Развитие казахского ораторского искусства - «Кызылординские Вести»

Развитие казахского ораторского искусства

26.04.2023

2812 0

домбра

Фото: novoetv.kz

В процессе формирования казахских родов и племен из различных слоев народа выделялись отдельные личности, обладавшие углубленным мышлением, импровизацией, даром красноречия. С их именами, овеянными легендами, связано развитие казахского ораторского искусства.

Особый вклад в дело единения раздробленных казахских родов, создания первого казахского ханства во главе с Алаша ханом вложил Майкы. Он был видным общественным деятелем, а также непревзойденным оратором. По историческим преданиям Майкы би жил на территории Каратау. При его непосредственном содействии были заложены основы символики казахских родов и племен. Он оставил после себя в памяти народа образцы красноречия, веских назиданий, мудрых изречений.

Аяз би жил на побережье Аральского моря. Об этом свидетельствуют раскопки «Города Аяза» («Аяз-кала»), руины которого были обнаружены вдоль Арала. По народным легендам Аяз поначалу был ханским визирем, затем провозглашен ханом, прославился как мудрый общественный деятель, глава целого народа. В памяти народной сохранились мудрые, қрылатые изречения Аяза, назидания, подтверждающие красноречивость, афористичность и метафоричность его высказываний.

Следующий период развития казахского ораторского искусства связан с именами Асанкайгы (скорбного) и Жиренше шешена (оратора). Образцами подлинно ораторской речи являются широко бытующие в народе и приписываемые Асанкайгы меткие красочные оценки и характеристики, адресованные хану Жанибеку. Таковыми являются и ответы Жиренше шешена на вопросы хана Жанибека, его шутливые, полные искрящегося юмора и находчивости беседы с красавицей Карашаш.

Изречения, высказывания и наставления ораторов раннего периода сохранились в памяти народа. Распространяясь устно, они претерпели немало изменений, сокращений, передаваясь от поколения к поколению, подвергались значительной обработке. Говоря образно, сохранили лишь суть, зерно, обратившись «в узелок с надколенную чашечку, вобравший в себя девяносто высказанных слов» и стали народными изречениями.

Расцвет казахского ораторского искусства приходится на XVIII век. Хан Тауке объединил раздробленные казахские роды в три обширные группы, подразделив их на жузы. Привлек в этот союз братские киргизский и каракалпакский народы, создал Совет биев (Жеті Санат), в права и обязанности которого входило, в случае необходимости, от имени хана решать наиболее важные проблемы. В это время был издан свод законов «Жеты жаргы», определявший общественно-политические отношения степняков, стремившихся к объединению для противостояния чужеземным захватчикам. Это был период первых национально-освободительных восстаний, поднимаемых народными вождями против ханов и царских карательных отрядов. Выступления ораторов способствовали пробуждению степи, избавлению ее от многовекового азиатского застоя. Наряду с именами известных батыров Кабанбая из рода кара керей, Богенбая из рода канжыгалы, шакшака Жанибека из рода аргын, сыгравших выдающуюся роль в борьбе казахов против иноземных захватчиков. Широко прославились имена Толе би из Старшего жуза, Каздаусты Казыбека из Среднего жуза, Алим Айтеке би из Младшего жуза. Известные и влиятельнейшие бии своей эпохи, они в совершенстве владели искусством слова. В эту же пору на политическую арену вышел видный общественный деятель, предводитель первых выступлений казахов против царской колонизаторской политики и засилья казахских ханов знаменитый батыр и оратор Сырым Датов. Его популярность в народе в период национально-освободительного движения в Младшем жузе (1783 — 1797 гг.) была исключительной. Образцами ораторского мастерства, политически верных и логически безукоризненных, раскрывающих суть народно-освободительной борьбы были толгау Казыбека Калдыбек­улы, адресованные жунгарскому хунтайджи, обращения и письма Сырыма Датова, направленные Оренбургскому генерал-губернатору.

Четвертый период развития казахского ораторского искусства приходится на XIX и начало XX веков. В это время в результате присоединения Казахстана к России происходит процесс ликвидации ханской власти. В официальном порядке бии отстранялись от полномочий судей, их назначала царская власть. Тем не менее, веками формировавшиеся традиции бийства и ораторского искусства не сразу уступили свои позиции и утратили свое значение. Различные конфликты и споры между родами и отдельными лицами все еще разрешались с помощью биев. Каждый би-оратор мог прямо и открыто высказывать свое мнение о ханах, султанах, волостных, мог собрать и объединить под своим руководством значительные аулы и выступить против властей. Так Исатай Тайманов выступил против хана Жангира, Бекболат би и Казыбек улы — против хана Аблая. Их страстные и обличительные речи способны были зажечь и увлечь массы за собой.

Казахское ораторское искусство получило свое дальнейшее развитие в начале XX века, особенно в пору национально-освободительного восстания 1916 года. На эти годы приходится деятельность таких пламенных народных батыров и ораторов, как Амангельды Иманов, Алиби Жангильдин, возглавлявших вооруженное восстание в Казахстане. В это время отмечается деятельность таких ораторов, как Typap Рыскулов, Жанайдар Садуакасов, Ораз Исаев.

Нынешние исследователи казахского ораторского искусства, безусловно, опирались на сведения, оставленные учеными-востоковедами, путешественниками, и, в особенности, собирателями образцов казахской устной литературы, народного творчества – Г.Н.Потаниным, В.В.Радловым, А.Янушкевичем, казахскими учеными и просветителями Ч.Валихановым, И.Алтынсариным. Однако никто из дореволюционных исследователей специально не занимался казахским ораторским искусством. Впервые эту тему глубоко и компетентно проанализировал в 30-х годах поэт Сакен Сейфуллин. В работе «Казахская литература» он представил образцы казахского ораторского искусства, определил специальное обеспечение деятельности биев-ораторов, место ораторского искусства в устной литературе. После него специальным исследованием занималась Амина Маметова. В своей кандидатской диссертации «Изречения казанских биев-ораторов и место их в казахской литературе» она называет знаменитых, видных казахских биев, раскрывает значение изречений и высказываний, приписываемых им, их художественные и литературные особенности. Но точки зрения Сейфуллина и Маметовой на данную проблему не совпали. Сейфуллин находил, что бии-­ораторы — представители господствующего класса, их изречения и высказывания — мнение последнего. Амина Маметова, наоборот, характеризовала всех биев как заступников, а их слова и изречения – как выражение мнений и чаяний трудового люда.

С начала 1960-х годов под руководством академика Мухтара Ауэзова были опубликованы исследования «Из истории казахской литературы», «Ораторские слова». В них давались пояснения к казахским ораторским изречениям, всесторонне рассматривались труды первых исследователей ораторских слов, а также их литературно-художественное значение. Были выявлены особенности казахских народных ораторских изречений, которые по содержанию подразделялись на три вида: ораторские слова (шешендік aтay), ораторские толгау (шешендік толғау), ораторские споры, полемика (шешендік дау) и подавались темели соз (поэтической речью) и пернели соз (прозаической речью).

 Казахские народные ораторские изречения тесно связаны с близкими им жанрами устного литературного творчества. Так, пословицы и поговорки представляют собой квинтэссенцию народных ораторских изречений. Одним из жанров казахской устной литературы, максимально приближающимся к ораторским словам и изречениям, являются исторические предания и легенды.

Несомненно, ораторское искусство является одной из крупной и важной составляющей древнего, исконно народного творчества, послужившее непреходящим образцом и примером для казахской поэзии, прозы и драматургии. Устная литература еще послужит не одному поколению мастеров пера, а богатый и сочный язык, глубокие мысли народных ораторов необходимы каж­дому человеку, умеющему ценить и почитать родной язык.

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: