Как остановить падеж скота? - «Кызылординские Вести»

Как остановить падеж скота?

05.06.2021

1725 0

9

Нынешнее маловодье на Сырдарье принесло немало бед не только земледельцам, но и животноводам области – в некоторых районах гибнет скот. Жители аулов связывают падеж с нехваткой кормов из-за их дороговизны, отсутствием воды на отгонах и болезнями животных. Пользователи социальных сетей пишут посты о том, что скот становится невыгодно содержать, и фермеры продают скот на мясо. В крайних случаях сами пускают его под нож.

Официальное заявление о падеже домашних животных было сделано представителями акимата Аральского района на недавно проведенном брифинге в Кызылорде. Как рассказал заместитель акима района Еркин Абашев, в районе более 900 крестьянских хозяйств, насчитывается более 200 тысяч голов крупного рогатого, мелкого скота, лошадей и верблюдов. С начала нынешнего года от болезней, непогоды и маловодья в районе погибло почти 500 овец, лошадей и верблюдов. Пострадали от падежа жители восьми аульных округов – Мергенсай, Куланды, Беларан, Аманоткель, Райым, Бекбауыл и Камыстыбас.

В ауле Куланды отгонное животноводство развито уже много десятилетий. Здесь на домашнем подворье более 3 тысяч верблюдов, почти 2 тысячи лошадей, более 1 тысячи коров и овец.

– Животноводство должно базироваться на собственном производстве кормов, только тогда оно будет рентабельным, – говорит директор ТОО «Куланды» Аральского района Нурбек Тлеуов. – В нашем районе трудно вырастить какую бы то ни было сельхозкультуру, так как у нас солончак. Скот на отгоне питается полынью, но и ее в этом сезоне почти нет из-за того, что весной не было дождей. К тому же, колодцы в степи нужно ремонтировать, иначе скот на отгоне останется без воды. Это очень дорого и под силу только крупным хозяйствам.

В хозяйстве две тысячи лошадей и верблюдов. Скот находится на отгоне, зимой его загоняют в стойло. У хозяйства 10 колодцев и скважин. По словам Н. Тлеуова, в степи много разрушенных колодцев, и если государство не поможет их отремонтировать, сами фермеры не смогут это сделать. К примеру, ТОО «Куланды» нуждается в новых скважинах, сейчас идут переговоры со специалистами, чтобы её пробурить. Цена от 30 до 50 тысяч тенге за метр. Чтобы вода была хорошего качества и скот не пил мутную жидкость, нужно пробурить скважину на глубину 150-200 метров. Не каждый фермер может заплатить такие деньги.

Так как в Аральском районе нет растительности, животноводы района закупают корма в других районах, а также привозят из Актюбинской области. Корма в области дорожают не первый год. К примеру, еще недавно тюк люцерны стоил 600-700 тенге. Сейчас его цена от 1200 до 1400 тенге.

– В ауле Каракум не растет трава, не то что сочные корма, – говорит директор КХ «Онболсын-Эльвира» Мейрамбек Дарибаев. – Фермеры тратят большие деньги, чтобы заниматься животноводством. У нас нет другой работы в ауле и у многих единственный доход – это его табун. Кто-то из аулчан держит несколько голов на подворье, чтобы прокормить свою семью. Труднее заготовить корма тем, у кого небольшое поголовье, так как многие фермеры не всегда имеют возможность закупить корма на всю зиму. Зимой, как правило, корма намного дороже.

Как рассказывает фермер, аулчане держат скот на отгоне с весны и до самой осени. Это было выгодно, пока не наступило маловодье и засуха. Сейчас один тюк люцерны стоит 1400 тенге. Мужчина возмущен тем, что за такой короткий промежуток времени цены выросли в полтора-два раза. Тем более, что никто из фермеров не получил субсидии на корма, и будут ли они, неизвестно.

По информации областного управления сельского хозяйства, в области идет инвентаризация пастбищ и водоемов. В последний раз ее начинали 11 лет назад, но так и не завершили. В области почти 2500 водообъектов, из них в рабочем состоянии лишь половина. Что касается субсидий животноводам, то в 2021 году на эти цели предусмотрено 2,5 миллиарда тенге. Из них – 1,2 миллиарда животноводы уже получили. Субсидии эти на закуп племенного скота и проведение научно-исследовательской работы. На корма региону нужно 3 миллиарда тенге, но поданная заявка еще не рассмотрена на сессии областного маслихата. Многие фермеры заключают договоры со страховыми компаниями, однако не вносят точное количество скота в базу данных, поэтому в случае падежа, они не могут рассчитывать на компенсацию.

Во всех районах области ветеринарная служба проводит профилактические мероприятия – вакцинируется поголовье. Но от некоторых заболеваний скот должен защищать сам хозяин. С владельцами скота постоянно проводится разъяснительная работа на предмет того, по каким заболеваниям лечение проводится за счет государства, а по каким – за счет средств самих животноводов. К примеру, в Аральском районе скот погибал от паразитарного заболевания гастрофилеза лошадей. Оно не смертельно, если 2 раза в год против него проводить профилактику. Однако, хозяева табунов не позаботились о своем поголовье.

Чтобы обеспечить кормами фермеров области, в регионе выращиваются кормовые сельхозкультуры, но как видно, мало. Да и цены, правду сказать, на корма слишком высокие. Как так выходит, что еще несколько месяцев один тюк люцерны стоил 600-800 тенге, то сейчас его цена от 1200 до 1400 тенге?

Понятно, что фермеры сами устанавливают цены. Раз дорожают все составляющие кормопроизводства – от цен на горючее до коммунальных услуг, то и цены на корма будут повышаться. Сейчас в области только начинается первый укос люцерны, основного корма нашего поголовья. Возможно, как начнется массовый сбор, цена на новую люцерну станет ниже.

В Казалинском районе ситуация в животноводстве сложилась немного лучше.

– С начала года в районе погибло 8 голов скота, – говорит заместитель акима района Кунтилес Назымбеков. – Из-за того, что мелеет Камбаш, скот в поиске воды идет по дну высыхающего водоема и застревает в грязи. Из-за бескормицы скот не умирал. О кормовой базе хозяйств заботятся сами фермеры.

В нынешнем году из-за того, что зимой было мало снега, а весной не было дождей, растительности на отгонах почти нет. Как сказал К. Назымбеков, в середине июня в районе начнется первый укос люцерны. Тогда будет свой зеленый корм, и возможно, цена на него станут ниже, чем сейчас.

В том, что скот погибает, застряв в грязи, отчасти виноваты сами его хозяева. Почему бы не отдать его в общее стадо или не пасти самим? Когда животное без присмотра, оно может не только застрять в грязи, до и стать легкой добычей барымтачей. Чтобы подробно изучить ситуацию, в районе создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты районного акимата, отдела сельского хозяйства и ветеринары.

Мира ЖАКИБАЕВА

Читайте также: