Автострахование по-новому - «Кызылординские Вести»

Автострахование по-новому

29.10.2024

337 0

obshhaja

В этом месяце у кызылординских автовладельцев самой популярной темой для обсуждения стали очередные изменения в автомобильном страховании. Это и неудивительно, ведь Агентство по регулированию и развитию финансового рынка сообщило о новых поправочных коэффициентах страховки на будущий год, согласно которым наибольший коэффициент, а значит и самые высокие страховые премии будут в Кызылординской области.

Обо всем по порядку. Речь идет об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСГПО ВТС). В этом году правила по расчету стоимости страховки были обновлены. Помимо действующих критериев, каковыми уже несколько лет были базовые страховой премии (1,9 МРП), возраст водителя и его стаж вождения, тип автотранспорта и срок его эксплуатации, регион регистрации авто и система «бонус-малус» (наличие или отсутствие страховых случаев по вине страхователя), теперь добавится и аварийность региона, где зарегистрировано транспортное средство. Для этого вводятся поправочные коэффициенты, которые ежегодно будут определяться посредством автоматизированного расчета в Единой базе данных по страхованию. То есть, чем больше в регионе уровень аварийности, тем дороже обойдется страховой полис.

Расчет этих поправочных коэффициентов производится организацией по формированию и ведению соответствующей базы данных и утверждается уполномоченным органом. Этим органом как раз и является Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. Отметим, что в начале октября на сайте «Открытые НПА» Агентство для публичного обсуждения разместило постановление «Об утверждении размеров поправочных коэффициентов, используемых для расчета страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств на 2025 год». Сейчас автомобилистов и страховые компании больше всего интересуют поправочные коэффициенты будущего года: как они изменят стоимость полисов. По словам специалистов, если сравнить нынешний и будущий поправочные коэффициенты, то хотят повысить этот показатель (а значит, поднимется и стоимость страховки) в Алматинской, Туркестанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской областях. Но больше всего полисы подорожают в 2025 году у водителей Кызылординской области, а самые дешевые будут в Атырауской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях и Алматы.

Отметим, что изначально АРРФР отмечало, что введение поправочных коэффициентов направлено на обеспечение справедливой стоимости автостраховки, в частности, актуализируют премии, получаемые страховщиками по ОСГПО ВТС. Против этого выступают страховые компании. Понятно, что им это не нравится, поскольку они в среднем зарабатывают примерно 50% на страховых выплатах. Агентство же считает, что им будет достаточно и 30%. Это исходя из отношения произведенных и заявленных выплат к заработанным страховыми компаниями премиям. Говоря другими словами, Агентство намерено как можно ближе приблизить выплаты автовладельцам к тем деньгам, которые получили на обязательное страхование гражданско-правовой ответственности страховщики.

Споры по этому поводу между АРРФР и страховыми компаниями длятся не первый год.

Это понятно, поскольку в этом бизнесе вращаются большие суммы. При этом следует знать, что страховые организации имеют право увеличить или уменьшить поправочные коэффициенты не более чем на десять процентов от значений, утвержденных Агентством. Поправочные коэффициенты планируется сделать гибкими и пересматривать каждый год в зависимости от аварийности на дорогах области.

– Непонятно, почему стоимость ОСГПО должна зависеть от региона проживания, – возмущается водитель с 15-летним стажем Жанибек Бисенов. – Я работаю в службе по вызову такси и мы с коллегами не раз обсуждали эту тему. Если отдельно взятый водитель водит аккуратно и профессионально, он не попадает в аварии, то для него и страховка дешевле. Если другой водитель, напротив, водит как попало, попадает в аварии, вот для него страховка и дорожает. Этот механизм уже есть и он работает. Для чего придумывать что-то другое? Почему за тех, кто постоянно нарушает правила дорожного движения должны платить остальные водители, проживающие в этой области? Складывается впечатление, что это придумывают для повышения цены на страховки и сборов страховых компаний.

Также хотелось бы напомнить, что с 1 января 2024 года мелкое ДТП в Казахстане можно оформить по европротоколу. Помимо этого, в 2024 году были изменены классы страхования водителей. Впереди, очередные изменения, что они принесут, покажет время.

Наталья ЧЕРНЕЙ

Читайте также: