Обучение – дуальное, эффект – реальный — «Кызылординские Вести»

Обучение – дуальное, эффект – реальный

30.08.2022

397 0

Бизнес остро нуждается в рабочих профессиях. Проблема качества кадров вышла на первое место, и решать ее надо совместно с колледжами. К такому мнению пришли участники прошедшей недавно в педагогическом высшем колледже имени Маншук Маметовой секции августовской конференции педагогов технического и профессионального образования. Своим видением проблемы поделился директор областной Палаты предпринимателей Пирмухаммед Сыздыков.

Сегодня, согласно областной Дорожной карте дуального обучения на производственных базах 156 субъектов предпринимательства обучаются 2243 студента из 19 колледжей. Обучение проходит по 53 квалификациям, которые представлены в 12 отраслях экономики региона.

– Студенты заключают с предприятием трехсторонние договора, которые регистрируются Палатой предпринимателей в соответствующем реестре. При этом 85% специалистов, обучившихся по программе дуального образования, у нас в регионе трудоустроены. В рамках проекта 231 производственный мастер повысили квалификацию в «школе наставничества», организованной «Атамекеном», и получили сертификаты, – рассказал П.Сыздыков.

Вопросы кадровой политики сегодня как никогда актуальны. Решать их намерены с помощью дуального образования – новая модель, в которой сочетаются теоретическая подготовка и практика на рабочем месте. Как правило, более половины студентов после такой стажировки остаются в штате организации.

– Анализ потребности кадров показывает, что регион сегодня остро нуждается в специалистах строительной отрасли. Ежегодно областная Ассоциация строителей подает заявку на 1500 квалифицированных рабочих, но не может набрать и половины. В какой-то степени проблему могли бы решить студенты. В процессе совместной работы Ассоциации с колледжами, студентам, поступившим после 9 класса, предлагается прохождение практики на производстве. Но по Трудовому Кодексу РК запрещено принимать несовершеннолетних на тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда, – отметил директор Палаты.

Между тем по государственному образовательному заказу на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним образованием на 2022-2023 учебный год после 9 класса, на регион выделено 400 мест, после 11 класса – всего 35. Напрашивается вопрос, зачем для девятиклассников столько мест, если по трудовому законодательству их нельзя привлекать к строительным работам, поскольку они относятся к разряду тяжелых? Почему бы эти места не отдать их старшим товарищам. Этот вопрос поднял директор областной Палаты. Он предложил учесть возраст учащихся при формировании государственного образовательного заказа по системе дуального обучения на сферу строительства. В частности, распределить 400 мест для студентов, которые поступили в колледжи после 11 класса.

Также П.Сыздыков рассказал, что в сентябре прошлого года в областную Палату предпринимателей обратился директор ТОО «Кызылординский механический завод «Квант» Жанабай Бекишев. Ему срочно нужны были токари. На производстве в основном работали специалисты предпенсионного возраста, после их ухода на заслуженный отдых работа цеха могла быть полностью остановлена. В Кызылорде ни один колледж не вел подготовку по этому направлению в связи с отсутствием лицензии. Областной Палатой предпринимателей был инициирован проект, который поддержало областное управление образования. В рамках экспериментальной площадки выступил Кызылординский аграрно-технический колледж имени И.Абдикаримова. С января 2022 года в образовательный план специальности «Автомобильное дело» был добавлен учебный модуль квалификации «токарь». Шесть студентов прошли обучение на базе завода ТОО «Квант». Учеба проходила непосредственно на рабочем месте. В результате предприниматель подготовил для себя кадры «под заказ», соответствующие своим требованиям, экономя время и ресурсы на поиск и подбор работников. Сейчас студенты получили сертификаты, подтверждающие квалификацию «токарь», после окончания колледжа они получат диплом по основной профессии и возможность трудоустроиться на этот завод.

– Для учащихся дуальное обучение – отличный шанс пройти практическую подготовку к своей будущей специальности, трудоустроиться и быстрее адаптироваться в привычных уже условиях, – подчеркнул П.Сыздыков. – Размер платы за наставничество, выплачиваемой предпринимателю, небольшой, выделяется согласно количеству часов практики. Для одной группы в день порядка 700 тенге. Понятно, что этих средств недостаточно, они не покрывают расходы на обучение студентов. В этой связи, считаем необходимым в «Методике подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего образования, а также технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования с учетом кредитной технологии обучения» внести изменения в формулу расчета платы за наставничество. Мы готовы оказать методическую поддержку заинтересованным предпринимателям.

Отметим, что в области в сфере профессионального и технического образования действуют 30 колледжей. Из них 17 – государственные, 13 – частные, где обучаются 19 692 учащихся.

Безусловно, новой экономике страны нужны новые высококвалифицированные кадры, которые непременно помогут решить национальную задачу, поставленную Президентом: повысить производительность труда. Это не только больше заказов и контрактов, но и новая планка уровня заработной платы и перспектив профессионального и карьерного роста.

Таша БЕРЕЖНАЯ

Читайте также: