Национальный символ эпохи - «Кызылординские Вести»

Национальный символ эпохи

16.01.2021

2123 0

nacionalnyj simvol jepohi e1610791275721

Первого января 2022 года казахстанцы будут отмечать 100-летие нашей выдающейся землячки, народной артистки Казахской ССР и СССР, Народного героя РК Розы Баглановой. В рамках предстоящей знаменательной даты Президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил увековечить память легендарной певицы.

Роза Тажибаевна — национальный символ целой эпохи, гордость нации, прославившая на весь мир не только землю Сыра, но и весь Казахстан. Ее завораживающий голос покорил миллионы сердец не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Неоценим вклад великого мастера сцены в развитие казахстанского искусства — популяризацию казахской народной музыки и творчества отечественных композиторов.

«Казахстан знают благодаря Р.Баглановой», — недаром так о певице говорил Динмухамед Кунаев. «Никто лучше казахской певицы Розочки не исполнял «Самару-городок», — отзывалась о Баглановой легенда российского искусства Майя Плисецкая.

…Роза Багланова родилась в Казалинске. Ее детство пришлось на самые трагические годы в истории казахского народа, когда повсюду свирепствовали голод и смерть. Почти каждый день Роза слышала от старших, что кто-то опять умер. Бывало, вымирали целые семьи. Это был страшный период, когда смерть стучалась в дом почти каждой казахской семьи.

В своей автобиографической книге «Айналайын халқымнан еркелеткен», вышедшей в свет в 2007 году, Роза Тажибаевна вспоминает, что у ее отца было две жены: первая — татарка Мариям, вторая – ее мать Аккуриш. Бабушка Розы Кундей была из состоятельной семьи, и именно ее богатое приданое спасло всю семью от голодной смерти. На хлеб меняли все – блюда, ложки, подносы и браслеты из чистого серебра.

Петь нашу великую землячку научила ее любимая Кундей аже. Часто еще маленькой она подпевала бабушке, когда та занималась шитьем или вышиванием. Роза пела везде, ее звонкий голос разлетался по округе. Вскоре слава о маленькой певице разошлась по всему Казалинску. Часто сельчане приходили посмотреть и послушать юную артистку.

После школы Р.Багланова поступает в Кызылординский педагогический институт. Именно в эти годы ее семье перестали выплачивать пенсию за отца, который умер в 1933 году. Девушке пришлось перевестись на заочное отделение Ташкентского текстильного института, где студентам предоставляли общежитие, плюс — обеспечивали бесплатным питанием.

Роза всегда мечтала петь на большой сцене, и, кажется, сама судьба благоволила тому, чтобы помочь этой трудолюбивой девушке за все страдания в ее нелегкой жизни. Неожиданный случай перевернул всю ее жизнь. Девушка жила тогда в Ташкенте в доме дальних родственников. В один из летних дней во дворе она по привычке пела во всеуслышание свои любимые казахские песни. Внезапно возле дома остановилась машина, в калитку постучали. Открыв ее, девушка увидела перед собой громадного роста холеного мужчину с перекинутым через руку плащом. Когда он узнал, кто пел, и увидел Розу, только и смог вымолвить: «Красавица, хочешь быть актрисой?». Багланова, конечно, ответила утвердительно. Он оставил ей бумажку с адресом и сказал, что будет ждать ее завтра к 10 утра. Как потом стало известно, этим мужчиной был «Шаляпин» Востока — Кари Якупов, солист Ташкентского оперного театра и одновременно директор филармонии.

На следующий день Роза успешно прошла прослушивание, где ее заметила известная узбекская певица и танцовщица Тамара Ханум, которая сделала казахскую певицу главной солисткой государственного женского ансамбля песни и танца УзССР. Так началась карьера великой артистки Розы Баглановой.

Выдающиеся способности Баглановой и красота не остались без внимания сильных мира сего. Среди поклонников молодой звезды оказался первый секретарь ЦК Узбекской ССР Усман Юсупов. Вскоре артистка получила четырехкомнатную квартиру, куда перевезла всю свою семью. Ежедневные гастроли по республике – от выступлений перед партийной элитой до концертов перед хлопкоробами и земледельцами – закалили и без того стойкий характер казахской девушки.

Перед ставшей знаменитой певицей открывались блестящие перспективы. Как награду ей выдают направление на учебу в Московскую консерваторию. Но началась война, и певица сразу ушла на фронт. Первый свой фронтовой концерт дала под Москвой — пела в дивизии генерала Панфилова.

Изумительная казахская певица Роза Багланова, солистка ансамбля песни и танца Узбекской филармонии, пела «Ах, Самара-городок» всю войну — в окопах перед бойцами, полевых госпиталях. В своих воспоминаниях она писала: «Наш коллектив выступал под Москвой. Все подступы к столице были заграждены, и нам приходилось проходить пешком по 15-20 километров в день. Очень трудно добирались до расположения Панфиловской дивизии. Первый концерт давали именно там. Потом был Северо-Западный фронт. Перед нами предстала страшная картина разрушения: на месте вчерашнего поселка лежали руины. Сценой нам служила выжженная земля, музыкальным сопровождением — грохот орудийных залпов. Страх перед смертью исчезал, когда я видела озаренные улыбкой лица солдат, через полчаса готовых идти в атаку. Многим из них не суждено было вернуться, и наши песни были единственной связующей нитью с прошлой мирной жизнью. До сих пор помню тот ужас, всякий раз охватывавший меня, когда видела корчившегося от боли солдата с оторванной снарядом ногой или рукой, а ведь два часа назад он лихо отплясывал под мою «Тальяночку»!»

Однажды во время концерта на передовой начался минометный обстрел. Осколок попал артистке в левый глаз, повредив роговицу. В госпитале в полевых условиях операцию делать не стали. Но Роза осталась в строю, на фронте — до самой Победы.            

К концу войны Р.Багланова становится широко известной в стране певицей, редкий радиоконцерт обходится без ее номера. Одной из первых в СССР она выступала в телевизионных концертных программах. Карьера была головокружительной. В 1946 году Роза Тажибаевна становится дипломатом II Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве, спустя три года – лауреатом II международного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште. В 1955 году ей присваивают звание народной артистки КазССР. В 1967 году она стала народной артисткой СССР.

После войны Р.Багланова вернулась на большую сцену, где завоевала еще большую популярность. Все ее концерты проходили с аншлагом.

В 1947 году во время концерта в Кремле находящийся среди зрителей Иосиф Сталин неожиданно попросил певицу исполнить эту «замечательную фронтовую песню» «Ах, Самара-городок», которую сам очень любил. Всю песню зал выслушал стоя, в конце чуть не обрушив стены овациями. «Соловей!» — кричали восторженные зрители вслед за генералиссимусом.

Да что Сталин — сама Русланова любила ее исполнение, а ведь среди артистов, особенно артисток, это редкость. «Когда Русланова услышала в моем исполнении «Ах, Самара-городок», то сказала: «Молодец, Багланова!» Никакого чувства ревности с её стороны не было» — рассказывала Роза Багланова. Именно ее исполнение стало эталонным и сделало песню столь популярной.

В 1947-1949 годах Розу Тажибаевну приглашают в труппу Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая. В последующие годы вплоть до 1960 года она проработала в республиканской филармонии имени Джамбула, затем стала ведущим мастером сцены Казахского государственного гастрольно-концертного объединения «Казахконцерт». Ее репертуар пополнился произведениями мирового оперного искусства, камерными произведениями, а также народными песнями разных стран. Специально для Р.Баглановой стали писать песни лучшие советские и казахские композиторы. Одним из них стал никому тогда неизвестный молодой композитор, а ныне мэтр отечественной музыки Ескендир Хасангалиев. Их творческий союз сыграл важную роль в судьбе каждого из них. Знаменитая артистка обрела своего композитора, а он – свою певицу.

Роза Багланова стала единственной из артистов Великой Отечественной, удостоенной сразу двух медалей «За боевые заслуги». Она стояла на одной сцене с Александром Вертинским, Галиной Улановой, Майей Плисецкой, Игорем Ильинским, Аркадием Райкиным, великими Святославом Рихтером и Даниилом Шафраном. Была лично знакома со многими мировыми государственными деятелями: И.Сталиным, Н. Хрущевым, Л. Брежневым, Ким Ир Сеном, Мао Цзэдуном. Дважды гостила у Джавахарлала Неру и Индиры Ганди.

Роза Тажибаевна внесла огромный вклад в развитие и популяризацию казахской народной музыки и творчества композиторов Казахстана. «Маленькая казашка с большим талантом», так ее называли деятели культуры Советского Союза. Она награждена медалями и орденами, была обладательницей многочисленных премий. Р.Багланова – единственная певица Казахстана, удостоенная высокого звания «Халық Қаһарманы».

Р.Багланова вырастила сына Тажибая, у нее осталось четверо внуков. Она умерла 8 февраля 2011 года, а накануне была награждена Первым Президентом РК Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым президентской стипендией Фонда поддержки культуры, образования и социальных программ.

 За свою большую творческую жизнь Р.Багланова получила огромное количество званий и наград, но главной наградой за ее песни и мужество были и остаются народная любовь и вечная память в сердцах ее поклонников. В мае 2015 года в сквере Победы в центре поселка Айтеке би Казалинского района был открыт бюст народной любимицы. Имя звезды казахской эстрады присвоено также Дому культуры и дало название центральной улице поселка. 

Подготовила Ботагоз АЖАРБАЕВА

Читайте также: