Доверие к власти начинается со справедливых выборов - «Кызылординские Вести»

Доверие к власти начинается со справедливых выборов

21.05.2022

1494 0

e9337166 06a4 4c43 a3b4 82e275f897ff

Как известно, Президент страны подписал Указ о проведении республиканского референдума по внесению поправок в Конституцию страны. Это важное политическое мероприятие состоится 5 июня.

В эти дни в регионах Казахстана депутаты Сената и Мажилиса Парламента продолжают встречи с гражданами, рассказывая о важности прогрессивных конституционных реформ, вынесенных Главой государства Касым-Жомартом Токаевым на республиканский референдум.

В ходе этих встреч корреспонденту газеты «КВ» удалось побеседовать с депутатом Сената Парламента РК Муратом Бактиярулы. Тема разговора – о проекте изменений и дополнений в Конституцию страны.

– Республиканский референдум – самая обсуждаемая тема последних дней. Какие изменения ожидаются в Основном Законе?

– В нынешней Конституции РК изменению подвергнутся 33 статьи из 98, а это треть всего Основного Закона. Можно сказать, что принимаем новую Конституцию. Проект конституционных поправок основан на запросах граждан и осуществляется в интересах всего общества. Все изменения и дополнения я выделил в отдельные три блока. Первый – формирование оптимального баланса отношений между ветвями власти. Второй блок поправок в Конституцию расширит участие населения в управлении страной. Третий блок призван усилить механизм защиты прав граждан. Каждый из этих блоков отвечает на главный вопрос – что изменится в обновленной Конституции.

Одним из результатов конституционной реформы должно стать расширение полномочий местного государственного управления и самоуправления, осуществляемого местными представительными и исполнительными органами, ответственными за состояние дел на соответствующей территории. К таким новеллам можно отнести порядок назначения акимов областей. Согласно новой редакции Конституции теперь они будут назначаться на должность Президентом с согласия депутатов маслихатов, работающих на территории области, или депутатов маслихатов городов республиканского значения и столицы соответственно. При этом Глава государства предлагает не менее двух кандидатур, по которым проводится голосование. Получившим согласие считается кандидат, набравший большее количество голосов депутатов, принявших участие в голосовании.

Как известно, раньше на рассмотрение депутатов предлагался один кандидат на должность акима области. Выбора не было и, таким образом, он становился руководителем региона.

– Заметно из обсуждений, что большинство граждан поддерживает проведение этого важного политического мероприятия. Какое значение он будет иметь для казахстанцев?

– Здесь важно понять одно. Конституция – одна на всех. Поправки в Основной Закон имеют для нашей страны судьбоносное значение. Изменения, которые предлагается внести, затрагивают основополагающие принципы работы государства и имеют историческое значение для Казахстана. Эти реформы – важнейший этап масштабной политической модернизации. После принятия этих поправок предстоит изменить около десяти законов.

Референдум по конституционной реформе – это очередной этап реализации Президентской программы политических реформ. Программа имеет системный характер и включает в себя окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской республике, перераспределение ряда властных полномочий, усиление роли и статуса Парламента, конституционных механизмов защиты прав граждан, расширение участия населения в управлении страной. Беря во внимание все эти новшества, вполне вероятно в следующем году пройдут выборы в Парламент.

Мы переходим к новым государственной модели, формату взаимодействия государства и общества и этим вызовам должен соответствовать Парламент.

– Проектом Закона укрепляется конституционный статус Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан. Расскажите, пожалуйста, об этом более подробно.

– Нормами новой статьи Конституции Уполномоченному по правам человека предоставляется иммунитет и даются гарантии независимости и неподотчетности каким-либо иным государственным органам и должностным лицам при осуществлении полномочий по содействию восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченный по правам человека в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

Вся деятельность омбудсмена строится в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан по ратифицированным конвенциям ООН.

– Поправки в Основной Закон вносятся по 33-м статьям. Послужит ли референдум укреплению доверия между властью и народом?

– Недавно я проводил два социологических опроса с охватом около трехсот человек. По его результатам 90 процентов опрошенных высказались о недоверии властям. Это серьезный показатель, который говорит о многом. Чтобы исправить положение, необходима реформа, реальные изменения. И, как видите, в поправках они отчетливо указаны. Например, Президент не будет состоять ни в какой политической партии на период осуществления своих полномочий. Кроме того, близкие родственники Главы государства не будут иметь права занимать руководящие должности на госслужбе и в квазигосударственном секторе. Словом, предстоящий референдум по конституционной реформе создаст правовую основу новой, более эффективной и сбалансированной модели взаимоотношений государства и общества. Он нужен для окончательного отхода от старой модели и перезапуска политической системы. И первым шагом для овладения доверием граждан страны должен стать процесс прозрачного, справедливого, гласного проведение референдума.

– Спасибо за беседу.

Записал Абдрахман ТОКБОЛАТУЛЫ

Читайте также: