Мадина Калмакова – учитель-словесник школы-лицея №101 имени Али Муслимова города Кызылорды. Отсюда берет отсчет ее трудовой стаж. Она пришла сюда в начале 2000-х годов, ведет уроки русского языка и литературы. Говорят, что абсолютно счастливый человек – тот, кто не ошибся в выборе профессии. И это в полной мере относится к героине нашего сегодняшнего рассказа.
М.Калмакова мечтала стать учителем с детства, хотя родители прочили ей другую стезю. Ребенком она собирала во дворе своих ровесников и устраивала импровизированную школу, где была в главной роли учительницы.
На пути к своей мечте она прошла все ступени. Сначала обучалась в педучилище имени Маншук Маметовой на отделении дошкольного обучения, затем на филологическом факультете университета имени Коркыта ата.
Быть учителем непросто, а стать хорошим педагогом – трудно вдвойне. Найти общий язык с сегодняшними тинейджерами, которые на «ты» с супермодными гаджетами и благодаря Всемирной паутине имеют доступ к любой информации – задача не из легких. Надо приложить немало усилий, чтобы быть с ними на одной волне, завоевать их доверие. И это у Мадины получилось.
«Что значит для меня учительствовать? Это значит, что я в ответе за умственное, физическое и моральное здоровье учеников. Конечно, во-первых, учитель должен быть квалифицированным, во-вторых, любить детей и доброжелательно к ним относиться. Обучая детей, я учусь у них любознательности, непосредственности и открытости, словом, у нас – обмен опытом. Я даю им знания и навыки, они мне – эмоции. И мне так нравится этот обоюдовыгодный творческий процесс, в ходе которого понимаешь, что ученик – твой друг, советчик и мотиватор. С каждой встречей наши отношения становятся осознаннее. Чувства, которые я питаю к своим ученикам, не передать словами. Это и есть для меня настоящее счастье», – так объяснила педагог свой выбор профессии в эссе для участия в конкурсе «Русский язык в Казахстане – новые горизонты».
Конкурс среди учителей Казахстана, преподающих русский язык и литературу, стартовал в феврале прошлого года и был организован автономной некоммерческой организацией поддержки гуманитарных программ «Русская гуманитарная миссия», совместно с Посольством РФ в Казахстане, международной и казахстанской ассоциаций преподавателей-русоведов. К слову, подобные конкурсы ранее проводились в Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане.
На начальных этапах казахстанские педагоги – 161 человек – отправили на конкурс эссе на тему «Мой путь в профессию» и далее фрагменты своих уроков. В результате были выбраны десять финалистов, в числе которых оказалась и кызылординский педагог Мадина Калмакова. Для победителей конкурса организовали поездку в Москву.
Это не единственная победа в копилке Мадины. В прошлом году она приняла участие в еще одном международном проекте для учителей-словесников – конкурсе «Преподавание без границ». Заявки на участие в нем отправили 532 педагога, преподающие русский язык в разных странах в общеобразовательных школах, учебных центрах и частных учреждениях. По итогам конкурса были отобраны четыре победителя и восемь лауреатов в разных номинациях. Учитель из Кызылорды М.Калмакова стала лауреатом конкурса в номинации «За мастерство использования технологий преподавания». Ее педагогический проект будет опубликован в официальном электронном сборнике конкурса и рекомендован преподавателям русского языка в странах СНГ.
– Мои ученики любят самостоятельность. Они умеют не только слушать, отвечать, но и молчать, осмысливая услышанное. Это очень важный момент для меня и моих учеников во время урока. На занятиях применяю игровые приемы. Обучающие игры помогают школьникам быстрее усвоить новый урок. Дети любят учиться. А мне как педагогу приятно видеть счастливые лица учеников, наполненные радостью от соприкосновения с миром великого и могучего русского языка, – на этой оптимистичной ноте завершила свой рассказ о себе моя собеседница.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА