Услышу я песни домбры… - «Кызылординские Вести»

Услышу я песни домбры…

03.07.2021

2279 0

6 1

Не в каждой казахской семье есть домбра, а вот в греческой семье кызылординцев Алхазовых – есть. И она в этом доме не только для красоты. Много лет назад ее купил отец семейства Филипп Алхазов для невестки Зои, выпускницы музыкальной школы по классу домбры.

Филипп Алхазов, который ушел из жизни несколько лет назад, был известным и уважаемым в области врачом-нейрохирургом. Однако дружелюбная атмосфера и неизменное греческое гостеприимство в его доме так и остались. Хозяйка очага – Раиса Дмитриевна бережно хранит все, что связано с ее именитым супругом – газетные вырезки, фотографии, награды, грамоты. В том числе и музыкальные инструменты – греческие кемендже и теф, а также казахскую домбру.

– Мой супруг любил слушать домбру, говорил, что она поет о его жизни, о лишениях и счастливых моментах народа, – рассказывает женщина. – Наша невестка Зоя виртуозно играет на домбре, поет по-гречески и по-казахски. Она родилась и выросла в ауле Томенарык Жанакорганского района, закончила музыкальную школу по классу домбры. Филипп купил ей домбру и радовался, что будет часто слушать любимые мелодии. Он и сам писал песни и просил, чтобы Зоя пела их под домбру. Они – о родном крае, о Кызылорде, о мире и дружбе.

Как рассказывает вдова Филиппа Алхазова, он всегда проводил параллель между домброй и национальным греческим инструментом кемендже. Кемендже – это понтийская лира, струнный смычковый музыкальный инструмент, похожий на лютню, но с длинной шейкой.

Когда греков Причерноморья – понтийцев, стали депортировать в Казахстан, практически никто не смог забрать ни документов, ни еды, ни тем более музыкальных инструментов. Музыкальный народ, греки, остались без своей души, ведь музыка – душа народа. Высланные в Казахстан, они увидели здесь домбру. Многие научились играть на ней.

– Филиппу было девять лет, когда его семью выслали из Грузии в Казахстан, – продолжает моя собеседница. – Его семья, несмотря на лишения, выжила – мать, отец и младший брат благополучно добрались до Кызылорды. Их поселили в поселок Тасбогет. Каждый день к ним стал приходить, живший по соседству старик-казах, который показывал отцу Филиппа, где можно собирать саксаул, чтобы развести огонь и погреться. От него впервые Филипп услышал чарующие звуки домбры. Чудесные мелодии запали в душу тогда еще малолетнего мальчика, который полюбил звучание домбры на всю жизнь. Он говорил: немало горя и лишений в своей жизни испытали греки – переселение, порабощение, 400-летнее османское иго. Такие же испытания выпали и на долю казахов – набеги джунгар, господство бухарских и хивинских эмиров, коллективизация, голодомор… Поэтому и музыка, и песни у наших народов схожи – берущие за душу и потому такие незабываемые.

Сегодняшняя греческая диаспора в области насчитывает около трехсот человек. Все они вносят посильный вклад в развитие региона. Действует греческий культурный центр «Понтийцы», созданный этим незаурядным человеком. Много лет, как нет Филиппа Алхазова, но до сих пор осталась в доме его любимица – домбра и протяжно звучащий кемендже. Звуки их здесь никогда не замолкнут.

Мира Жакибаева
Фото автора

Читайте также: