Покупки по правилам - «Кызылординские Вести»

Покупки по правилам

05.04.2022

667 0

11

Из года в год растет количество обращений от потребителей. В прошлом году в областной департамент Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК поступило 560 обращений НПО по фактам нарушений прав потребителей. Это в 2,6 раза больше, чем в 2020 году. Из этих жалоб положительно решены 452, в результате чего гражданам возвращено порядка 2,3 миллиона тенге.

Как рассказал руководитель департамента Еркасым Сулейменов, очень часто потребители заявляют о нарушении их прав в сфере розничной торговли, где работают субъекты категорий микро- и малого бизнеса. Они зачастую отказывают в обмене или возврате товара как надлежащего качества (в течение 14 дней), так и товара ненадлежащего качества — в период гарантийного срока. Причем отправляют потребителей самостоятельно проводить экспертизу некачественного товара. Но здесь стоит запомнить, что экспертизу за свой счет должен проводить предприниматель.

Есть случаи нарушений в сфере бытового обслуживания. Например, мебельщики принимают заказ, а потребители не настаивают на заключении договора, доверяя специалистам. А если и требуют заключить договор, то не отображают все нюансы. И не секрет, что чаще стали возникать ситуации, когда сумма задатка отдана, а фирма-изготовитель не только не выполнила свои обязательства, а просто-напросто «пропала» из поля зрения клиента. Либо мебель изготовили, но ее качество далеко от обещанного.

– Поступают жалобы и на электронную торговлю. Здесь приходится сложнее всего, потому что мы сталкиваемся с нарушителем виртуальным, а обманом — реальным. Причем доказать факт мошенничества непросто. Поэтому нужно самому проявлять осторожность и бдительность при выборе фирмы-изготовителя.

Между тем, сегодня существует масса возможностей не быть обманутым.

– Например, часто потребитель, сталкиваясь с проблемой, сразу идет в госорганы, – говорит Е. Сулейменов. – Но лучше сначала обратиться в устной форме к предпринимателю, нарушившему ваши потребительские права. Если он вас не услышал, составьте письменную претензию в произвольной форме. Укажите в ней вопрос спора и изложите свои требования. Один экземпляр отдайте продавцу, второй остается у вас (либо сфотографируйте на смартфон). Обязательно надо, чтобы тот, кому составляете претензию, расписался, поставил число, дату и должность.

В течение 10 календарных дней предприниматель обязан дать ответ на вашу претензию. Если он вообще отказывается ее принимать — отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении. Если в течение этого срока потребительский спор не решается, то вы вправе обратиться в госорганы, либо в суд.

Закон о защите прав потребителей понятен и легко читается. И у любого потребителя, когда он ознакомился с ним, будет меньше проблем, связанных с потребительскими спорами при приобретении товаров и услуг.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: