первого Президента РК, Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева. За три десятилетия в списки историко-культурных памятников республиканского и местного значения было включено более тридцати тысяч объектов. Большое внимание уделено вопросам их реставрации, реконструкции, сохранению и консервации. В низовьях земли Сыра в числе десятков культурных памятников был отреставрирован, а затем и полностью реконструирован архитектурный комплекс «Қорқыт ата». Наследие этого легендарного сказителя и музыканта – символа тюркского мира входит в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Комплекс «Қорқыт ата» – произведение архитектурного искусства. Он расположен в 18 километрах к северо-западу от поселка Жосалы Кармакшинского района. В 1980 году по проекту архитектора Б.А.Ибраева и физика-акустика С.И.Исатаева на месте прежнего захоронения Коркыта был воздвигнут памятник высотой восемь метров, состоящий из четырех прямых стел, устремленных ввысь. В центре стел расположен кобыз, который при порыве ветра издает звуки. Авторы памятника сделали как в народном предании, описанном в работах А.Маргулана: «Кобыз Коркыта был похоронен с ним, и по воле Всевышнего кобыз играл кюи, как будто это играл сам Коркыт».

В 1997 году во время реставрационных работ были построены также амфитеатр, пирамида желаний, музей, гостиница. Архитектурный ансамбль стал мемориальным комплексом. С 2000 года он работает как филиал областного музея. В 2014 году по поручению Первого Президента РК Н.А.Назарбаева комплекс был полностью реконструирован. Было построено новое здание музея, администрации и другие объекты.

 Памятник представляет собой четыре вертикальные стелы из курдайского гранита, высотой 12 метров, с раструбами в верхней части. Каждая стела ориентирована по сторонам света. Расширяющиеся раструбы ассоциируются с кобызами. В центральной части – орган из сорока металлических труб, которые при ветре издают звуки, похожие на звуки кобыза. Если смотреть с высоты птичьего полета, то видно, что комплекс имеет очертания кобыза. Два здания – музей и администрация – это два ушка – регуляторы струны. Лестница – струны, памятник «Қошқар» служит специальной косточкой, которая приподнимает струны, а арка символизирует смычок кобыза.

Коркыт ата – легендарная личность, общая для всех тюркских народов. Он был символом тюркского мира, его священным кодом и нравственной опорой. О нем существует множество легенд и сказаний. Они встречаются у тюркских народов кипчакской (казахи, каракалпаки) и особенно южной огузской ветви: туркмен, азербай-
джанцев и турок. Наш великий предок родился и вырос на берегу Сырдарьи, предположительно в VIII-IX веках. Он из рода Кай (Кайыспас) Огузского племени. Отца звали Каракожа. Мать из рода кипчак. Коркыт прожил долгую жизнь. Его рождение также связано с чудесами и мифами. Есть предание, что перед появлением на свет младенца произошло затмение солнца, вокруг стало совсем темно, началась буря с дождем, загремел гром и засверкали молнии. Люди были сильно напуганы. А когда родился Коркыт, все эти природные явления закончились, вокруг все успокоилось, засветило яркое солнце. «Он пришел в этот мир в тот момент, когда все были напуганы, он напугал всех нас, поэтому назовем его Коркыт», – решили люди. Жизнь старца не просто красивая легенда, исторические документы подтверждают существование Коркыта. Первое письменное доказательство о Коркыте – героический эпос огузов «Китаби деде Коркуд». Эпос известен в основном по двум рукописям: дрезденской, состоящей из 12 сказаний, и ватиканской – 6 сказаний. У тюркских народов существует также общий народный эпос «Огуз-наме» («Сказание об Огузе»). В книге много наставлений, пословиц, метких и мудрых слов. Что интересно, в эпосе Коркыт выступает и сказителем, и героем. В этом его особенность.

dpg1a52xsmc korkyt

В памяти народа Коркыт ата, прежде всего создатель кюев, основатель традиции игры на кобызе. Жива легенда, что Коркыт, осознав скоротечность человеческой жизни и то, что ни богатство, ни знатность не сохранят ее, решает покинуть дом и отправиться на поиски бессмертия. Мысль о том, что всему придет конец, мучила его, и в поисках бесконечной жизни мудрец уходит от людей. Всюду он видит увядание и смерть: в лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит о скорой смерти, в степи — ковыль, выгорая под солнцем, даже горы говорят об ожидающем их разрушении и о том, что такой же конец ждет Коркыта. Видя и слыша это, в одиноких терзаниях выдолбил он из дерева ширгай — первый кобыз. Свои мысли и чувства старец изливал в музыке. Он вложил душу в эти мелодии, а чудесные и пронзительные звуки струн кобыза затронули сердца людей и пленили их. Играя на кобызе, Коркыт избегал смерти. Так ему открылась истина, и он нашел путь к бессмертию, оставив после себя большое культурное наследие – кобыз.

Наследие Коркыта сохранилось в казахском музыкальном искусстве. Известно около двадцати произведений, одиннадцать из которых записаны на магнитофонную пленку. Коркыт – знаменитый поэт, непревзойденный музыкант, герой легенд с глубоким философским смыслом, стал золотым фундаментом нашей духовности. Создатель кюев, основатель игры на кобызе, он оставил богатое литературно-музыкальное наследие, получившее широкое распространение на благодатной земле Сыра.

Одним из значимых событий в культурной жизни Приаралья и в целом Казахстана стало включение в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества в числе девяти элементов многонациональной номинационной заявки «Наследие Коркыта ата: эпическая культура и музыка» (Казахстан, Азербайджан, Турция). Это долгожданное событие произошло на 13-й сессии межправительственного Комитета по охране нематериального культурного наследия (ЮНЕСКО), проходившей с 26 ноября по 1 декабря 2018 года в Порт-Луи (Республика Маврикий). Стоит напомнить, что инициатива внесения наследия великого Коркыта в перечень нематериальных памятников культуры ЮНЕСКО принадлежит экс-акиму нашей области Крымбеку Кушербаеву. Работа в этом направлении была начата еще в 2014 году. С тех пор было сделано немало. Состоялся ряд экспертных встреч по подготовке заявки в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Так, в феврале 2017 года по инициативе акимата области и Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО совместно с Казахстанским Национальным комитетом по охране нематериального культурного наследия в Кызылорде состоялась встреча экспертов из Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана и Турции, а также международной Тюркской академии. Тогда был выработан план действий, дополнительно к заявке разработан сценарий фильма.

В марте 2017 года в Алматы состоялась вторая итоговая встреча экспертов четырех стран, на которой был окончательно согласован текст номинации «Коркыт ата: эпическая культура, народные сказания и музыка» («Қорқыт атаның мұрасы: эпикалық мәдениет, халық аңыз-әнгімелер және әуендері») и был представлен в штаб-квартиру ЮНЕСКО (Париж) для рассмотрения в 2018 году. В целом идея подготовки совместной заявки «Наследие Коркыта ата» обсуждалась тюркоязычными странами в ходе совещания нацкомиссии по делам ЮНЕСКО стран-членов ТЮРКСОЙ в июле 2016 года в Стамбуле, но именно благодаря поддержке руководства нашей области она нашла свое развитие и продолжение. Решение о совместной подготовке этой номинации было принято делегациями тюркоязычных стран в ходе 11-й сессии Межправительственного комитета ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия, состоявшейся в декабре 2016 года в Аддис-Абебе.

Для Казахстана это не первый опыт участия в многонациональных заявках. Так, в 2014-2015 годах в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО были включены совместные с Кыргызстаном номинации «Традиционные знания и навыки изготовления казахской и кыргызской юрт» и «Айтыс – искусство импровизации». В 2016 году этот список пополнился многонациональной заявкой «Культура распространения и приготовления тонкого хлеба: лаваш, катырма, жупка, юфка». Наряду с этим в репрезентативный список НКН от Казахстана были включены национальная заявка «Қазақ күресі» и многонациональные номинации «Наурыз» и «Кұсбегiлiк», «Игра в асыки». Самым же первым казахстанским элементом была номинация «Искусство исполнения традиционного домбрового кюя».

 Наследие деда Коркуда/Коркыта ата/деде Коркута – эпическая культура, народные предания и музыка (Азербайджан, Казахстан, Турция) – включает эпос, народные предания и музыку в исполнении легендарного Коркыта. Оно основано на двенадцати героических легендах, историях и сказаниях и тринадцати традиционных музыкальных произведениях, передающихся изустно во время выступлений. Подобные выступления сопряжены с определенными культурными кодами и музыкальными произведениями. Легендарный герой Коркыт появляется в каждой истории в виде старика, чьи слова, музыка и мудрые изречения повествуют о традициях, связанных с рождением, свадьбой и смертью. Предания несут в себе глубокие знания по истории и культуре тюркоязычных общин. Эти легенды распространены и исполняются во время различных мероприятий.

dz0l ocncuk korkyt

В музыкальных композициях основные интонации воспроизводятся с помощью музыкального инструмента – кобыза, а также звуков природы, а для этой среды характерны имитационные саундскейпы (например, имитация волка или лебединая нота). Музыкальные композиции связаны друг с другом эпическими историями. Этот элемент охватывает социальные, культурные и духовные ценности. Он практикуется и поддерживается сообществом в самых разных случаях – от семейных событий до национальных и международных фестивалей – и поэтому хорошо укоренен в обществе, выступая в качестве соединительной нити между поколениями.

Основными носителями и приверженцами этого элемента являются сообщества эпических, народных сказителей и музыкальных исполнителей. В Азербайджане – это эпические сказители и рассказчики о деде Коркуде. Носители элемента – члены ряда неправительственных организаций, таких как НПО «Язичылар бирилийи», НПО «Симург» и общественное объединение «Ярадичи Тешеббюсьер». В Турции – менестрели и барды, которые верят в менестрельную традицию, возникшую на основе эпосов деде Коркута, повествователи сказаний под названием «Масальчилар», рассказывающие былины из эпосов деде Коркута и медды, которые доносят эпосы деде Коркута в стиле их народных традиций повествования. В Казахстане – музыкальные исполнители кюев Коркыт ата (кобызши) на кобызе. Большой вклад в сохранение элемента внесли исследователи кюев легендарного композитора – НФ «Духовное наследие тюркского мира», центр «Қорқыттану» Кызылординского университета имени Коркыта ата. Во всех трех странах были задействованы соответствующие эксперты, академики из формальных и неформальных учебных заведений и НПО, которые внесли свой вклад в сохранение и продвижение элемента на местном и национальном уровнях.

По определению ЮНЕСКО, нематериальное культурное наследие, которое также называют «живым наследием», включает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, передаваемые общинами из поколения в поколение. Цель репрезентативного списка нематериального культурного наследия человечества – привлечение внимания к традиционным знаниям и обычаям различных общин.

Несомненно, включение элемента «Наследие Коркыта: эпическая культура и музыка» в список нематериального наследия человечества будет способствовать повышению интереса в обществе к кюям Коркыта и в целом усилит позитивное отношение к национальному достоянию. Популяризация таких музыкальных традиций служит еще одним консолидирующим фактором в полиэтничном государстве, что может служить примером не только для Казахстана, но и для всего мирового сообщества. Сохранение своей культуры, собственного национального кода – одно из ключевых условий общенациональной программы духовной модернизации. Первый Президент РК Н.А.Назарбаев подчеркнул, что история и национальные традиции – это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Сегодня у нас есть четкие ориентиры дальнейшего пути, на основе которых мы продолжим приумножать и актуализировать многовековое духовно-культурное наследие предков.

 Включение элемента в список нематериального наследия ЮНЕСКО – это радостное событие не только для нашей области, но и для всего Казахстана. Это тот редкий случай, когда за столь короткий срок нам удалось включить элемент в список ЮНЕСКО. Это результат огромной и целенаправленной работы не только руководства области, ученых-исследователей, историков, музыкантов, но и всего населения Приаралья, жителей самых отдаленных населенных пунктов региона.

 В 2014 году был полностью реконструирован мемориальный комплекс «Қорқыт ата», ставший местом паломничества, сакральным местом для тюркоязычных народов. Легендарный образ Коркыта открыл новые возможности для развития туризма в регионе. Ежегодно его посещают до тринадцати тысяч туристов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Именно поэтому комплекс внесли в туристический маршрут ЭКСПО-2017. В музее при комплексе представлены ценные экспонаты, рассказывающие об эпохе великого мыслителя.

Комплекс «Қорқыт ата» внесен в государственный список памятников истории и культуры местного значения. Здесь стали традиционными встречи гостей и выступления музыкантов в рамках международного фольклорного музыкального фестиваля «Коркыт и мелодии Великой степи». Комплекс включен в список историко-культурных объектов «Сакральной географии Казахстана».

Имя Коркыта ата присвоено Кызылординскому университету, аэропорту, одной из улиц областного центра. На сцене областного музыкально-драматического театра имени Н.Бекежанова поставлен спектакль «Қорқыт» писателя-драматурга Ирана Гайыпа.

В соответствии с требованиями ЮНЕСКО в регионе проводится работа по популяризации наследия Коркыта ата не только на международном уровне, но и с широким охватом жителей сельской местности. Сегодня важно не только сохранить, но и передать произведения сказителя будущим поколениям в его первозданном виде. Продвигать и развивать наследие нашего великого предка в массы. Важно сохранить бесценный устный фольклор – кюи Коркыта, – который передавался из поколения в поколение, из уст в уста.

Признание многонациональной заявки – это не только важное достижение, но и большая ответственность. Необходимо продолжить начатые исследования по изучению музыкально-литературного наследия Коркыта. Его произведения хоть и являются наследием всех тюркоязычных народов, но кюи его встречаются только у нас. Поэтому наша главная задача – показать всему миру богатое наследие казахского народа, возвеличивая его творчество.

Коркыт известен миру и своими крылатыми словами, афоризмами, которые также нужно исследовать. Очень важно популяризировать кобыз. В области планируется расширить масштабы традиционного международного фольклорно-музыкального фестиваля искусств тюркоязычных стран «Коркыт и мелодии Великой степи». Расширяется сеть кружков игры на кобызе в сельских клубах и музыкальных школах, создаются ансамбли кобызистов.

Наследие Коркыта ата включено в список выдающихся ценностей человечества. Бесценный фонд преданий о древнем сказителе отныне под надёжной защитой. Это позволит нам познакомить весь мир с творчеством нашего великого предка.

Ботагоз АЖАРБАЕВА

Читайте также: