Защищая права потребителей - «Кызылординские Вести»

Защищая права потребителей

27.04.2024

243 0

obshhaja

Теме государственного контроля в сфере торговли и защиты прав потребителей посвятили очередной брифинг в региональной Службе коммуникаций с участием руководителя областного департамента торговли и защиты прав потребителей Еркасыма Сулейменова.

Департамент осуществляет свою деятельность по двум направлениям — реализация государственной политики в сфере развития и регулирования внутренней торговли и формирование эффективной политики в сфере защиты прав потребителей.

– В прошлом году вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях», в соответствии с которым департамент уполномочен осуществлять производство по делам административных правонарушений и рассматривает дела, предусмотренные частями 4-5 статьи 193. Согласно статье 802 КоАП, материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления, сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации являются поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, — сказал Е.Сулейменов.

Глава департамента отметил, что одним из главных инструментов взаимодействия органов государственной власти с потребителями продолжают оставаться обращения. Именно они рассматриваются как один из важнейших институтов защиты своих прав, свобод и законных интересов потребителей. Так, в первом квартале текущего года поступило 117 заявлений о нарушении прав потребителей, что на 60 процентов больше, чем за аналогичный период 2023 года. Потребители столкнулись с такими нарушениями, как несоблюдение сроков годности и норм хранения продуктов питания, отказ в обмене или возврате некачественного товара, жаловались на отсутствие требуемой по закону информации о продуктах питания, как в розничной, так и в электронной торговле. Были обращения на завышенные счета за коммунальные услуги, работу КСК и так далее. Все обращения были рассмотрены, в результате чего потребителям возвращено 6,4 млн тенге (для сравнения, в 1 квартале 2023 года – 1,2 млн тенге).

Также были выявлены факты превышения допустимой торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары. По закону все реализаторы и продавцы должны предлагать продовольственные товары по цене, не превышающей 15-процентную торговую надбавку. В особенности это касается стоимости продуктов питания социальной значимости. В список товаров входят мука 1-го сорта, хлеб из муки 1-го сорта, рожки весовые, яйцо куриное категории С-1, гречневая крупа весовая, рис весовой, сахар-песок, масло (подсолнечное и сливочное несоленое не менее 72,5% жирности), некоторые виды мяса (говядина – лопаточно-грудная часть с костями, курица бедренная и берцовая кость с прилегающей к ней мякотью), молочные изделия (молоко в мягкой упаковке 2,5% жирности, кефир в мягкой упаковке 2,5% жирности, творог 5-9% жирности), овощи (картофель, морковь, лук, капуста) и соль пищевая.

В ходе проверок было установлено, что 19 субъектов предпринимательства реализовывали продовольственные товары по завышенным ценам, за что были привлечены к административной ответственности в соответствии с Кодексом РК «Об административных правонарушениях».

Для защиты интересов потребителей Министерство торговли и интеграции РК в прошлом году запустило публичный концепт «Сапалы өнім».

– Вопрос качества продукции является одним из приоритетных направлений в сфере защиты прав потребителей, – сказал Е.Сулейменов. – Проект «Сапалы өнім» призван защищать потребителей и производителей от опасной и некачественной продукции, а также способствовать развитию конкуренции на внутреннем рынке. В первом квартале текущего года в рамках этого проекта для проведения экспертизы в крупных городских торговых домах была проведена контрольная закупка продуктов питания, куда вошли творог, сливки молочные, молоко ультрапастеризованное, детские кондитерские изделия, колбаса сырокопченая, печенье в молочном шоколаде. Всего 12 наименований. По качеству соответствий не выявлено, только у 5 продуктов, а именно в сметане, твороге и сырокопченых колбасных изделиях отсутствовала маркировка и информация на государственном языке.

Итоги первого квартала департамента по защите прав поттребителей показывают, что наши права действительно защищаются. Под контролем находится качество продуктов питания. И это правильно. Но потребитель покупает не только их. С наступлением весны у кызылординских дачников и огородников растет спрос на саженцы, рассаду и семена. Самое распространенное явление – это подделка семян. Яркая обложка, мудреное название, «гарантия» суперурожая и вот – недобросовестный продавец продал доверчивому покупателю укроп вместо фенхеля. Лотерея подстерегает и при покупке на рынке саженцев. Вместо яблони могут продать грушу, вместо одного сорта – другой.

Эксперты предупреждают, что весной на рынках до 50% семян и 80% саженцев поддельные. Продавцов контрафактных семян сложно уличить в подлоге. Торгующий на рынке мужичок в ответ на претензии может сочувственно покачать головой – дескать, почва не та, с посадкой опоздали, пере- или недополили, да и руки, чего скрывать, наверняка не из того места растут. Кстати, именно последний довод использовал продавец, узнав о судьбе проданных в прошлом году автору строк семян: прошлогодний урожай розовых помидоров был «на редкость богатым» – из целого пакетика не взошло ни одно семечко. Так, что же делать, чтобы осенью, глядя на урожай, не было мучительно больно?

– Необходимо помнить, что, приобретая саженцы у частных лиц, в том числе через сайты бесплатных объявлений, покупатель рискует приобрести некачественные растения, не отвечающие его ожиданиям, – объясняет спикер. – Покупка саженцев – дело серьезное, и поэтому осуществлять это лучше в проверенных торговых местах, поскольку здоровые деревца, которые сертифицированы и адаптированы к нашей климатической зоне, выращивают исключительно в профильных научных организациях и их питомниках. Информация о растениях, предлагаемых к продаже, должна содержать видовое название и сведения об особенностях содержания и разведения. Пакетики с семенами нужно не только тщательно изучить (дату упаковки, вес, количество), но и, что называется, потрогать. Во-первых, узнать, есть ли вообще что-то внутри. Во-вторых, почувствовать, пересыпаются ли семена или слиплись от неправильного хранения. В-третьих, увидеть, четкие ли на пакетиках надписи и не красятся ли от них руки (чего, конечно же, не происходит при покупке качественного товара).

В любом случае продавец обязан довести до потребителя сведения о себе (фирменное наименование, местонахождение, сведения о госрегистрации) для того, чтобы покупатель, при наличии любых претензий к приобретенному товару, мог их предъявить. Сейчас сезон весенних посадок на дачах и во дворах частных домов в самом разгаре. На рынках Кызылорды, наряду с вполне порядочными приезжими и местными продавцами саженцев, появились и жуликоватые торговцы посадочных материалов. Купленный саженец – приобретение долгосрочное. В него надо вложить несколько лет труда, чтобы он принес долгожданные плоды. И будет очень обидно, если вы купите на базаре неизвестного происхождения прутик вместо будущей яблони. Поэтому при покупке обращайте внимание на состояние саженцев и семян, интересуйтесь их происхождением и просите показать документы, подтверждающие качество растений.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: