Платить нельзя откладывать — «Кызылординские Вести»

Платить нельзя откладывать

02.11.2021

790 0

Начиная с прошлого года, в стране реализуется государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы, утвержденная постановлением Правительства РК. В соответствии с ней за 4 года в республике планируется перевести на платную систему 11 тысяч километров автодорог.

В феврале текущего года наша газета уже писала о том, что планировалось подключить системы взимания платы на двух участках трансконтинентального автодорожного коридора «Западная Европа – Западный Китай», с марта — на автотрассе первой категории «Қызылорда – Шымкент» и с апреля – второй категории «Қызылорда – Қарабұтақ».

Прошлой зимой эти проекты находились на стадии завершения разработки, поэтому во всех населенных пунктах страны, вдоль которых пролегают автомобильные дороги, активно проводились общественные слушания. На них инициаторы проекта – представители АО «НК «ҚазАвтоЖол» вели разъяснительную работу среди населения о том, как, когда и в каких целях будет внедрено новшество в автодорожной сфере. В частности, на встречах с мото- и автовладельцами обсуждались цели и преимущества внедрения платной системы, виды, ставки платежей и работа системы их приёма, расчёт размера выплачиваемой суммы и нормы действующего законодательства о платных автомобильных дорогах.

Однако не всё получилось так, как было задумано. Новшество вызвало волнения, практически по всей стране свое недовольство и протест против введения платных дорог выразили водители-дальнобойщики. Они высказали мнение, что для введения платного режима инициаторы должны сначала «качественно уложить дороги, регулярно проводить ремонт, обеспечить трассу высокоскоростным Интернетом, установить с обеих сторон дороги ограждения, защищающие участников движения от домашних животных, а потом уже требовать деньги за проезд». В частности, поводом для возмущения водителей большегрузных автомобилей стало предложение Казахского научно-исследовательского института дорожных отношений «за каждый километр дороги первой категории с грузовиков взимать по 37 тенге». Однако на это представители министерства заявили, что утвержденный Правительством в 2013 году тариф в 25 тенге за каждый километр первой категории не изменится. А для дорог второй категории размер утверждаемого тарифа будет еще ниже.

Представители АО «НК «ҚазАвтоЖол» ответили на вопрос о том, почему в Законе нет требования по наличию альтернативной бесплатной дороги. Ответ звучит так: «Наличие альтернативной дороги актуально в территориально небольших странах, где имеется большая и развитая сеть дорог в связи с высокой плотностью населения, соответствующим трафиком. В Казахстане расстояние между областными центрами составляет в среднем 500 километров. В таких условиях построить и содержать параллельную альтернативную дорогу за счёт бюджета крайне неэффективно и расточительно».

Справедливо со стороны общества прозвучал вопрос и о том, почему не вводятся ограничения большегрузным машинам, которые в основном и разрушают дороги. Как отметили в министерстве, «вопрос касательно запрета эксплуатации на дорогах общего пользования большегрузных самосвалов неоднократно поднимался на площадках НПП «Атамекен», однако бизнес-сообществом указанное предложение поддержано не было. Хотя вред большегрузных транспортных средств на дороги очевиден».

Хотелось бы напомнить о часто возникающем у автовладельцев вопросе о том, что автодороги построены, по сути, за счет налогоплательщиков. Тогда почему они должны платить еще и за проезд по ним? На это специалисты привели следующие доказательства: «Ежегодные затраты на автомобильные дороги составляют около 400 миллиардов тенге, а для приведения в нормативное состояние всей сети автодорог необходимо 4,4 триллиона тенге. Наиболее справедливое решение – внедрение платёжной системы. Такая система справедливо отражает принцип «Кто едет по хорошей дороге, тот и платит за неё. В случае повышения уровня налогов, это было бы несправедливо в отношении пользователей, которые ездят по плохим дорогам, и собственникам, у которых транспортные средства не выезжают на платные участки дорог».

Между тем, в текущем году министерство было вынуждено отсрочить установленный срок внедрения платной дороги. В частности, дата, запланированная на 1 июня, была перенесена на 1 ноября. По словам специалистов областного филиала АО «НК «ҚазАвтоЖол», сначала платными станут дороги первой категории. Это значит, что через два дня платить за проезд по дороге начнут все мото- и автопутешественники, передвигающиеся между Кызылордой и Шымкентом. А сроки перехода на платную основу участка дороги второй категории «Қызылорда – Қарабұтақ» пока рассматриваются и будут озвучены позже.

Необходимо отметить, что на строительство дорог тратятся, безусловно, колоссальные средства. И круглогодичный уход за ним тоже требует немалых вложений. Поэтому один из способов снизить финансовые затраты из бюджета – перевести дорогу в платный режим. Как заявили специалисты-дорожники, это одна из мер для сохранения вложенных средств на развитие дорог и обеспечение безопасного и бесперебойного движения. Опыт платных автодорог показывает эффективность нормативного финансирования содержания дорог. К примеру, за счёт собранных средств в два раза был увеличен межремонтный срок службы для среднего ремонта. Собранные средства дают возможность постоянно обновлять элементы безопасности дорог. Как результат – низкие показатели ДТП и их тяжесть.

Казахстан не может остаться в стороне от уже имеющейся практики в развитых странах. Так, с мая 2013 года автобан «Астана – Щучинск» протяженностью 224 километра стал платной дорогой. Годовое поступление исчисляется более чем 800 миллионами тенге.

На сегодняшний день в стране платная система внедрена на 682 километрах автодорог – участках «Нур-Султан – Щучинск», «Нұр-Сұлтан – Теміртау», «Алматы – Қапшағай» и «Алматы – Хоргос». В прошлом году в результате эксплуатации этих дорог поступило более 5 миллиардов тенге. Эти средства пойдут на ремонт участков дорог, поддержание их в хорошем состоянии, улучшение сервисных услуг, создание других благ на автотрассах.

Как заявили дорожники, население должно понимать, что внедрение платной системы будет способствовать обеспечению безопасности и комфорта водителей и пассажиров на дорогах, снижению аварийности, развитию инфраструктуры. На всех участках автодорог, где внедрена платежная система, в обязательном порядке устанавливаются освещение, ограждения для предотвращения выхода домашних животных на дорогу, а также специальные знаки и катафоты для обеспечения безопасности водителей в ночное время.

А современная смарт-система мониторинга контролирует поток и скорость движения автомобилей на дорогах. Для обеспечения безопасности на платных участках проводится круглосуточное патрулирование. Дорожные службы проверяют состояние дороги, очищают обочины и оказывают экстренную помощь в случае чрезвычайной ситуации. Вот такие преимущества и потребности введения платной дороги доведены на проведенных общественных слушаниях.

Стоит отметить еще одну новость, касающуюся платёжной системы на дорогах. Министерством индустрии и инфраструктурного развития совместно с АО «НК «ҚазАвтоЖол» принято решение о внедрении открытой системы взимания платежей. Списание проездов будет фиксироваться специальными камерами, установленными на контрольных арках. При проезде транспортного средства оборудование будет фиксировать факт проезда и начислять тариф за пройденный путь.

 Оплата производится несколькими способами на государственный регистрационный номер автомобиля. Также предусмотрена наклейка специальных знаков, позволяющих получить полную информацию о плате и автомобиле.

В настоящее время действует абонентская плата на имеющихся платных участках в размере 1000 тенге на 365 дней. Необходимо отметить, что абонемент можно оформить только в том случае, если ваше транспортное средство состоит на учёте в населенных пунктах данного платного участка.

Многих интересует вопрос о том, как будет взиматься плата за проезд при открытой системе взимания платы. Например, как оплачивать за проезд, если нет шлагбаумов? Как заявили представители АО «НК «ҚазАвтоЖол», в настоящее время существуют 20 методов оплаты. Чтобы пользоваться платными автодорогами, необходимо будет пополнить лицевой счет посредством популярных приложений: на платных участках будут расположены региональные центры по работе с клиентами. Главное преимущество открытой системы без шлагбаумов – отсутствие пробок, позволяющее обеспечить бесперебойное движение на участке.

Открытая система также требует ответственности людей. Если долг за проезд по платной дороге накопился и долго не выплачивался, автомобилистам будут направлены предупредительные письма. В случае игнорирования замечаний налагается штраф. Существуют также различия между своевременным платежом и ставкой платежа после проезда по платной дороге. Это метод, который используется для побуждения водителей к предварительной или своевременной оплате.

В настоящее время дорожниками обсуждается вопрос о мерах, принимаемых в связи с несвоевременным внесением платежей и непогашением долгов. В профильном министерстве к таким водителям планируют принять меры по купле-продаже автомобилей, ограничению их счетов, недопущению выезда за границу.

Также принят во внимание вопрос о льготах. В частности, специалистами будут пересмотрены изменения об освобождении от выплат – ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним граждан, а также лиц с ограниченными возможностями.

Алибек БАЙШУЛЕНОВ

Читайте также: