Антикоррупционные меры в системе внутреннего госаудита - «Кызылординские Вести»

Антикоррупционные меры в системе внутреннего госаудита

24.02.2024

376 0

obshhaja

На основе лучшей международной практики с учетом положений Конвенции ООН против коррупции и национальных особенностей Казахстан создал собственную модель современного государства, стремящегося к формированию общества, свободного от коррупции.

В соответствии с Законом РК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года №410, каждый государственный орган антикоррупционную политику ведет в зависимости от специфики деятельности. Согласно Закону РК «О государственном аудите и финансовом контроле» компетенция уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту определена в проведении аудита финансовой отчетности, аудита соответствия, осуществления камерального контроля, в оказании методологической и консультационной помощи службам внутреннего аудита. Компетенция уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту также представлена Законом Республики Казахстан «О государственных закупках», где одним из основополагающих принципов государственных закупок является недопущение коррупционных проявлений. Таким образом, основными источниками информации для выявления коррупционных рисков являются нормативные правовые акты. Территориальным подразделением уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту (далее – Департамент) на постоянной основе вносятся предложения в вышеуказанные законодательные акты для исключения пробелов в законодательстве. Полагаем, что уменьшение либо исключение таких пробелов приведет к исключению коррупциогенных рисков.

Правилами проведения электронного государственного аудита, утвержденного Приказом министра финансов РК от 28 марта 2018 года № 413, определен порядок проведения электронного государственного аудита. Вместе с тем, до сегодняшнего дня уровень охвата электронным внутренним государственным аудитом был незначителен. Начиная с 2024 года, Департаментом аудиторские мероприятия организуются в форме электронного аудита, чем предполагается снижение нагрузки на объекты государственного аудита посредством исключения контакта аудитора с сотрудниками объекта аудита, который является одним из факторов, ведущих к коррупционности.

Кроме того, автоматизация бизнес-процессов государственного аудита, в части интеграции систем госаудита и органов Казначейства, позволит государственному аудитору безпрепятственно получать необходимую информацию по расходованию бюджетных средств объектом аудита для дачи полноценной оценки, что также является исключающим коррупционные риски моментом.

Учитывая, что на государственные закупки направляются значительные финансовые ресурсы, крайне важно их целевое и эффективное использование. Несовершенство законодательства, направленного на противодействие коррупции в сфере государственных закупок, заключается в том, что несмотря на частые изменения и дополнения, вносимые в него, все еще остаются лазейки, которые успешно используются организаторами и субъектами системы государственных закупок, то есть участниками государственных закупок. Поэтому проводимая Департаментом работа по камеральному контролю государственных закупок в значительной степени ведет к уменьшению возможных коррупционных рисков в данной сфере, поскольку результаты камерального контроля доступны на веб-портале государственных закупок всем заинтересованным участникам государственных закупок. Конечно же, правильное применение норм отраслевого законодательства без создания коррупциогенных рисков зависит от компетентности и добросовестности сотрудников.

Нормами Закона «О государственной службе Республики Казахстан» обеспечен переход к «карьерной» модели государственной службы, внедрены принципы меритократии через механизмы открытого конкурсного отбора, продвижения на основе компетентности. В этой связи, Департаментом модель «карьерного роста» государственной службы в полной мере применяется на практике. Так, только в прошлом году в соответствии с требованиями данной модели из числа сотрудников Департамента назначения произведены на должность заместителя руководителя департамента, руководителей отделов аудита финансовой отчетности, камерального контроля, на должности главных специалистов.

Контрольные функции относятся к категории с высокой степенью коррупционности. Учитывая указанное, коллективное обсуждение о фактах коррупционных правонарушений в прошлом, а также принятие мер по их недопущению в настоящем является одним из действенных мер при формировании нетерпимости к фактам коррупции среди сотрудников.

Отношение руководства к коррупции является основой для формирования отношения его коллектива к коррупции, оно определяет культуру и этические ценности по противодействию этому опасному злу в коллективе. Согласно действующему Этическому кодексу государственных служащих в Департаменте функционирует совет по этике, проводимая работа которой также способствует выработке антикоррупционного поведения и антикоррупционной культуры среди сотрудников. В рамках всеобщего декларирования сотрудниками департамента своевременно предоставляются сведения о полученных доходах.В соответствии с требованиями Закона РК «О государственном аудите и финансовом контроле» аудит проводится специалистом, обладающим сертификатом аудитора. Результатом работы государственного аудитора является принятие решений, где не исключаются коррупционные риски в части получения вознаграждений за принятие положительного решения. Учитывая, что оплата труда государственных аудиторов остается недостаточно конкурентоспособной по сравнению с корпоративным сектором, необходимо стимулировать аудиторов как материально через повышенную оплату труда, так и разовым премированием за высокие показатели результатов работы. Полагаем, что принятие указанных мер снимет коррупционные риски.        

В заключение хочу отметить, что антикоррупционная политика должна сохраняться до того времени, когда результаты борьбы с коррупцией станут очевидны и уровень восприятия коррупции обществом достигнет соответствующего уровня подотчетного и транспарентного государства.

Ербол КУЗЕМБАЕВ,
руководитель Департамента внутреннего
государственного аудита по Кызылординской области

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: