Соприкасаясь с историей - «Кызылординские Вести»

Соприкасаясь с историей

22.12.2022

418 0

1 14

В период раннего средневековья (X-XII века) на территории современного Казахстана на местах постоянных зимовок появляются города. Увеличение численности городов, развитие оседлой культуры наблюдается и в нижнем течении Сырдарьи. В большей степени этому способствовала величайшая торговая магистраль древности – Великий Шелковый путь. Именно на одном из его ответвлений, пролегавшем по территории нынешней Кызылординской области, в период раннего средневековья стали появляться такие города, как Жанкент, Сыганак, Баршынкент, Жент, которым предстояло сыграть огромную роль в истории кочевых народов.

Развалины городища Жент (в некоторых источниках упоминается как Джан-кала) находятся в 115 километрах к западу от Кызылорды на правом берегу Жанадарьи, старого русла Сырдарьи. Упоминания о городе есть в трудах дошедших до наших времен средневековых авторов. Так, например, в сочинении известного турецкого историка XVII века Кятиба Челеби «Джихан-нама», посвященном Чингисхану и его завоевательным походам, Аральское море названо Джендским. Это свидетельствует о том, что в X-XII веках он был одним из крупных центров торговли и ремесленничества, входивших в группу городов в нижнем течении Сырдарьи.

На основании найденных во время раскопок артефактов время существования Жента ученые относят к I- XVI векам. В домонгольский период здесь жили племена огузов, затем кипчаков, после – караханиды, первая мусульманская царская династия тюрков, затем город захватили сельджуки. И даже бытует мнение, что здесь похоронен вождь анатолийских тюрков Сельджук.

Судя по описаниям средневековых авторов, город был неслыханно богат. В нем жили известные ученые и проповедники мусульманского мира, торговцы, ремесленники – гончары, ювелиры, кузнецы. Чеканились золотые и серебряные монеты, а на базарах и торговых площадях шла бойкая торговля, на которую съезжались купцы из разных стран.

Впервые место, где находился Жент, обнаружил в 1946 году ученый-археолог Сергей Толстов. До него о существовании города писали в 1870 году Петр Лерх, в 1900 году Василий Каллаур, спустя десятилетие – Иосиф Кастанье. Согласно собранным данным, один из видных исследователей присырдарьинского региона С.Толстов отнес период существования Жента к XII-XVIII годам. Раскопки на развалинах городища продолжил в 1958 году Борис Андриянов, а в 1961 году возобновил Сергей Толстов.

Как известно, присырдарьинские города, ставшие настоящими оазисами в степи, сильно пострадали в результате монгольского нашествия начала XIII века. Последствия были катастрофическими – города и поселения были разграблены, опустошены и преданы огню. В этой связи показательна печальная участь древнего Отрара. Город-сад в знойной степи с собственным монетным двором, роскошными восточными банями, со знаменитой библиотекой, где жили именитые ученые и мудрецы, искусные музыканты, маги и предсказатели, ювелиры и гончары, оборонялся в течение долгих шести месяцев и все же пал под ударами монгольского меча.

Разграбив Сыганак, воины Джучи подошли к воротам Жента. Захват города описывается в «Сборнике летописей», составленном средневековым историком Рашид ад-Дином Фазлаллахом:

«….Монголы вернулись к Дженду и 4 апреля 1220 года расположились лагерем в виду города. Войско занялось рытьем рва и его подготовкой. Жители Дженда заперли ворота и начали сражение на крепостной стене. Так как они никогда не видывали войны, то дивились на монголов, что каким-де образом те смогут взобраться на стену крепости. Монголы подняли на стену лестницы и со всех сторон взобрались на крепостную стену и открыли ворота города. Они вывели всех жителей за городскую стену. С обеих сторон ни одному живому существу не было нанесено вреда ударами меча. Так как они отступили от войны, то монголы возложили руки снисхождения на их головы; они убили лишь несколько человек главарей, дерзко разговаривавших с Чин-Тимуром. В течение девяти суток они держали горожан в степи, город же предали потоку и разграблению…».

Захват Жента монголами описал средневековый историк Абулгази Бахадур хан в своей летописи «Шежире-и тюрк» («Родословная тюрков»), которая представляет собой историю династии чингизидов от эпохи правления самого Чингисхана до самого Абулгази. В ней также рассказывается об исторических событиях в жизни государств Средней Азии, Казахстана и Ближнего Востока, а также даны ценные сведения об истории тюркоязычных племен, вошедших в состав казахского народа.

«Жошы хан отправил своего нукера Жантемира послом в Жент. Однако население Жента не захотело ему подчиниться, более того, было решено убить ханского посланника. Ему удалось спастись, и он рассказал обо всем хану. Разгневанный Жошы хан взял приступом город Жент, вывел население города за его пределы, приказал отобрать скот. Он назначил акимом города Али кожа Гаждуани», – гласили записи в летописи Абулгази хана.

В частности, проезжающие через эти территории путешественники, в том числе Плано Карпини, видели множество опустошенных руин былых городов и поселений. Однако Жент сумел оправиться после вторжения монгол, был вновь отстроен и вернул свое прежнее значение.

«Несмотря на многие тяготы, Жент оставался городом, выгодным для торговли. Здесь работают торговые места. Торговцы довольны, они конкурируют между собой, чтобы быть прибыльными. Городские рынки в изобилии. Там чаши весов всегда меняются», – писал историк XIII века Жамал Карши.

Известно также, что впоследствии Жент стал главной ставкой Жошы хана, где он провел полгода перед походом на Хорезм. Но после XIII века упоминания о городе не встречаются.

 Как показали данные археологических раскопок, площадь четко спланированного города составляла около 40 гектаров. Хорошо видна главная улица, от которой под прямым углом отходят переулки. В северо-западном углу – квадратный бугор цитадели, застроенной большими домами. Сохранилась крепостная стена со следами башен высотой до восьми метров. В центре восточной стены есть вход, защищенный двумя башнями, благодаря чему враги попадали под двусторонний обстрел.

Вокруг Жента найдены остатки небольших укреплений, усадеб, следы застройки следы и русла каналов, ирригационная сеть. Рядом с городищем располагался садово-парковый комплекс с трапециевидной оградой. Здесь же был загородный дворец правителя. Несомненно, город был центром обширного густо заселенного района в Приаралье, не случайно Аральское море в некоторых источниках упоминается Джендское.

На земле Приаралья, ставшей преемницей культуры селившихся здесь древних племен и народностей, сохранились уникальные исторические и архитектурные памятники – жемчужины древней и средневековой архитектуры, начиная с каменного века и до наших дней. Не случайно, еще в 40-50-е годы прошлого века ученый-археолог Сергей Толстов, возглавивший Хорезмскую этноархеологическую экспедицию, писал, что здесь находился «узел этногенеза казахов».

По информации областного учреждения по охране памятников истории и культуры, на территории области в настоящее время под охраной государства находятся 556 объектов историко-культурного наследия, из которых 31 имеют республиканское, 256 – местное значение, 269 памятников вошли в предварительный список. Летом текущего года на заседании комиссии по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры и спорта Республики Казахстан рассмотрен вопрос о присвоении республиканского статуса 12 памятникам Жетыасарской культуры.

Дошедшее до нас через толщу веков наследие предков, пусть даже самое малое, заслуживает внимательного изучения, поскольку помогает глубже разобраться в исторических событиях, обогащает нас опытом, пробуждает любовь к родной земле.

Жанна Балмаганбетова

Читайте также: