Жезказганской трассе быть! — «Кызылординские Вести»

Жезказганской трассе быть!

02.02.2021

6082 0

Спросите у любого кызылординского водителя, хоть раз державшего путь по так называемой Жезказганской трассе, как в ответ сразу же услышите целую тираду возмущения о ее низком качестве. О том, что автодорога Кызылорда — Жезказган самая разбитая дорога в стране, хорошо знают тысячи казахстанских автомобилистов.

На самой середине этой дороги, а это около 120 километров, на ней нет даже щебёночного покрытия. За полвека своего существования на автомагистрали ни разу не проводился капитальный ремонт. Хотя этот актуальный вопрос долгие годы практически не снимался с повестки дня специалистов автодорожной отрасли. А сегодня, по всей видимости, мечта водителей близка к исполнению. Реконструкция автомобильной дороги республиканского значения «Кызылорда – Павлодар – Успенка — граница РФ», в которую входит участок Кызылорда – Жезказган, может начаться уже предстоящей весной. О том, от каких трудностей и лишений избавит участников движения реконструкция автодороги, рассказали эксперты и специалисты.

Дорога жизни

Автодорогу между Кызылордой и Жезказганом очень трудно назвать дорогой республиканского значения. Не будет преувеличением сказать, что преодолевать ее, особенно в осенне-весенний и зимний периоды года, в какой-то степени опасно для жизни водителей и пассажиров. В ненастные дни на дороге распутица, ямы и колдобины. Однако, несмотря на знакомые до боли предостережения, тысячи казахстанских автолюбителей предпочитают передвигаться именно по этой трассе. Потому что она прямиком соединяет южные области страны с центральными и северными регионами. И как говорят сами водители, Жезказганская трасса на 700-800 километров сокращает расстояние до Нур-Султана и в разы экономит время передвижения.

По этой дороге передвигаются не только частники, но и, в большинстве своем, автомобили предпринимательских структур: на юг — из ряда городов Карагандинской и Акмолинской областей и Нур-Султана, на север — Кызылординской и Туркестанской областей и города республиканского значения Шымкента. Грузовики, тягачи с полуприцепами и автопоезда с прицепами ежедневно перевозят сельскохозяйственную, животноводческую продукцию, строительные и другие товары. Кроме того, несмотря ни на какие сложности, не останавливают свою работу и владельцы пассажирского транспорта — средних и малых междугородних автобусов и минивэнов. Ведь спрос на перевозку пассажиров есть в любое время года. Отсюда складывается высокая интенсивность движения. По данным дорожников, по автотрассе «Кызылорда – Павлодар – Успенка – граница РФ» она составляет около 1700 автомобилей в сутки.

По мнению автомобилистов, низкое качество дороги Кызылорда-Жезказган часто приводят машины к поломке и авариям. По их словам, без запчастей сюда лучше вообще не выезжать. Даже после преодоления трассы многие механизмы автотранспорта приходится менять или ремонтировать. И потому не удивительно, что здесь аварии, в частности, опрокидывания и крушения, – обычное явление.

Как сообщили в пресс-службе областного департамента полиции, на кызылординском участке автодороги Кызылорда – Жезказган в 2018 году произошло два дорожно-транспортных происшествия, в которых пострадало 2 человека. В 2019 году в результате двух автоаварий один человек погиб, трое получили травмы. В прошлом году на трассе зарегистрировано 3 ДТП – пострадало 4 человека. А по данным республиканских СМИ, по всей трассе за последние пять лет из-за плохого качества покрытия произошло свыше 400 ДТП, в которых погибли около 400 человек и полутора тысяч получили травмы различной степени тяжести. Поэтому вопрос о срочном ремонте трассы не раз поднимался на различном уровне, в том числе и в Сенате Парламента РК.

Зона повышенного внимания

О том, что дорога на Жезказган всегда на особом внимании, говорят и спасатели. Как говорит заместитель начальника ДЧС Кызылординской области полковник Саид Молдакараев, определенные трудности в случае происшествий вызывает необустроенность дороги.

– В первую очередь, работу спасателей затрудняет отсутствие покрытия мобильной связью автодороги, – говорит С. Молдакараев. – Это приводит к тому, что автопутник, попавший в сложную ситуацию, не имеет возможности связаться с кем-либо по сотовому телефону и сообщить, что у него, к примеру, закончилось топливо, ухудшилось здоровье или сгорел автомобиль. Обычно вызов о помощи передается с попутным транспортом, который только в месте доступа сети может первым сообщить спасателям информацию о случившейся беде. Все это ведёт к потере драгоценного времени при чрезвычайных ситуациях.

Вторая проблема Жезказганской трассы – это отсутствие на ней ТМСП — трассового медико-спасательного пункта. Наличие таких пунктов дало бы возможность своевременно оказать необходимую первую медицинскую помощь пострадавшему в результате аварии либо заболевшему в пути следования. Поэтому наши спасатели транспортируют пострадавших в областной центр, проделывая многокилометровый путь. Это опять-таки – потеря драгоценного времени, от которого зависит спасение жизни человека.

Еще один актуальный вопрос – вдоль автодороги нет автокемпингов. Такая условная точка должна быть на любой автодороге крупного значения. Кемпинги, как и пункты обогрева, – это спасение для тех, кто застрял на трассе в непогоду в сугробах, при поломке автомобиля, при закрытии дорог и других происшествиях. Поэтому спасателям приходится своими силами эвакуировать пострадавших и их автомобили в областной центр, так как по дороге нет ни населенных, ни других пунктов для спасения. Хотелось бы, чтобы все эти нюансы были учтены при строительстве новой автомагистрали.

Кызылординский участок – в норме

Между тем нужно отметить, что самый разбитый участок автодороги Кызылорда — Жезказган находится на территории соседней Карагандинской области. В зоне же обслуживания кызылординских дорожников 204 из 424 километров. По Кызылординской области пролегает 60-километровый участок дороги с гравийным и 127-километровый – асфальтовым покрытием. Они, надо отдать должное нашим дорожникам, находятся в удовлетворительном состоянии.

– На территории нашей области за беспрепятственный проезд автомашин, зимнее содержание, уборку снега, мусора, полосы отвода, дорожно-строительные работы по нанесению дорожной разметки и установке дорожных знаков на автодорогах республиканского значения отвечает областной филиал АО «Национальная компания «Казавтожол», – говорит руководитель отдела ведомства Нурлыбек Усенов. – В частности, наш участок трассы Кызылорда – Жезказган ежегодно приводится в порядок. На нем производится ямочный ремонт общей площадью почти 5 тысяч квадратных метров. Ремонтные работы выполняются весной, так как после зимы дорога сильно разбита. А осенью вновь готовим трассу к зимнему периоду.

В областном филиале АО «Национальная компания «Казавтожол» информацию о строительстве автомобильной дороги «Кызыл-
орда — Жезказган» весной текущего года подтвердили. В феврале прошлого года проект представили на общественных слушаниях. Разработчик проекта реконструкции – проектная организация ТОО «Каздорпроект».

Как сообщил главный инженер проекта Виталий Копылов, стоимость разработки проектно-сметной документации составила 583 миллиона тенге. В период слушаний уточнено количество мостов и мест для скотопрогонных переправ, так как вдоль трассы расположено много животноводческих хозяйств. Дорожное полотно возведут из капитального покрытия ЩМА – щебеночно-мастичного асфальтобетона. Ширина двухполосной асфальтированной проезжей части составит 9 метров, земляного полотна – 15. Учтены пожелания населения о строительстве водостоков и подземных переходов для домашних и диких животных.

Новая трасса – путь к развитию

Как сообщил заместитель директора областного филиала АО «НК Казавтожол» Шанжархан Мырзабай, согласно законодательным и нормативным актам проведены работы по инженерным изысканиям, согласованию переустройства инженерных сетей, расчеты земляных работ и конструкций дорожных хозяйств.

– Финансирование работ планируется из средств республиканского бюджета и международных финансовых организаций, – говорит Ш.Мырзабай. – Ориентировочная стоимость проекта порядка 110 миллиардов тенге. Автодорога Кызылорда — Жезказган – это участок трассы республиканского значения «Кызылорда – Павлодар – Успенка – граница РФ». Сегодня ведется разработка ПСД реконструкции дороги протяженностью в 204 километра. Проектно-изыскательские работы ведут генеральный проектировщик – Консорциум ТОО «Каздорпроект», Проектно-изыскательский институт «Каздорпроект» и ТОО «Семдорпроект». Срок окончания строительства трассы – три года.

В автодорожном ведомстве уточнили, что граница нашей области с Карагандинской находится на 216-ом километре автодороги. Это расстояние поделено на 6 лотов. По проекту 15-километровая объездная дорога, которая начнется при въезде в Кызылорду со стороны Шиелийского района (на 1827 километре автодороги М-32 «Самара — Шымкент) и сомкнётся на развязке на 25-м километре трассы в сторону Жезказгана, приобретёт статус автодороги первой категории. Она будет четырёхполосная, с освещением. Остальные 191 километр (с 25 по 216 км) до Жезказгана – второй категории. Все эти работы входят в Лот №1 проектно-сметной документации, он в настоящее время проходит государственную экспертизу.

Сегодня по документам остальных 5 лотов получено положительное заключение государственной экспертизы. Если решатся финансовые вопросы, то по мере выделения средств, в текущем году планируется начать строительно-монтажные работы.

– Всего в рамках проекта планируется построить две транспортные развязки, два путепровода для сельскохозяйственной техники и домашних животных и три моста через каналы, – говорит Ш. Мырзабай. – Кроме того, вдоль трассы предусмотрено возведение двух многофункциональных промежуточных контрольных измерительных арок для проверки веса, габарита, скорости автомобилей, пяти современных тёплых туалетов, шести площадок для отдыха, 56 водопропускных труб, 10 подземных переходов для животных и 117 перекрестков и стыков дорог. Ожидается, что во время строительно-монтажных работ на объектах будет занято около 2,5 тысячи рабочих, из которых 750 человек должны привлечь из числа местного населения. После строительства 12 километров дороги при выезде из Кызылорды перейдут на баланс города.

Строительство Жезказганской трассы, безусловно, очень важное событие в жизни региона. Эксперты и специалисты единодушны в том, что новая дорога даст ощутимый импульс развитию экономики страны и области. В частности, современная автомагистраль заметно улучшит транспортное сообщение между северными и южными областями страны, повысит инвестиционную привлекательность и туристический потенциал региона. А рост грузооборота автомобильного транспорта позитивно повлияет на развитие предпринимательства. Дорога позволит напрямую выйти из южных регионов страны через Центральный Казахстан в промышленные зоны Российской Федерации.

Алибек БАЙШУЛЕНОВ

Читайте также: