В Казахстане растёт количество разводов. Почему политики бьют тревогу, а социологи констатируют факт? - «Кызылординские Вести»

В Казахстане растёт количество разводов. Почему политики бьют тревогу, а социологи констатируют факт?

18.05.2021

1134 0

В Казахстане распадается каждая четвёртая семья. Средний стаж семьи – 7-10 лет. Чаще всего семьи распадаются уже тогда, когда есть дети…

Почему в Казахстане становится больше разводов? Это норма или тревожный звонок? Какие факторы способствуют этому и что делать, чтобы их стало меньше? Об этом и многом другом 15 мая, в Международный день семьи, мы поговорили с магистром социологии, социологом ОФ «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана» Татьяной Резвушкиной.

«В год происходит около 400 случаев убийства женщин мужчинами-сожителями, партнёрами, супругами»

– Почему растёт количество разводов, и что чаще всего становится причиной?

– Сегодня вопрос разводов достаточно сильно проблематизируют. Но мы как социологи против демонизации проблемы разводов, потому что мы придерживаемся позиции: казахстанское государство и общество находятся на этапе второго демографического перехода.

Есть такая теория в демографии, которая говорит, что с процессом урбанизации общество очень серьёзно изменяет свои фундаментальные социальные институты и семью в том числе. Одной из причин становится освобождение женщин от большого объёма физического труда, предоставление им гендерных прав и свобод. Одной из причин разводов становится то, что женщины не согласны больше мириться со сложившимся патриархальным укладом.

Плюс сегодня женщины экономически независимы. Часто именно они являются кормилицами семей. У таких женщин пропадает как таковая надобность в мужчинах. Бывает, что мужчина становится довеском к семье и не выполняет свою гендерную роль, тогда как женщина выполняет сразу обе.

– Кто чаще подаёт на развод и почему?

– Чаще всего инициаторами развода являются женщины, потому что они не согласны мириться с традиционными патриархальными установками мужчин, плюс экономическая независимость.

Третий момент – серьёзно меняется возраст вступления в брак. У мужчин средний возраст – 27 лет, а у женщин  – 24 года. Буквально пять лет назад девушки выходили замуж преимущественно в 21 год, а парни женились в 24 года. Соответственно, чем позднее люди вступают в брак, тем сложнее уже сформировавшимся людям ужиться, позднее рождается первый ребёнок. Это тоже вносит свою лепту в увеличение количества разводов.  

Вообще современная культура – она потребительская, капиталистическая. Мы все сегодня хотим развиваться, путешествовать, учиться, отдыхать, а семья, к сожалению, таким вещам не очень способствует. И многие молодые люди жертвуют собой, своими индивидуальными потребностями ради семьи. Желания жить в семье хватает не надолго, потому часто наблюдаем картину, когда пары распадаются через полгода-год. Ещё кредиты за свадьбу не выплачены, а семья уже распалась…

Есть ещё один момент, специфический, казахстанский. В казахских семьях ещё сохраняется серьёзное влияние родственников, свекрови в частности, на процесс создания молодой семьи. Мы часто слышим эту историю, которую можно кратко описать так: его мама нас развела. Статус келин, когда девушка приходит в новую семью, подразумевает, что она должна научиться подчиняться новым правилам, новым требованиям, но на это не всегда согласны современные казахстанские девушки. Чаще всего это девушки с высшим образованием, которые хотят жить в городе, реализоваться в профессии, построить карьеру, смотрят голливудское кино и читают зарубежную литературу. Порядки и стандарты у них в отношении себя, семьи и своего окружения тоже меняются.

Интересный аспект – влияние социальных сетей. Казахстанцы распространяют много информации о себе. Периодически публикации дополняются слухами и сплетнями, что приводит к ссорам, а иногда и к разводам. У нас был такой кейс в практике: мужчина утверждает, что родственники его оклеветали и рассказали его жене неправдивые вещи, она поверила, и из-за этого поклёпа подала на развод.

Ещё одна, но уже более серьёзная проблема – это бытовое насилие. Статистика показывает: у нас в год происходит около 400 случаев убийства женщин мужчинами-сожителями, партнёрами, супругами. Если женщина постоянно терпит в семье насилие, то это тоже триггер, который влияет на её желание развестись со своим партнёром-насильником.

Как правило, совокупность нескольких факторов приводит к распаду семьи, разводу.

«Меняются ценности, гендерные нормы, и это нормальное положение вещей»

– Хоть разводы в Казахстане – явление не редкое, но есть страны, в которых ситуация ещё сложнее…

– Говоря о разводах в Казахстане, не лишним будет посмотреть на этот же вопрос в других странах. Часто в пример социологи приводят скандинавские страны, где около 40% населения находится вне брака, но 60% населения по-прежнему заключает традиционные браки. Для них семья остаётся базовым фундаментальным институтом и одной из главных ценностей.

Конечно, 40% – это очень много. Демографы, политологи и социологи уже давно бьют тревогу, говорят, что традиционная семья вскоре исчезнет. Мы наблюдаем за этой дискуссией уже четвёртый десяток лет. Да, есть доля населения, которая не хочет вступать в брак. Есть те, кто, вступив, разводится и повторно не создаёт семью, а предпочитает иные формы отношений. Но тем не менее есть когорта людей, которые живут в типичной, традиционной семье много лет, воспитывают детей, старятся вместе и считают эту модель нормой.

Сейчас семья становится очень сложной. Она приобретает такие разные формы, что мы воспринимаем это как какую-то проблему или кризис. Но этот кризис института семьи алармисты предрекают с конца XIX века и всячески призывают вернуться к традиционным ценностям.

Жизнь устроена сложно. И в рамках даже одной биографии за жизнь человек может попробовать разные формы семейной жизни: быть в браке, развестись, вступить в повторный брак, сожительствовать или находиться в гражданском союзе. У нас появился выбор, другие возможности. И это серьёзно отличается от норм людей старшего поколения, кому сейчас 60-70 лет. И это очень контрастно. Для нас, людей постсоветского пространства, это ещё проблематично, тогда как в глобальном контексте уже стало нормой.

Тревогу обычно бьют политики. Социологи просто констатируют, что количество разводов имеет тенденцию к увеличению, но это не значит, что эта тенденция ведёт к исчезновению семьи как института. Этот процесс говорит о том, что меняются ценности, гендерные нормы, установки и стереотипы. И это нормальное состояние и положение вещей.

«Политика политикой, а у жизни свой ход»

– Как сохранить казахстанские семьи?

– Есть инициативы депутатов, которые говорят: давайте введём налог на разводы. Неоднозначная инициатива. Если вспомним 1936 год, когда Сталин ввёл запрет на аборты, то только в Ленинградской области, по неофициальным данным, сделали абортов на 3 млн рублей, когда один аборт стоил 500 рублей, при средней зарплате 150-200 рублей. Но люди всё равно их делали. Политика политикой, а у жизни свой ход. То же самое с разводами. Можно закручивать гайки, но люди при желании всё равно найдут пути и способы расторгнуть отношения.

Здесь, как в вопросах наркомании, должна быть активная профилактика. Если мы хотим, чтобы казахстанские семьи были крепкими, прочными, а люди в браке жили долго и счастливо, то нужно детей в возрасте 14-16 лет в школе знакомить с пониманием семьи, ролей отца, матери, рассказывать о семейных обязанностях, семейных конфликтах и способах их разрешения, важно говорить и о семейных психологах, которые могут помочь, проконсультировать.

Откуда современный ребёнок узнаёт о семье? Он смотрит на свою, отмечает модель поведения родителей, а у нас каждая четвёртая семья – монородительская. И понятно, что у такого ребёнка полноценная картина не складывается. Для него норма, что его воспитывает только мама, бабушка с дедушкой и мамой, в редких случаях – папа. В Казахстане более полумиллиона монородительских женских семей и 68 тысяч – мужских.

Ребёнок смотрит современные фильмы и мультики, и там далеко не всегда показывается классическая полная семья. В итоге в голове у подрастающего поколения бардак. У них нет ценностного стандарта, нормы, на которую он бы мог ориентироваться. Если в школе на уроках семейной психологии подросткам будут объяснять, что семьи бывают разными, и это не значит, что они плохие, если они отличаются друг от друга, то картина сложится уже более полноценной.

Что наши девочки думают, вступая в брак? Что они одномоментно станут счастливыми только от факта вступления в брак. Но мало кто из них задумывается, что для женщины брак – невыгодная вещь. Для неё это дополнительная нагрузка, связанная с домашними обязанностями и бытом. Для мужчин брак выгоден. Им удобно, что о них заботятся. Все девочки хотят замуж, тогда как парни считают себя молодцами, когда до 35 лет ещё не вступили в брак. Несколько повёрнутая и неправильная логика в нашем обществе, множество иллюзорных представлений…

Когда человек попадает в реальную ситуацию, то иллюзии развеиваются и сказка становится уже не такой красивой. Года через три такой семейной жизни наступает кризис, поскольку люди верят, что всё само собой как-то наладится, а ситуация становится сложнее. Появляется ребёнок, а вместе с ним увеличивается нагрузка на родителей, растёт количество обязанностей, а вот финансовая часть ухудшается.

Женщины в такие моменты и начинают задумываться: а нужна ли им такая семья? Они начинают вспоминать, как до замужества ходили в кафе, гуляли с подружками, покупали себе одежду, веселились, а теперь должны готовить, стирать, убирать, ухаживать, лечить, но при этом оставаться красивой, доброй, умной. 

В этот момент развод для молодёжи кажется лёгким выходом. На самом же деле нужно задуматься, поговорить, обсудить с партнёром наболевшие вопросы, выработать другую модель поведения или обратиться за помощью к специалистам.

«Должен быть целый институт бесплатной помощи семьям»

– Сейчас развестись можно в один клик…

– Да, лёгкость процесса разводов всё же даёт свои плоды, увеличивая количество разводов, когда буквально в несколько кликов, не выходя из дома, можно развестись. В советское время перед разводом вызывали несколько раз в суд, давали некоторое время на примирение, отчитывали в парткоме, за то, что вы собираетесь разрушить ячейку общества. Какими бы несущественными меры ни казались, но всё же они несколько останавливали от решения подать на развод. Сегодня и в брак легко вступить, и развестись просто.

– Ещё лет 10-15 назад про семейных психологов мы чаще слышали, чем видели реальные случаи обращения к ним. Сейчас ситуация изменилась?

– Как говорится, могло бы быть и лучше. Мы проводили опрос среди молодёжи, куда они обратятся в случае сложной жизненной ситуации. Как правило, ответом был поход к друзьям, обращение к семье, но не поход к психологу. Пока стереотип «к психологу ходят только психически неуравновешенные люди» по-прежнему работает. И это серьёзная проблема. Психолог может помочь решить многие проблемы.

– И как же уменьшить количество разводов?

– Кроме обучения основам семейной жизни, мне кажется, не лишним будет в обязательном порядке отправлять семейные пары, подающие на развод, к семейным психологам. Но это должен быть целый институт бесплатной помощи семьям. Причём это должно быть не номинальное посещение кабинета психолога, а реальная работа с парами. И только после заключения психолога, который в заключении пишет о невозможности примирения пары, принимать заявление на развод.

Читайте также: