Каждая женщина во все времена хочет выглядеть красиво, и в этом ей помогает красивая одежда, свой стиль и своя мода. Национальная казахская одежда – это отражение традиций и исторических особенностей нашего народа.
История национальной казахской одежды весьма богата, и при всем этом, эти наряды актуальны и востребованы и в современной моде. В праздничной национальной одежде казахов использовалась вышивка, богатая отделка с множеством орнаментов. Изготавливался костюм из сукна, кожи, меха или вой-лока, а для богатых казахов – из привозных тканей, парчи и бархата. В женской одежде более четко, чем в мужской, прослеживаются существенные различия в зависимости от возраста и социального положения человека, ее носившего.
К слову, вот что пишет о казашках XIX века известный российский историк, путешественник и общественный деятель Григорий Потанин, внесший огромный научный вклад в изучение Казахстана, Сибири и Центральной Азии: «Казашки на голову выше всех прочих степнячек не только по красоте, но и по чистоплотности, дочери наших степей любили щеголять в белоснежных одеяниях и находили возможность чистотой поддерживать свою репутацию «парижанок степи».
О привлекательности казашек упоминает и французский исследователь Жозев де Гинь, в Степи не бывавший, но собравший данные иезуитов: «Большинство женщин Касачьей орды высокие и стройные, несмотря на то, что у них круглые и плоские лица, они не выглядят некрасивыми».
О том же пишет и парижанин Ш.Е. Ужфальви де Мезё-Ковёзд: «Когда женщина молода, черты ее лица привлекательны. Лицо несколько плоское, но глаза и зубы великолепны, хороша, как правило, и фигура. В любом случае, лица у них более выразительны, чем у сартских женщин».
Безусловно, одежда во все время украшала женщин. Великие сыны своего народа утверждали, что самая лучшая – национальная одежда. Издревле казахские умельцы создавали своеобразную, самобытную, очень удобную одежду. Национальная одежда казахского народа занимает достойное место в этнографических музеях мира и на всемирных выставках. Дорогую национальную одежду преподносили и до сих пор преподносят в знак признания уважаемым людям, а также иностранным гостям. Например, подарить дорогой расшитый халат (шапан) значило и значит оказать особое почтение человеку.
Как и в любой другой культуре одежда казахов в традиционном обществе выполняла несколько функций. Основная – защита человека от воздействия окружающей природной среды. Но, кроме этого, традиционный костюм играл и важнейшую опознавательную» функцию: по тому, как и во что был одет человек, можно было определить не только его пол и возраст, но и социальный статус, родовую принадлежность.
К примеру, женский комплект одежды включал штаны, не распашную рубаху, часто служившую платьем, и верхнюю распашную одежду типа камзола и халата. Покрой рубахи-платья (койлек) был тунико-образный. Молодые женщины предпочитали красную или пеструю ткань, женщины среднего и пожилого возраста – ткань синего или белого цвета.
Состоятельные казашки шили платья из шелка, атласа, бархата, парчи. Ворот у платьев был глухой, его обшивали отложным, а с середины XIX века стоячим воротником. Незамужние девушки прикрывали грудь специальным нагрудником, а замужние женщины – нагрудной частью головного убора. К концу XIX века получил распространение новый покрой платья: платье стали делать отрезным, с лифом и отрезной по талии юбкой. Именно этот вид платья и считается до настоящего времени нацио-нальным казахским.
Основной элемент женского костюма – койлек –это платье рубашечного покроя. Для торжественных случаев он был из дорогих материалов, для повседневной носки – из дешевых тканей.
Также девушки носили «камзол» – одежду, которая сверху пошита по фигуре, а книзу распахивается. Элементом казахского женского костюма также были штаны (нижние и верхние), которые особенно были незаменимы при верховой езде. Еще один элемент женского костюма – шапан – прямой халат с широкими рукавами. Свадебный его вариант обычно был из роскошной красной ткани.
Головные уборы напрямую отражали семейное положение женщины. Незамужние девушки носили тюбетейки. Для свадебной церемонии надевали высокий убор невесты – «саукеле», головной убор невесты в виде конуса, украшенный драгоценными камнями. Его шили истинные мастерицы. Надевали такие головные уборы только девушки из богатых и знатных семей. По головному убору невесты оценивали сос-тояние ее семьи. Саукеле – не только головной убор невесты, но и воплощение высокого эстетического вкуса и менталитета казахского народа. Он подчеркивает трепетное отношение казахов к своим дочерям. По обычаю, саукеле надевают только невесты, его не обменивают, не дают во временное пользование.
Большое значение женщины уделяли украшениям. Девочки носили их с рождения, это обычно были магические обереги. После 10-летнего возраста девочка могла носить все украшения, которые соответствовали ее возрасту и социальному положению. Волосы также не оставались без внимания, их украшали звенящими подвесками «шолпы» и «шашбау», которые помимо декоративной функции, служили еще и оберегами девичьих кос. Эти украшения создавали своеобразный звон-мелодию, которые соответствовали девичьей походке. Бокебай – пуховый шарф, шаль. Касаба – девичий головной убор из дорогой ткани. Желек – тонкий шелковый платок (жауылык) для женщин пожилого возраста. Кимишек – старинный женский головной убор из белой ткани (иногда с вышитыми узорами по контуре выреза для лица), прикрывающий голову и плечи. Биртартар – головной платок женщин. Шали (салы) – шаль с бахромой, кеудеше – безрукавка. Камзол – плюшевая или бархатная женская одежда без воротника и рукавов, надетая поверх платья. Тон – теплая шуба из шкуры зверя, овцы. Койлек – женское платье из яркой ткани. Раньше женские платья шили с воротником-стойкой и длинными рукавами. Подол украшали оборками в два ряда.
В старину украшением женщин были длинные волосы. Красоту девушки оценивали по ее волосам и стану. Украшением женщин были калыншаш – (густые волосы) и сумбилшаш (шелковые волосы). Волосы заплетали в две косы. Называли кос бурым, в одну – жалгыз бурым. Длинная коса с вплетенными в нее специальными украшениями для волос (шолпы) подчеркивала красоту девушки и придавала ей таинственность, а шашбау – лента для кос, придающая им особое изящество.
В народе сложено немало песен о шашбау, украшенных драгоценными камнями, с бусинками на длинном серебряном шнурке или шнурке из дорогой ткани, вышитых золотыми и серебряными нитями, с при-крепленными на конце серебряными монетами. Такими шашбау очень дорожили. Длинные шашбау вплетались в косы.
Волосы считались особым даром Аллаха от Хуаны (праматери) и святой Биби Фатимы. Шолпы, шашбау, шаштеген, шашкап – это духовное возвеличивание женщины, самого нежного и прекрасного творения природы, эстетический вклад наших предков в самобытную казахскую культуру.
Подготовила Наталья ЧЕРНЕЙ