12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики - «Кызылординские Вести»

12 апреля – Всемирный день авиации и космонавтики

12.04.2023

758 0

Байконур

Фото ©REUTERS

12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики — памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. Это особенный день — день триумфа науки и всех тех, кто сегодня трудится в космической отрасли.

Как праздник — День космонавтики — был установлен в Советском Союзе Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года, а международный статус получил в 1968 году на конференции Международной авиационной федерации.

12 апреля 1961 года гражданин Советского Союза старший лейтенант Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов.

Полет, длившийся всего 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса. Имя Юрия Гагарина стало широко известно в мире, а сам первый космонавт досрочно получил звание майора и звание Героя Советского Союза.

Как известно, прежде чем в космический корабль сел человек, в полет были отправлены четвероногие друзья человека. В августе 1960 года советский космический корабль с собаками Белкой и Стрелкой на борту совершил суточный полет с возвращением на Землю.

Создание космодрома «Байконыр» с мощной испытательной базой – одно из самых значимых событий в нашей истории, ведь именно отсюда началась космическая эра человечества. В 1954 году была создана специальная Государственная комиссия по выбору места строительства космодрома. Проведя рекогносцировку нескольких районов страны, комиссия вышла с предложением о размещении космодрома в пустынном районе Казахстана восточнее Аральского моря, в нескольких сотнях километров от поселка Байконыр. Это место имело ряд преимуществ перед другими: малонаселенность не только в районе космодрома, но и по трассе запускаемых ракет, равнинная полупустынная местность, наличие крупнейшей реки Сырдарьи, проходящие вблизи железнодорожная магистраль и автомобильная трасса, более трехсот солнечных дней в году и, главное, близость к экватору, дающая возможность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли.

И вот в феврале 1955 года Правительством было принято решение о строительстве космодрома «Байконур». В январе 1955 года прибыл первый отряд военных строителей. Началось создание производственной базы: закладывались бетонные заводы, растворные узлы, механизированные склады для песка и гравия, организовывалось лесопильное и деревообрабатывающее производство. Одновременно с началом строительства шел процесс формирования самого коллектива создателей космической гавани. Трудности, с которыми встретились строители космодрома, были связаны не только с суровыми климатическими условиями, но и с неустроенностью быта и, самое главное, с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием какого-либо опыта в создании подобных объектов. Не выдерживали машины, но люди выстояли.

Несмотря на тяжелейшие условия, в первые месяцы были проложены автомобильная и железная дороги и начато строительство основного объекта – будущего первого стартового комплекса. Для его создания потребовалось поднять около миллиона кубометров грунта и уложить свыше тридцати тысяч кубометров бетона. Через четыре месяца стартовое сооружение было сдано под монтаж пус-
кового оборудования. В установленные сроки был сдан и первый монтажно-испытательный корпус. 5 мая 1955 года началось строительство жилого поселка испытателей космодрома, носившего в разное время разные названия: «Ташкент-90», поселок «Заря», поселок «Звездоград», город Ленинск и с декабря 1995 года – город Байконур.

2 июня 1955 года директивой Генерального штаба утверждена организационно-штатная структура 5-го научно-исследовательского испытательного полигона (НИИП). Эта дата была официально признана днем рождения космодрома «Байконур».

К концу 1955 года в состав полигона входило более двадцати частей и отдельных подразделений. Первыми были сформированы автомобильный батальон, авиационное звено, рота охраны и военный госпиталь. Общая численность работавших на полигоне в конце 1955 года составила почти две с половиной тысячи человек.

В декабре 1956 года строительство первоочередных объектов первой космической гавани было завершено. Началась отделка наземного оборудования, подготовка к испытаниям ракетных комплексов. 15 мая 1957 года со стартовой площадки полигона произведен первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 конструкции Сергея Королева. При первом пуске ракета пролетела четыреста километров. Пуск оказался неудачным из-за возникшего пожара в хвостовом отсеке. Через пару месяцев запущенная Р-7 уже успешно отработала активный участок траектории и доставила в заданный район головную часть. Испытания показали, что ракета Р-7 может вывести на орбиту искусственный спутник Земли, и в октябре 1957 года был выведен на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник. Так был начат отсчет космической эры.

Очередную победу в освоении космического пространства принес
1959-й год – к Луне стартовал первый в мире космический аппарат. Впервые достигнута вторая космическая скорость и создан первый искусственный спутник Луны. В течение десяти лет на полигоне было построено и принято в эксплуатацию пять монтажно-испытательных корпусов, четыре старта. Шла подготовка к испытаниям новых образцов ракетно-космической техники. Была создана система противовоздушной обороны.

В марте 1961 года проведены последние летные испытания космического корабля «Восток» с антропологическими манекенами и животными на борту. А 12 апреля того же года на орбиту Земли был выведен космический корабль «Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным. Так человек вырвался в космос.

За годы, прошедшие после полета в космос Ю.Гагарина, на космодроме «Байконур» испытаны новые поколения ракеты-носителей легкого, среднего и тяжелого классов и их модификации: «Циклон», «Союз», «Протон», Н-1, «Зенит», «Энергия». С космодрома «Байконур» были запущены спутники серии «Космос», «Метеор», спутники связи и телевидения «Экран», «Радуга», «Горизонт», «Молния», навигационный спутник «Глонасс», орбитальные станции «Салют», «Мир», модули «Квант», автоматические межпланетные станции «Марс», «Венера», «Зонд», «Вега».

За 60 лет отсюда отправились в космос свыше двухсот человек, были запущены ракеты сорока видов. На сегодняшний день казахстанцы и россияне реализуют совместные масштабные проекты по освоению космоса.

Старт корабля «Восток-1» с пилотом-космонавтом Юрием Гагариным на борту был произведён с космодрома «Байконур» 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени. Позывной Гагарина во время полёта — «Кедр». В самом начале подъёма ракеты он произнёс фразу, которая на сегодняшний день уже успела стать крылатой: «Поехали!». Ракета-носитель «Восток» проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой оказалась на 100 километров выше расчётной.

На орбите Ю.Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля
и наблюдениях. Он в иллюминатор наблюдал за Землей с её облачностью, горами, лесами, реками, морями, видел небо и солнце, другие звёзды во время полёта. Ему нравился вид нашей планеты из космоса. На бортовой магнитофон он записал такие слова: «Наблюдаю облака над Землёй, мелкие кучевые, и тени от них. Красиво, красота!.. Внимание. Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво!»

Гагарин также провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе. Поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля или испортить аппаратуру. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с математической задачей, при решении которой получался код разблокировки панели управления.

В конце полёта тормозная двигательная установка проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате в течение десяти минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь — С.Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, после чего спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории (как и у остальных пяти космических кораблей серий «Восток» и «Восход»), то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки — после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка (температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч C°), по стёклам иллюминаторов потекли струйки расплавленного металла, а сама кабина начала потрескивать.

На высоте семи километров в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что космонавт некоторое время испытывал серьёзное затруднение с дыханием. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься в ледяную воду Волги. Космонавту помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10.53 на 106-й минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с космонавтом приземлился не в запланированной области в 110 километрах от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное.

Первый в истории полет человека в космос благополучно завершился. Летчик-космонавт майор Ю.Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и Правительству и лично Никите Сергеевичу Хрущеву, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею».

После объявления радостной новости по радио ощущение счастья переполнило весь советский народ. Люди ликовали. В этот день простой парень из российской глубинки навсегда изменил представление человечества о пространстве, в котором существует наша планета. Несмотря на то, что этот великий день пришелся на середину рабочей недели, народ выходил на улицы, у всех было праздничное настроение, все радовались, веселились. В стране наступил праздник.

Первому космонавту Ю.Гагарину рукоплескал весь мир. В ходе своей зарубежной поездки с «миссией мира», он посетил Чехословакию, Финляндию, Англию, Болгарию и Египет.

Спустя год, по предложению второго летчика-космонавта СССР Германа Титова в СССР 12 апреля учредили Днем космонавтики. А в 2011 году эта дата была признана Генеральной Ассамблеей ООН Международным днем полета человека в космос. Также 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики.

Вслед за полетом Ю.Гагарина знаменательные вехи в истории освоения космоса посыпались одна за другой: был совершен первый в мире групповой космический полет, затем в космос отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (16 июня 1963 г.). В отличие от Ю.Гагарина, предполетной речью первой женщины-космонавта стала целая строка из стихотворения: «Эй, небо, сними шляпу!». Первая женщина-космонавт благополучно вернулась на Землю спустя 2 суток полета. Это был единственный раз в истории мировой космонавтики, когда женщина совершила космический полет в одиночку. В 1965 году состоялся полет первого многоместного космического корабля, и Алексей Леонов стал первым человеком, совершившим выход в открытый космос.

Для жителей Казахстана День космонавтики – это не просто праздник. Особой гордостью является то, что именно с нашей священной земли Сыра проложена дорога в космос.

Второе октября 1991 года для Казахстана день особенный. В этот день стартовал космический корабль «Союз ТМ-13», на борту которого находился первый в истории космонавт-казах, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Токтар Аубакиров. Продолжительность его пребывания в качестве космонавта-исследователя на орбите составила более семи суток. Примечательно, что формально он является последним космонавтом Советского Союза.

Первого июля 1994 года стартовал космический корабль «Союз ТМ-19», на борту которого находился второй в истории космонавт-казах Талгат Мусабаев. Стоит отметить, что он совершил три полета в космос. Общая продолжительность пребывания в космосе – более 341 суток.

Первый гражданин Казахстана совершил свой полет в космос 2 сентября 2015 года на космическом корабле «Союз ТМА-18М». На его борту находился Айдын Аимбетов. Во время полета он провел ряд научных исследований по изучению влияния радиации на человека в космосе. Также космический мониторинг экологии Аральского и Каспийского морей. Кроме того, в рамках полета он провел эксперимент «Дастархан-6», суть которого заключалась в исследовании влияния на организм человека в невесомости блюд казахской национальной кухни. В сублимированном виде на орбиту Земли были доставлены айран, сухое кобылье молоко, курт, иримшик.

18 июня 2006 года наша страна сделала первый прорывной шаг в новую космическую эру. С космодрома «Байконур» был осуществлен запуск первого казахстанского спутника связи «KazSat». Он предназначен для обеспечения телевизионного вещания, фиксированной спутниковой связи и передачи данных. В 2011 году был запущен второй казахстанский спутник – «KazSat-2», в 2014-ом –
третий – «KazSat-3».

С момента обретения Независимости в Казахстане были созданы различные подразделения по космическим исследованиям, разработана государственная программа развития космической деятельности в Республике Казахстан.

За последнее десятилетие Казахстан сделал огромный шаг в развитии высокотехнологичного и наукоемкого сектора экономики – космической отрасли. Создана современная космическая инфраструктура, обеспечен прорыв в разработке отечественных образцов космической техники и технологий. В стране успешно продолжается работа по созданию и использованию космических технологий для экономики и безопасности страны.

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: